Перейти к основному содержанию

Большое строительство в зоне отчуждения

Корреспонденты «Дня» увидели, какие объекты в настоящее время строят вокруг ЧАЭС и для чего
27 апреля, 17:05

Около контрольно-пропускного пункта «Дитятки» на границе с Чернобыльской зоной отчуждения стоят люди. Это — бывшие местные жители, которые едут «на гробки», — как раз поминальный день. Впрочем, сегодня зона отчуждения — не только кладбище людей, домов и мечтаний, это — и большая строительная площадка.

АРКА ДЛЯ РЕАКТОРА

Около ЧАЭС работают коммунальщики в оранжевых жилетах — подкрашивают белым бордюры. Такие работы проводят каждую весну. Вокруг чисто. Возвышается полукруглый каркас нового саркофага для четвертого реактора ЧАЭС. Работы должны окончиться 20 ноября 2017 года. Руководит строительством французское предприятие Novarka. Над сооружением конфайнмента, то есть укрытия, работают люди из 17 стран мира. Работа идет вахтами: 15 суток работы, 15 — отдыха. Смена длится семь-восемь часов. В Чернобыле никто не живет, рабочие приезжают из городов вокруг — например, из Славутича.

Новый конфайнмент закроет саркофаг, построенный в 1986 году. Старое укрытие можно эксплуатировать до 2023 года. Когда построят новый саркофаг, старый разберут. Вообще сооружение нового конфайнмента включает два этапа: создание арки и демонтаж первого саркофага. Стратегия демонтажа существует, но проектирование еще не началось.

Конфайнмент рассчитан на 100 лет использования. «За первые 50 лет нужно решить проблему с геологическим хранилищем и изъятием материалов, которые содержат топливо, разработать стратегию конечной разборки объекта. За вторые 50 лет это нужно реализовать», — объяснил главный инженер проекта «План осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» Владимир Каштанов.

Новый саркофаг будет стоять на железобетонных сваях, каждая длиной 25 метров и диаметром один метр. Высота фундамента — восемь метров. Построение нового конфайнмента стоит два миллиарда евро, из них 1,5 миллиарда пойдет на строительство саркофага. Деньги на проект выделяет Чернобыльский фонд «Укрытие», распорядитель котрого — Европейский банк реконструкции и развития. В фонде много стран-вкладчиков, среди них и Украина, которая выделила на проект около 150 миллионов евро.

ВЕКТОР — НА ХРАНЕНИЕ

На зеленых полянах стоят, как разбросанные игрушки, сооружения, где будут содержать или уже содержат ядерный мусор. Это — централизованное хранилище радиоактивных отходов  «Вектор» недалеко от Припяти. Распланирована инфраструктура этого комплекса: пожарное депо, биопруды, резервуары для воды, столовая, лаборатория и шесть хранилищ. Уже работает одно хранилище, КПП с дозиметрическим контролем, пожарное депо, прошли «холодные» испытания — то есть, без использования отходов — еще одного хранилища.

ЗА СПИНОЙ РАБОЧЕГО — ПОМЕЩЕНИЕ, ГДЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ БУДУТ ГОТОВИТЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ОТРАБОТАННОЕ ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО

 

По узкой металлической лестнице поднимаемся на площадку, где видно хранилище, которое уже работает. В бетонном сооружении пол расчерчен на белые клетки, похожие на соты. Так, одна к одной, хранятся 29 «порций» радиоактивных отходов из ЧАЭС — до этого они находились на спецкомбинате в Харькове. В хранилище будет четыре яруса. Когда заполнят первый, его забетонируют и будут заставлять второй и т. д. Заполненное хранилище покроют бетоном, засыплют землей, глиной, черноземом и засадят травой. В хранилище отходы можно хранить 300 лет.

Некоторые отделения «Вектора» должны достроить в 2017 году, что-то будут строить до 2020 года. Будут принимать радиоактивные отходы из ЧАЭС и трех работающих украинских атомных электростанций: Южноукраинской, Ровенской и Хмельницкой. Запорожская АЭС имеет свое хранилище для отходов.

Срыв сроков строительства угрожает нам штрафами в десятки миллионов долларов от России. Дело в том, что отработанное ядерное топливо из наших АЭС мы должны возвращать в страны, где его берем. В частности, мы получаем эти ресурсы в России. Поэтому отработанное топливо охлаждают и по железной дороге отправляют в РФ, где его перерабатывают. После этого остаются остеклованные отходы, которые необходимо вернуть в страну, которая пользовалась топливом, — то есть, в Украину. Согласно последних договоренностей наши отходы начнем забирать в 2018 году.

Также к «Вектору» будут свозить новые радиоактивные отходы из Украины. Здесь можно будет хранить ядерный «хлам» разного происхождения, активности и сроков существования. Отходы будут закрывать в амбарах из нержавеющей стали. Эти «стекляшки»-амбары будут хранить в освинцованном пространстве.

ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО СЕГОДНЯ «МИРНЫЙ АТОМ» ЧЕРНОБЫЛЯ — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ. НА ФОНЕ — ЧЕТВЕРТЫЙ ЭНЕРГОБЛОК ЧАЭС

 

Со временем отходы с высокой активностью и продолжительным «сроком жизни» нужно навечно переместить в геологическое хранилище. «Что касается геологического хранилища — исследовали подходящие площадки и дальше не пошли. Выбрали три площадки внутри зоны и из них определят лучшую», — делится Валентин Мельниченко, генеральный директор Украинского государственного объединения «Радон», которое занимается судьбой радиоактивных отходов в стране.

НОВЫЕ ХРАНИЛИЩА ДЛЯ СТАРОГО ТОПЛИВА

«Замок» с кубическими выступами — будущее хранилище для отработанного ядерного топлива из первого, второго и третьего энергоблоков ЧАЭС, ХОЯТ-2. Строительство планируют завершить в 2017 году. Работы начались в 1999 году, ими руководили французские компании. Однако технологию выбрали не слишком подходящую, и в начале 2000-х работы приостановили на несколько лет. Теперь строительством объекта руководит американская компания Holtec, на месте работают украинские строители. 

Объект огражден забором, туда-сюда снуют рабочие, виднеются экскаваторы и подъемные краны. Когда проект сдадут в эксплуатацию, отработанное топливо в виде тепловыделяющих сборников будут привозить по железной дороге. Здесь сборники будут делить пополам и эти части уже будут раскладывать в специальные патроны, которые, в свою очередь, будут прятать в пеналах. Патроны и пеналы делают в Америке, прошлым летом испытали пилотную партию продукта.

НАД ПРОЕКТОМ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ НОВОГО САРКОФАГА РАБОТАЮТ ЛЮДИ ИЗ МНОГИХ СТРАН. АВАРИЯ НА ЧАЭС СТАЛА ОБЩЕЙ ТРАГЕДИЕЙ ВСЕГО МИРА

 

Заполненные пеналы — 196 половинок сборников в каждом — будут сушить, потом заваривать внутренние крышки конструкции, закачивать специальные гели, заваривать внешние крышки, проверять герметичность. Это будет происходить в помещении, похожем на замок. После этого тележка доставит отработанное топливо в бетонные амбары.

В настоящее время отработанное топливо из трех энергоблоков ЧАЭС хранится в ХОЯТ-1, построенном в 1986 году на территории станции. Там в бассейнах охлаждаются около 21 тысячи тепловыделяющих сборников. В новое хранилище их будут перевозить девять лет, то есть, до 2026 года. Отдельно нужно разработать проект выведения из эксплуатации ХОЯТ-1.

Пеналы в новом хранилище двустенные, рассчитанные на сто лет использования. Время от времени техника будет проверять их герметичность, а вокруг объекта установят датчики радиационного контроля. Стоимость проекта около 300 миллионов евро. Главный инженер проекта строительства ХОЯТ-2 со стороны заказчика, то есть ЧАЭС, Андрей Савин рассказал, что все финансируют со Счета ядерной безопасности Европейского банка реконструкции и развития. Эксплуатировать объект будут на средства Украины.

Возникает вопрос относительно отработанного ядерного топлива из других АЭС Украины. Опять-таки, место для их хранения имеет только атомная станция в Запорожье. 26 августа прошлого года дали старт строительству Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Это — проект Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом» и американской компании Holtec. Именно сюда со временем должны свозить отработанное ядерное топливо из украинских АЭС.

«Строительство ЦХОЯТ имеет три стадии проектирования, — поделился директор по новым ядерным установкам компании «Атомпроектинжиниринг» Игорь Орлов. — Мы выбрали проектный институт, закончим проектирование в 2016 году и до конца года пройдем экспертизу. Строительство собираемся завершить в конце 2017 или в 2018 году. Так, чтобы в начале 2018 года первую канистру отработанного топлива поставили на хранение». В новое хранилище будут свозить только украинское ядерное топливо. За несколько десятков лет решат, прятать ли его окончательно или перерабатывать для новых ресурсов.

P.S. Прежде чем покинуть зону отчуждения, заезжаем в когда-то жилой квартал Чернобыля. Наталкиваемся на смешного мужчину с мороженым. Он одет в синий рабочий комбинезон и смеется. Чудак работает три года на автостанции рядом с Чернобылем, получает много льгот за работу в загрязненном месте и абсолютно счастлив. Зона отчуждения живет. Странно, но живет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать