Перейти к основному содержанию

Бой за «изумрудную жемчужину»

Как экологи спасают заказник «Тарутинская степь» от Министерства обороны
01 декабря, 20:14
ФОТО МАКСИМА ЯКОВЛЕВА С САЙТА WWF.PANDA.ORG

Недавно в заказник привезли для разведения шестерых сайгаков и двух куланов — как подарок от заповедника «Аскания-Нова». Оберегать уникальные ландшафты степи со всем ее богатством — долг Украины не только перед своими гражданами, но и перед европейским сообществом. Заказник входит в Изумрудную сеть Европы, то есть эта территория признана на международном уровне особо ценной для сохранения биомногообразия всего континента. Но освоятся ли новые обитатели, если степь беспощадно распахивает сельскохозяйственная техника?

ОБОГАЩЕНИЕ ЗА СЧЕТ УНИЧТОЖЕНИЯ

«День» писал, что «война» за степь продолжается несколько месяцев. Министерство обороны считает эти земли своими. Аргумент — до 1993 года здесь был военный полигон, а в 2014 году министр Степан Полторак инициировал возвращение этих территорий оборонному ведомству. Таким образом через суды, которые начались в 2007 году, Минобороны уже отвоевало 1800 гектаров «Тарутинской степи». По мнению МОУ, сделали это вполне законно, в отличие от создания заказника.

«В 2011 году решением местных органов власти, вопреки законодательству, было объявлено о создании ландшафтного заказника «Тарутинская степь». Постановлением Одесского окружного административного суда 2012 года решение о создании «заказника» признано противоправным и отменено», — информирует пресс-служба Минобороны.

Поэтому МОУ отдало ценные земли в аренду нескольким фермерским хозяйствам Одесской области. Таким способом ведомство хочет пополнять собственный бюджет. Как объясняют в его пресс-службе, средства пойдут на программы социальной защиты военнослужащих и их семей, за один гектар планируют получать от 1850 до 2300 гривен. Выглядит благородно, но обогащение за счет уничтожения общество не одобряет.

ЛУКАВСТВО МИНИСТЕРСТВА

Фактически, когда Минобороны сдало земли «Тарутинской степи» в аренду, оно позволило ее изуродование. Теперь 1300 гектаров уникального ландшафта уже распаханы. Как выяснили экологи Международной благотворительной организации «Экология—Право—Человек» («ЭПЧ»), работы проводит ООО «Семена трав», ФОП «Михайленко», фермерское хозяйство «ДЖОНДИР-Б», которое заключило договор с ЧП «ШАНС-2016». На распахивателей степи местная власть вместе с активистами подала иск в суд, первое заседание состоится 5 декабря.

Юристы «ЭПЧ» убеждены, что победа будет на их стороне, потому что озвученные аргументы Министерства обороны — это введение общественности в заблуждение. «Юридически МОУ никогда не имело права на этот земельный участок, — уверяет юрист «ЭПЧ» София Шутяк. — Так, до 1993 года там был полигон, но фактического права на пользование этим земельным участком ни у кого нет. Если это право признать за военными, тогда и гражданские лица могут заявить, что когда-то тоже пользовались этими землями и имеют на них право. Поэтому в министерстве немножко лукавят».

Местные органы власти также уверяют, что распоряжаться землями степи, тем более позволять их распахивание, Минобороны не может: ведомство утратило право пользоваться ими после ликвидации Одесского военного округа и военной части А-1366, которая обслуживала полигон. Теперь это — земли государства.

НОЧНЫЕ РАСПАХИВАНИЯ

За время конфликта между экологами и представителями МОУ состоялось несколько встреч. На одной из них министр Степан Полторак уверял: пока не выяснят все юридические нюансы относительно права пользования «Тарутинской степью», пахать ее никто не будет. Однако тракторы продолжили работу, часто делали это тайком, ночью. Недавно состоялась очередная встреча экологов с представителями Минобороны и Министерства экологии и природных ресурсов, на которой военные согласились, что территорию заказника нужно расширять, в частности на еще нераспаханные земли. Также договорились о создании рабочей группы по этому вопросу. Оказалось, что МОУ уже имеет подобные группы относительно других объектов природно-заповедного фонда по недоразумению, аналогичные тем, которые получились с «Тарутинской степью».

«Не знаю, как наши договоренности воспримет министр обороны, но на слабую позицию министерства указывает то, что степь распахивалась по ночам. Не думаю, что здесь об этом ничего не знали, — продолжает София Шутяк. — Это может быть одним из способов снизить статус территории, так как если степь распахать, можно спросить: а что же здесь охранять? Поэтому мы подготовили обращение к Генпрокуратуре и Национальной полиции, чтобы вмешались в ситуацию. В частности просим полицию взять эту территорию под охрану».

«МЫ ДОЛЖНЫ ПОВЫСИТЬ СТАТУС ЗАКАЗНИКА»

Как будет действовать Минобороны, пока непонятно. Зато активисты готовят свой план спасения степи и прописывают механизм повышения ее статуса до национального парка. На этом настаивают и международные эксперты, в частности Европейский центр охраны природы. «Европейское сообщество считает «Тарутинскую степь» очень важной территорией Изумрудной сети, потому мы должны повысить ее статус, — объясняет руководитель Национального природного парка «Тузловские лиманы» Иван Русев. Ранее эколог предлагал через президентский указ присоединить степь к «Тузливсковским лиманам», которые уже имеют такой статус. — Это позволит формировать определенные отделения со своим штатом, а это — охрана, научные работники, которые будут мониторить и оберегать территорию, чего в данный момент нет».

По мнению эколога, хотя у Минобороны слабые шансы вернуть себе территорию степи, риски последующего распахивания довольно высоки. «Нет никаких оснований доверять министерству, остается только самим контролировать ситуацию, — продолжает Иван Русев. — Поэтому нужно как можно скорее найти формулу, чтобы запустить процесс присвоения степи статуса нацпарка. В Министерстве экологии, конечно, будут искать более мягкие варианты, но пока ведомства будут торговаться между собой, можем потерять степь». 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать