Борис ОЛИЙНЫК: «Духовная атмосфера в нашем обществе слишком разрежена»

— Борис Ильич, скажите пожалуйста, на сколько вам удается сочетать занятие литературой и политической деятельностью?
— Я неоднократно говорил, что поэзия — это моя первая любовь, журналистика — вторая, а политикой начал заниматься по несчастью. Дело в том, что национальные проблемы мы, писатели, очень хорошо знаем, ибо ощущали их на своей шкуре. Поэтому я, как и многие мои коллеги по перу, занялся политической деятельностью. Кто-то этот крест не смог долго нести, сошел с дистанции, а я до сих пор тяну свою лямку. Политику нельзя обвинить в комплексе целомудрия, но и там есть черта, которую нельзя переступать. Ибо тогда это на тебе все отзовется. Я пытаюсь в политике и в поэзии быть откровенным. Хотя в поэзии не всегда нужно быть точным — это специфика жанра, в отличие от политики, где нужно быть очень точным, несмотря ни на что.
— А бывали ситуации, когда политика мешала поэзии?
— Дело в том, что немало ремесленников от литературы считает, что если он сегодня не напишет несколько строк, то не осчастливит читателей и это станет страшной дырой в нашей духовной сфере. Скажем, для прозаика, в силу специфики творчества, необходима дисциплинированность и ему следует посидеть за рабочим столом довольно долгий период. Я никогда не высиживаю — должно прийти вдохновение и поэтому не вываливаю на читателя суррогаты и имитацию поэзии. Ибо считаю это делом не казацким. Возможно поэтому так нечасто выходят мои произведения.
— Сегодня и сами литераторы и читатели говорят о кризисе украинской литературы. Положение действительно настолько безнадежное?
— Я не считаю, что сейчас у нас кризис в литературе. Возможно мы хотим видеть вспышки, которые были в 60-е годы. Следует вспомнить Лину Костенко, Ивана Драча, Николая Винграновского, незабываемого Василя Симоненко и многих других. Сейчас я не посвящен в нынешний темпоритм литературного процесса. И никогда не пытался судить со стороны. Надо все же посмотреть, что создано за последнее десятилетие. Что касается кризиса, могу сказать, что духовная атмосфера у нас слишком разрежена. Морально-этические критерии упали за нулевую отметку. Это конечно же отражается и на поэзии, ибо поэзия — дело праведное.
Подчеркивая эту мысль, поэт прочитал фрагмент из своего последнего стихотворения «Хто його зна»:
«В кого ж спитать, чи йти нам в Мекку,
Чи повертати з варягів у греки?
Хто його зна...
Хто його зна, що нас водить по колу:
Доля, недоля, туман чи мана?
Де б нам добути свого Марка Поло?
Хай би відкрив на якому ж ми полі.
Хто його зна? Чорт його зна!»
— В начале вашего творчества вас называли романтиком и Дон Кихотом. Вы до сих пор воюете с ветряными мельницами?
— Романтиком я был и остаюсь до сих пор. Ибо считаю, кто предает свои небесные идеалы, становится абсолютным обывателем, даже в литературе. Не знаю, удалось ли мне сохранить литературную планку. Во всяком случае всю жизнь я пытался ее не опускать. Без романтики все засохнет. Высохнут все источники, которые поят нашу духовную реку.
Может, Борис Ильич со мной не согласится, но в последних его стихотворениях, он больше философ, чем романтик. «Проиллюстрировать» это мнение можно отрывком из его стихотворения «Знову чорне вибрали на біле»:
«Раптом спогадали про Вкраїну,
Глянули — руками розвели,
Хто ж це нам побив горшки і спини?
Хто ж це нашу хату розвалив?
І шукають лютими очима ворогів
Нових та в три межі,
А тим часом треті за плечима
Ділять між собою бариші».
— Всю свою жизнь вы не поступались принципами. Даже сейчас, когда коммунистическая идея все менее и менее популярна в мире, вы остаетесь ее сторонником. Чем она вас так привлекает?
— Тот, кто критикует коммунистическую идею, не знает, какая она в реальности. Мы не смогли коммунизм воплотить в жизнь. Шли какими-то побочными тропками, но все же это был путь социализма. Сейчас называют тот период «гарнизонным социализмом», но ведь в нем были элементы настоящего социализма. Как ни критикуйте, а все же люди имели бесплатное образование, медицину, социальное обеспечение, заработную плату платили вовремя — т.е. завтрашний день был гарантирован. Хотя были и свои извращения. А вообще социализм — именно естество человека. Ни один человек не позволит и не примет эксплуатации себя другим человеком. Для меня это и является основным признаком социалистического видения общества. Вы можете быть богатым, а я бедным, но я не позволю, чтобы вы меня держали в прихожей и хлестали по лицу. Мы разные по богатству, но равны как люди. Это и есть социалистический подход и его надо не критиковать, сохранить. Социализм — это демократия, гласность и еще целый набор ооновских хартий. Сейчас мы отступаем и спускаемся вниз. Пока Украина не идет никаким путем. Сегодня работают честные люди и не могут концы с концами свести. Разве это нормально? Как долго этот период будет продолжаться, я не знаю. Наверное, столько, сколько мы этого будем заслуживать.
Деятельность Бориса Ильича Олийныка многогранна, ибо он убежден: человеку, который заботится о будущем, нельзя отделяться от жизни, спрятавшись в тиши кабинета. Поэтому мы обратились к его коллегам, с просьбой рассказать о юбиляре.
МИКОЛА ЛУКИВ, поэт, главный редактор журнала «Дніпро»:
— Для меня, прежде всего, Олийнык — большой поэт. Честный, правдивый голос той части общества, которая привыкла жить, зарабатывая деньги своим трудом, умом и талантом, а не всяческими комбинациями, которые в наши времена иногда бывают. Он человек глубокий, мудрый, известный в Украине. К нему прислушиваются и в славянском мире, и в ближнем и дальнем зарубежье. Когда-то он сформулировал такое жизненное и творческое кредо: «Писать, как живешь, а жить, как пишешь». Он говорил, что поэт отвечает за все, что было до него, что происходит при его жизни и что будет после него. Вот такое максималистское утверждение. Борис Ильич высказал мысль, под которой я также подписываюсь: «Я тем уже горжусь, что украинец от рожденья». Вся его деятельность ныне, по существу, отвечает этому утверждению. С ним можно соглашаться и не соглашаться, можно спорить. Но нельзя не прислушиваться, ибо точно знаю, что он желает добра всем людям. Мы давно знакомы с Борисом Олийныком и с ним я пошел бы в разведку. Он человек последовательный, добросовестный, принципиальный и никогда не прятался за плечи других.
МИХАИЛ ШЕВЧЕНКО, поэт, секретарь Национального союза писателей Украины:
— Борис Олийнык пришел в литературу весной хрущевской оттепели и пережил все времена года в жизни нашего народа и ни разу не предал его. Он никогда не менялся, не метался по лагерям. Первым начал говорить правду о Чернобыле. Со всесоюзной трибуны рассказал о голоде 33 года и поставил требование поименно назвать не только жертвы, но и их палачей. Никогда не оставался на задворках политики. В книге «Два роки в Кримлі» рассказал о том, что делалось в бывшем Союзе. Вспышка в Югославии. И опять он на передовой: прошел под пулями по траншеям патриотов, а потом издал разоблачительную работу «Мислення подвійними стандартами...». Он знал, что выходит на прицел больших сил. Таких действий не прощает ни власть, ни реактор, ни пули. Знал, но действовал, ибо осознавал — судьба твоего народа и всего мира зависит от тебя, ты на передовой, на тебя смотрят, по тебе сверяют свои шаги. Большой поэт — это не талант писать, а талант жить, ибо еще никто не написал того, что не чувствовал, не пережил. В его последней книге «Таємна вечеря» чувствуется такая боль за родную землю. Она написана во времена великих потуг становления Украины, побед и отчаяния. В его поэзии всегда пульсирует порыв к правде, вера в добро, ощущение завтрашнего дня. У Бориса Ильича поразительный запас поэтического таланта и уникальный интуитивный строй стихотворений, глубокая философия и тонкая ирония, неповторимая ритмомелодика, могущественная власть над словом. Среди двух-трех имен ХХ века, он останется еще и как мастер поэмы. И не тем, что первый написал поэму «Сім» о трагедии Чернобыля, или поэму «Трубить Трубіж» про «наш час глобального безплоду», и даже не тем, что написал их 20. А тем, что в тех поэмах он поднялся над столетиями, проложил путь в будущее, без которого Украина дороги не найдет.
ПЕТР СИМОНЕНКО, народный депутат, первый секретарь ЦК КПУ:
— Многие из тех, кто не приемлет Бориса Ильича как коммуниста, восхищаются его поэтическим даром. Мне импонирует, что он остался твердым в своих убеждениях и жизненной позиции. Не многие могут похвастаться тем, что хорошо сочетают две ипостаси: политика и литератора. Он пишет резкие публицистические статьи и прекрасные стихи, как лирические, так и социальные, поднимая самые животрепещущие проблемы, стоящие перед нашим обществом. Олийнык — действительно народный поэт. А пираньи от политики и пираньи от пера не могут сказать ему: «Борис, ты не прав». Я считаю, что если Б. Олийнык напишет раз в год одно такое произведение как «Трубить Трубіж» — философское осмысление пройденного за десять лет в новой истории Украины, то уже за одно это на многие годы вперед надо сказать ему спасибо.
ТАИСИЯ ПОВАЛИЙ, эстрадная певица:
— «Пісня про матір» (слова Бориса Олийныка, музыка Александра Морозова) появилась в моем репертуаре весной этого года, хотя она мне очень давно нравилась. Впервые я ее услышала в исполнении Иосифа Кобзона. Артист ее поет как гимн женщине. Каждый раз, когда я слушала «Пісню про матір», то начинала плакать, щемило сердце. Для меня это не просто замечательный текст, а ПОЭЗИЯ, написанная с большой буквы. Если бы Борис Ильич остался автором только этого произведения, то все равно его можно считать классиком современной украинской литературы.
Я благодарна Иосифу Давыдовичу за то, что по первой же моей просьбе он принес ноты и стихи. Работая над собственным вариантом «Пісні...», я решила ее исполнять а капелла, чтобы слушателей от текста не отвлекала мелодия. Свою лирическую балладу я посвящаю не только своей маме — Нине Даниловне, а всем матерям, которые, несмотря на жизненные невзгоды, остаются оптимистками. Именно поэтому, записывая клип (режиссер Семен Горов) мы отказались от лубочных картин. Моя героиня просто сидит за длинным столом, ожидая своих детей. Судя по отзывам зрителей, мы оказались правы. Уверена, «Пісня про матір» заставляет задуматься о наших близких, хочется прижать их крепко- крепко и сказать как сильно мы их любим.
СПРАВКА «Дня»
Борис Ильич Олийнык родился 22 октября 1935 года в с. Зачепиловцы Новосанжарского района Полтавской области. Печататься начал еще в школе. По окончании десятилетки поступил на факультет журналистики Киевского Национального университета им. Т.Г. Шевченко, который закончил в 1958 году.
Одиннадцать лет он возглавлял парторганизацию СП Украины и гордится тем, что за эти годы никто из его коллег-писателей не был исключен из его рядов и тем более посажен за решетку.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР и Украины. С 1989 по 1991 год — вице-председатель Палаты Национальностей Верховного Совета СССР. Ныне — народный депутат Украины. С группой народных депутатов разной политической ориентации создали народно-патриотическое объединение «За Україну!».
Побывал почти во всех горячих точках межэтнических конфликтов бывшего Союза, о чем рассказал в эссе «Два роки в Кремлі» («Князь тьмы»).
В мае-июне 1986 года одним из первых побывал в Чернобыле, в зоне, откуда вел репортажи на ЦТ СССР и Украины. В том же году выступил со статьей в «Литературной газете» (Москва), «Испытание Чернобылем», в которой разоблачил преступную деятельность временщиков. После неоднократного пребывания на фронтах Боснии и Герцеговины написал эссе «Хто і з якою метою сатанізує сербів?», которое вышло в Югославии отдельной книгой на украинском и сербском языках. Когда начались бомбардировки, прибыл в Югославию. Написал эссе «Хто наступний?». Борис Олийнык — автор более 40 книг стихотворений, эссе, статей, которые выходили в Украине, во всех республиках СССР, переводились на русский, чешский, словацкий, польский, сербский, румынский, итальянский и другие языки. Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Украины им. Т. Шевченко, международных премий имени Сковороды и «Дружба», всеюгославской премии «Рыцарское перо».
Действительный член Национальной академии наук Украины и Международной Славянской академии. Председатель Украинского фонда культуры.
Выпуск газеты №:
№201, (2000)Section
Общество