Бой за душу украинца
К дискуссии относительно национализмаУникальность нынешней ситуации заключается в том, что динамика геополитических изменений, происходящих в мире, заставляет нас быстро решать внутренние проблемы. К сожалению, еще большая вероятность того, что Украина может оказаться на обочине цивилизационного прогресса. И если в прошлом неудачи освободительных движений объяснялись «исторической безгосударственностью», то сегодня любой провал во внешней или внутренней политике осознается как поражение украинской государственности.
Выполнил ли украинский национализм свою историческую миссию? Каковы его задачи на современном этапе создания государства?
Очевидно, что социально- экономическое положение страны, перманентное политическое противостояние, а главное — отсутствие ощущения, что мы живем в действительно национальном государстве, побуждают к разным ответам, а кое-где приводят к капитулянтским настроениям. А поэтому — сначала об объективных фактах.
Прошлое тысячелетие — эпоха национализма. Возникновение новых суверенных государств, многочисленные примеры самопожертвования целых народов во имя своего национального освобождения показывают, что национализм — это влиятельный и определяющий фактор новейшей истории.
Украинский национализм — не исключение. В данной ситуации имеется в виду не только возникновение на карте мира нового государства — Украины. Речь идет о революционном изломе сознания украинской нации. Яркая иллюстрация — результаты последней всеукраинской переписи.
Несмотря на социальные неурядицы, политические и религиозные симпатии, советское прошлое, абсолютное большинство граждан — почти 80% общего количества населения Украины — заявили, что считают себя украинцами. За время, прошедшее после переписи населения 1989 года, количество украинцев выросло на 0,3%, а их удельный вес среди жителей Украины — на 5,1 процентных пункта.
Почти 70% населения Украины считают украинский язык родным. Это на 2,8 процентных пункта больше, чем по данным переписи 1989 года. Русский же язык определили как родной 29,6% населения, по сравнению с прошлой переписью населения этот показатель снизился на 3,2 процентных пункта. Это свидетельствует об одном: большинство граждан Украины стремятся жить в едином, соборном государстве, считают себя единым народом, пользующимся единым, собственно украинским языком.
Как объяснить этот феномен?
Может, наши государственные вожди, политические партии заботились не о власти, а о душе нации? Ответ — на поверхности: дух национализма неистребим. Украинский национализм, который вел народ к независимости, сейчас становится силой, утверждающей духовную мощь нации, ее исконное и законное стремление не только жить в собственном государстве, но и быть его хозяином. Именно в этом, по моему мнению, заключается историческая миссия украинского национализма.
В последнее время особой остроты набирает тема внешней политики Украины. Это обусловлено так называемой глобализацией, ставшей могущественным фактором перераспределения сил на международной арене. Интеграционные политические процессы ведут к созданию новых сверхгосударственных образований. Они находятся на разных стадиях формирования, но все претендуют на роль сверхнациональных образований, чтобы выступать самостоятельными субъектами мировой политики. Небывалых темпов набрала информационная глобализация. Развитие Интернета, современных компьютерных сетей неминуемо будет вытеснять традиционные средства массовой информации и будет иметь решающее влияние на формирование сознания.
Глобализация считается неминуемой, однако нельзя не видеть угроз, которые она несет. Прежде всего, это — нивелировка культурной самобытности нации, прививание ей универсального способа жизни и подчинения его экономическим интересам транснациональных корпораций.
Не секрет, что наиболее стабильными субъектами межгосударственных отношений есть нации, где культура, мораль и духовность стоят на самых высоких ступенях общественной иерархии. В связи с этим нуждается в существенном уточнении определение понятия «проукраинская внешняя политика», которым в последнее время пользуются практически все политические силы. Отстаивать идею проукраинской внешней политики, заключающейся в обеспечении собственных политических, экономических, военных интересов на пути интеграции Украины в европейское сообщество при сохранении собственной культурной самобытности — это и есть украинский национализм во внешнеполитической сфере.
Сегодня нужно понять, что главная линия фронта пролегает через душу и сердце украинского человека. Нам хотят привить все возможные комплексы национальной неполноценности. Зарубежные и отечественные средства массовой информации пытаются навязать миру образ украинца, неспособного к активной защите собственных национальных достоинств. Более того, продолжается старая имперская практика изображать украинцев как малороссов, как посмешище, заслуживающее исключительно пренебрежения. Именно украинский национализм может заложить здоровые основы национального характера, чтобы позвоночник украинца прогибался только для того, чтобы поднять опущенный меч. На пути к независимости и за годы существования Украинского государства у нас было немало поражений. Но главный бой впереди. Это будет бой за душу украинца. И этот бой мы не имеем права проиграть.
Тот, кто выиграет бой за душу украинца, тот и победит!
Выпуск газеты №:
№181, (2003)Section
Общество