«Больше всего помогают люди не самые богатые, а со средним достатком»
Разговор накануне Рождества
— Ваша Экселенция, расскажите, пожалуйста, о наиболее важных направлениях благотворительной работы Римско- Католической церкви в Украине.
— Во-первых, это столовые для бедных. В каждой из наших семи епархий работает по меньшей мере 5 подобных столовых. К тому же, в каждой епархии имеется свой социальный центр помощи нуждающимся людям. Есть и приходские или монастырские социальные центры. Например, во Львове сестры ордена Св. Иосифа опекают 150 детей. Дети там не только обедают — сестры помогают им выполнять домашние задания, предоставляют возможность рисовать, лепить, читать и тому подобное. Еще у нас имеется четыре дома для сирот, а 29 декабря в Житомире будем освящать пятый, еще на 10 человек. Есть у нас и три дома для престарелых — всего на 80 человек.
Наиболее активная наша работа — это оздоровление детей-сирот и детей из бедных семей. Для них у нас имеется три центра отдыха и оздоровления и дом в Ворзеле. Каждый год здесь отдыхает более 2700 детей. Подобная работа ведется и в отдельных епархиях; например, в Луцке в этом году оздоровили приблизительно 300 детей, хотя это небольшая епархия. То же делается в Одессе, Каменец-Подольске и тому подобное. Есть возможность для зимнего отдыха детей, главным образом, из интернатов — они приезжают туда целыми классами вместе с учителями, не прерывая учебу. В центрах оздоровления обеспечиваем детям хорошее питание, витаминизацию, медицинское обслуживание и рекомендации врачей родителям. А еще — минимум христианского воспитания. Что плохого в том, если дети выучат наизусть хотя бы «Отче наш»? Бывает, что и родители за это благодарят. А прозелитизмом мы не занимаемся, хотя двери наших лагерей открыты для детей других конфессий. Мы не против также, чтобы наших детей приглашали, скажем, в православные лагеря отдыха (подобного еще, правда, не случалось). Думаю, что отдых детей должен вообще быть за рамками конфессиональности. Точно так же — кто спрашивает у людей, которые приходят в столовые для бедных, об их конфессиональной принадлежности? Хотел бы отметить, что в католические центры отдыха действительно едут с детьми православные священники. Два раза был даже православный епископ из Чернигова, к сожалению, уже покойный. Приглашаем и греко-католических священников и воспитателей, а также духовенство других церквей. Так, в наших лагерях отдыхала группа детей из немецкой лютеранской церкви в Украине.
— На какие деньги осуществляется харитативная деятельность в Украине?
— Украинская церковь не так богата, чтобы поддерживать серьезную благотворительную деятельность, хотя мы несколько раз в год объявляем во всех храмах сбор денег на благотворительные мероприятия. Средства получаем небольшие, но люди должны чувствовать свой долг и жертвовать, что могут. Но наша Украинская церковь входит во вселенскую Церковь, где немало богатых поместных Церквей. И они помогают. Когда мы будем богаче, то и сами будем помогать другим.
— То есть главная зарубежная помощь поступает к вам именно от Католических церквей? Между тем Православные церкви пользуются поддержкой Всемирного совета церквей, то есть протестантскими деньгами.
— Насколько я знаю, православным помогают также католические организации, поддерживающие, в частности, некоторые православные семинарии. Эта помощь, впрочем, не ценится и, я считаю, не достигает главной цели — хоть какого-то сближения католической и православной церквей. Не заметно взаимности или какой-то благодарности. Даже наоборот — можно услышать голоса: «Нас хотят купить!».
— А деньги, между тем, берут? Мы такие…
— Но вернемся к благотворительности. К сожалению, украинские светские источники помощи не слишком щедры. Но бывает. Например, в месяц милосердия (сбор средств и вещей для помощи бедным) находятся организации, чаще всего небольшие предприятия, которые предлагают нам, скажем, белье для детей или пошив детских пижам. Иногда приходит в церковь человек и просит взять деньги для помощи детям. Бывает, что бизнесмен хочет поблагодарить Бога за то, что хорошо пошли дела, и жертвует на благотворительность. Или звонят из какого-то склада и предлагают привезти продукты для лагеря отдыха или помочь летом транспортом или строительными материалами. Кое-кто делает это регулярно.
Думаю, что это первые результаты христианского воспитания. И количество денег здесь не важно — раньше и этого не было. Интересно, что больше всего помогают люди не самые богатые, а, скорее, среднего достатка и даже бедные. Собственно, самые богатые не помогают никогда. Это не только в Украине — во всем мире так. И на Западе благотворительность держится на среднем классе.
— Ваша Экселенция! К нам обращаются читатели с просьбой больше рассказать о благотворительной деятельности сестер Матери Терезы — миссионерок Божьего милосердия и любви. А сами они отказались отвечать на вопрос журналиста.
— Сестры Матери Терезы (в Украине их четыре) ведут строгий, даже аскетический образ жизни. У них, например, такое правило — если им нечего дать голодным, то и сами они голодают. И если это не требуется для помощи бедным, то не держат в монастыре запасов продуктов более, чем на два дня. Или такая черта их быта — все они живут в одной комнате, хотя каждая имеет право на отдельную келью (комнату). Делают это, пытаясь лучше понимать жизнь бедных, жить, как они, — почувствовать голод, тесноту, дискомфорт. По той же причине сестры очень легко одеваются, даже зимой. Когда сестры приходят ко мне или к священнику по каким-то делам, они не имеют права выпить чашку кофе или чая — это запрещает их устав: не потреблять ничего, кроме скромной монастырской еды. И всем, что они имеют, что им Бог посылает, делятся с бедными. Важной чертой их жизни является запрет впустую тратить время — сестры или выполняют какой-то благотворительный долг, или молятся — даже на остановках городского транспорта.
Полное название ордена — «Миссионерки Божьего милосердия и Божьей любви», но чаще их называют сестрами Матери Терезы, которая стала символом доброты человеческой. Я считаю это великим даром для всей нашей эпохи — то, что наш век был не обделен великой святой. Помогая людям, для матери Терезы не существовало границ — ни религиозных, ни национальных, ни конфессиональных, ни территориальных. К сожалению, я лично не был с ней знаком, но слышал от епископов, что для матери Терезы не было разницы между бедным, которому она служит, и епископом, к которому пришла по делам. У нее был такой дар, такая харизма, что это никто плохо не воспринимал.
Сестры основанного ею ордена во всем мире живут по ее принципам. Не каждый способен на такое нелегкое служение, поэтому сестры не спешат принимать в орден новеньких — испытание, размышления иногда продолжаются годами, а то и десятками лет. Ведь Бог, убеждены сестры, ни от одного человека не требует усилий, которые бы превышали его возможности.
— Известно, что киевские сестры матери Терезы три раза в неделю кормят голодных бедняков. Чем они еще занимаются?
— Это сегодня их главная миссия, но у них имеются и другие обязанности. Например, они пытаются воссоединять членов семей, которых разъединила бедность, нужда. Сестры постоянно посещают определенный круг таких семей, приносят для них продукты, настаивают, чтобы члены семьи готовили и трапезничали вместе, пытаясь восстановить в каждом чувство взаимной ответственности; разговаривают с ними, приводят примеры из Святого Писания. Ежедневно сестры посещают 10 — 15 таких семей.
Сестры матери Терезы далеки от фальшивого милосердия. Они практичны и конкретны в отношениях с бедными и обращаются с ними, как с полноценными людьми — требуют от них усилий, убеждают в том, что все зависит от них самих и что нужно всегда искать выход. А если к ним приходит нетрезвый человек, ему не дадут и куска хлеба. Такие у сестер принципы, такая дисциплина — от всего должна быть какая- то польза для человека. Даже от помощи.
— Какие специальные мероприятия проводит Церковь к Рождеству?
— Сейчас в большом масштабе готовим новогодние подарки для детей — для интернатов, для бедных детей. В Киеве первую акцию делаем 25 декабря — для детей наших прихожан, а 27-го устраиваем праздник для 400 детей из бедных семей. Каждый из них получит пакет с определенными вещами и сладостями. Дети наших интернатов также не останутся без подарков.
КИЕВСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ПАСТОРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР им. ИОАННА ПАВЛА II
Это один из 30 подобных центров на Украине. Расположен он на Позняках, руководит им сестра Леокадия Весельская (орден Сердца Марии), а рассказывала нам о работе центра социальный работник Неля Шкиль, работающая здесь со времени основания центра в 1998 году.
Разговаривать с пани Шкиль было непросто, потому что почти ежеминутно звонили или приходили люди. Одни просили прислать медсестру, другие пришли взять пакеты с продуктами, третьи в соседней комнате одевали детей в полученные здесь зимние пальто и ботинки. А в коридоре расположилась молодая женщина из Голосеева с тремя маленькими детьми. Она, собственно, получила уже все, что могли ей предоставить (стиральный порошок, продукты, зимнюю обувь для детей) и должна была бы уйти, но видно было, что ей здесь хорошо — в тепле, чистоте, среди внимательных вежливых людей — и женщина не спешила вернуться в свой страшный (судя по тому, как они все выглядели) мир. Потом подъехал автобус и все работники пошли разгружать привезенные продукты и одежду, собранные прихожанами киевских костелов, где сейчас проходит Неделя милосердия — собирают деньги, одежду, продукты. Из костелов, иногда даже из других городов, в центр привозят также картофель, капусту и тому подобное. Кроме приходов, центр поддерживают еще католические благотворительные организации «Каритас» и «Триумф сердца».
Социально-пасторальный центр помогает бедным людям, инвалидам, детям, — независимо от национальности или религиозно-конфессиональной принадлежности. Система помощи — смешанная. Это, во-первых, разовая, так сказать, «скорая помощь» нищим, людям с вокзала, обворованным проезжающим и тому подобное. Каких-либо бумаг, документов ни у кого не спрашивают. Некоторые из «одноразовых» становятся потом «постоянными», хотя возможности центра ограничены.
Постоянные подопечные — это одинокие старые больные люди или многодетные семьи. Таких в списке центра 50. Пани Неля рассказывает: «Вот, например, пришла к нам девочка 12 лет и рассказала, что мать сломала руку, а заплатить за гипс нечем. Пошли, посмотрели — совсем бедная семья, двое детей, отца нет. С тех пор опекаем, помогаем. Девочка, которая к нам приходила, уже работает, младшую поместили в интернат. Постоянных регулярно опекаем, подбираем для них одежду, помогаем продуктами. Имеется стиральная машина — для стирки белья совсем немощных людей. Одни сами приходят, другим помогаем дома. В целом, ежегодно мы делаем до 1500 визитов. Бывают чрезвычайно сложные ситуации. Например, на руках старых больных и слабых дедушки с бабушкой осталось двое малолетних внуков, родители которых в тюрьме».
Пани Неля знает по имени-отчеству всех своих подопечных и разговаривает с ними весьма спокойно и вежливо при любых обстоятельствах. А всякое бывает; за те две часа, которые я провела в центре, можно было наблюдать странные сцены. Одни принимают помощь с благодарностью, смешанную с хорошо понятным унижением, другие — как должное; есть и такие, которые «имеют право». Так, при мне в кабинет без стука вошла молодая, прилично одетая женщина и начала строгим начальственным голосом требовать, чтобы ей предъявили список содержимого продуктовых пакетов. Я было подумала, что это какой-то ревизор, проверка, а оказалось — проситель. Пани Неля воспринимает это спокойно — в их работе бывает всякое и на такие вещи не нужно обращать внимания или, тем более, обижаться. «Люди есть люди, и таким поведением иногда просто прикрывают свое душевное состояние. Бывает и не такое. Особенно сложно работать с теми, кто когда-то занимал высокие должности, руководил людьми, а теперь волей судьбы оказался в зависимости от благотворительной помощи — беспомощные, больные, никому не нужные». Одна такая старушка есть сейчас в списках центра им. Иоанна Павла II — капризная, требовательная, всегда чем-то недовольная. «Для нас это не должно иметь какое-то значение, — говорит пани Неля — мы должны выполнять свой христианский долг». Центр помогает и беженцам-иностранцам, волей судьбы оказавшимся в Киеве, которых не одна тысяча, — это жители Конго, Чада, Чечни, России. Каждый четверг здесь дежурит офицер по миграции — разбирается в сложных вопросах, дает советы.
В центре дежурит не только он. Трижды в неделю в течение трех часов дежурит врач — принимает больных, дает лекарства и даже очки, в случае необходимости — посещает больного на дому. Двери этого медицинского пункта открыты для каждого, а лекарствами обеспечивает фирма «Фармак» (это ее благотворительная акция). Задача же работников центра — следить за тем, чтобы помощь досталась наиболее нуждающимся. Кроме врача, в центре работают (без оплаты) медсестра-педиатр, парикмахер (для многих стариков стрижка — проблема). Один раз в неделю в центр приходит священник и ведет индивидуальные духовные беседы. Работы, в общем, много, но центру помогают волонтеры-студенты Университета Фомы Аквинского (их главная миссия — разгрузка автобусов).
Для детей жилого дома, в котором расположен центр, работники устроили уголок — здесь есть игрушки, книжки, здесь дежурит учитель (также волонтер), а на прощание угощают детей чаем, печеньем, бутербродами. Красивый ковер на полу Детской гостиной подарила одна из подопечных центра госпожа Ярмолинская. «Она уже не знает, — говорит Неля, — как отблагодарить за нашу помощь, очень хочет и сама что-то сделать для других, несмотря на то, что у нее нет ног. Это не единичный случай. Вот эти красивые пейзажи маслом на стенах центра — это подарок другой женщины». Центр занимается и оздоровлением детей — каждый год отправляет в лагеря в Ворзеле, в Карпатах 20 — 30 детей из тех семей, которых постоянно опекают.
Когда центр неспособен помочь, то обращается, так сказать, на более высокий уровень. Был случай — после долгих лишений семья незрячих людей получила стараниями центра квартиру. Но… без газовой плиты. Куда не обращались — безрезультатно. Пришлось вмешаться епископу Станиславу Широкорадюку. В конечном счете плиту купили, установили. «Еще был счастливый случай, когда «Триумф сердца» выделил для центра две инвалидных коляски — детскую и для взрослого. Мало, конечно, но все-таки!» — говорит пани Неля.
Пани Неля рассказывает: «Работать, в общем, не тяжело, хотя приходится иметь дело с престарелыми, а иногда — с психически неуравновешенными. Но настоящих конфликтов не бывает. Нужно только любить людей такими, какие они есть. А также чаще вспоминать о своих недостатках — кто из нас безгрешен? Всегда помнить, что человек приходит к нам с протянутой рукой — это деликатное дело. Тем более, что не все ожидания мы имеем возможность должным образом удовлетворить».
Работники центра убедились, что больше, чем в материальной или медицинской помощи одинокие люди (не говоря уже о незрячих) нуждаются в общении, внимании, хотят, чтобы их выслушали, возле них присели, почитали Святое Писание. Работники и активисты центра пытаются, насколько это возможно, выполнять различные маленькие прихоти своих постоянных подопечных. Например, одна старушка всегда просит, чтобы, отправляясь к ней с визитом, купили пирожки с картофелем, которые продаются в каком-то определенном месте. Люди весьма благодарны за все это — пишут социальным работникам благодарности, дарят фотографии, на которых они молодые, здоровые и красивые. Мне показали фото, подаренное центру 90-летней женщиной; на нем — роскошная, сияющая улыбкой красавица играет на бандуре в составе ансамбля бандуристов.
Газета «День» искренне поздравляет людей всех конфессий с Рождеством Христовым!
Выпуск газеты №:
№238, (2002)Section
Общество