«Бумажная война» с волонтерами
Активисты просят вице-премьера Павла Розенко усовершенствовать законодательство по оформлению гуманитарных грузов«Третью неделю заворачивают грузы из-за отсутствия каких-то бумаг, которых до этого два года не требовали», — сообщили в Facebook волонтеры, доставляющие гуманитарные грузы из-за рубежа в Украину. В последнее время растаможить гуманитарку для потребностей АТО или переселенцев стало сложнее, чем раньше, сетуют активисты.
Вопросом гуманитарной помощи занимается специальная рабочая группа при Министерстве социальной политики. Участники ее заседаний определяют, какой груз считать гуманитарным, а какой — нет. То, что груз является гуманитарной помощью, означает его растаможивание по нулевой ставке, то есть волонтеры не платят никаких налогов. Но в последнее время, чтобы груз признали гуманитарным, рабочая группа требует дополнительные документы, сертификаты, объяснения, а представители Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, которые тоже входят в состав группы, пытаются договориться с волонтерами о сотрудничестве с определенной выгодой.
ПРЕДЛАГАЛИ СОЗДАТЬ «ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ»
Как вспоминает Оксана Сухорукова, волонтер благотворительного фонда «Свои», координатор Центра предоставления гуманитарной помощи вынужденным переселенцам «Фроловская 9/11», история началась полгода назад со встречи в кабинете Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики Веры Сигриянской, которая представила волонтерам своего помощника Вадима Петрова. Именно он по непонятным причинам, без необходимых полномочий, вошел в состав рабочей группы Минсоца по гуманитарным грузам.
На упомянутой встрече активистам предложили сотрудничество с определенными донорскими организациями, которые ввозят гуманитарку, иначе — нужно отчитываться обо всем, что происходит в этой сфере. «Мы отказались от подобного сотрудничества, потому что это создает закрытый клуб по интересам, — добавляет Оксана Сухорукова. — А дальше понеслось: предложение встретиться за пределами рабочей группы и «порешать», предложение создать ассоциацию благотворителей, которые без проблем смогут признавать грузы гуманитарными, полное содействие со стороны МВД, СБУ, Государственной фискальной службы, офис в центре Киева. После наших отказов началась длинная бумажная война. Причины, по которым отказывались признавать, например, автомобили, гуманитарными, были разными: это нужно согласовать с представителем правительственной уполномоченной или же обосновать потребность армии в таких машинах. Волонтерские грузы каждый раз отправляют на пересмотр, а явно коммерческие проходят без проблем».
«ИНТЕРЕСУЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МАШИНАМИ ДЛЯ АТО»
Против волонтерки инициативы «Е+» Валентины Варавы возбуждено уголовное дело за... доставку на фронт автомобилей. «Мы работаем с зимы 2014 года, одно из направлений нашей помощи — доставка медицинского транспорта, — рассказывает Валентина. — Мы первые в Украине официально растаможили автомобили для АТО — имеются в виду машины немедицинского назначения, это было в ноябре 2016 года. Сейчас этим алгоритмом пользуются десятки общественных организаций. Мы тогда работали с автомобилями для особого проекта Генштаба, но машины остановили на таможне с обоснованием, что ждут дополнительных документов. Еще тогда мы поняли: так с нами пытаются договориться».
В военные части, получившие автотранспорт от инициативы «Е+», поступили запросы от военной службы правопорядка, в которых сообщалось, что проводится проверка, откуда поступили эти автомобили и для чего. Это шокировало и командиров частей, и волонтеров.
Активисты рассказывают о ситуациях, которыми действительно должны были бы заниматься следственные органы, но на которые закрывают глаза. На Волыни действуют якобы благотворительные организации, которые за последние три года ввезли более десяти тысяч тонн гуманитарной помощи. «Это то, что зашло без налогов, не привлекло внимание правительственного уполномоченного, ГФС, Нацполиции, Нацбанка, Минфина, Минсоца. Следственные органы указывали на очевидные нарушения, но эти грузы признали гуманитарной помощью. Это коррупция и коммерция, а не благотворительность, и на такие факты не обращают внимание. Интересуются исключительно машинами для АТО», — добавляет Оксана Сухорукова.
ПРЕССИНГ, УГРОЗЫ И ШТРАФЫ
Такую избирательность чиновников и попытки взять под свой контроль вопрос гуманитарки волонтеры объясняют нечетко прописанными нормами законодательства. По словам Оксаны Сухоруковой, закон о гуманитарных грузах должен просто работать, а не создавать дополнительные преграды. Так, по этому закону для признания груза гуманитарным нужны лишь желание донора его передать и согласие принимающей стороны. Никаких дополнительных документов или сертификатов.
Сейчас три десятка волонтерских организаций подготовили обращение к вице-премьер-министру Павлу Розенко с просьбой урегулировать законодательные нормы относительно гуманитарных грузов. Прежде всего объяснить, по каким принципам они считаются гуманитарными или наоборот, и более оперативно принимать такие решения, ведь каждый день простоя на таможне влечет за собой штрафы. Также информацию по этому вопросу нужно размещать на сайте Министерства соцполитики. Как замечает Оксана Сухорукова, иногда на заседаниях рабочей группы при ведомстве гуманитарными признаются 30 автомобилей, а через две недели в соответствующем приказе эта цифра странным образом возрастает до 60.
Требуя изменений, волонтеры заодно хотят создать себе законное поле для работы. «Сейчас волонтеров штрафуют за то, что они когда-то ввозили машины для АТО. Мы абсолютно незащищенные, — добавляет Валентина Варава. — Кроме прессинга и угроз, нас штрафуют. Не знаем, что будет с нами через год за нашу работу».
Выпуск газеты №:
№146, (2016)Section
Общество