Перейти к основному содержанию

Быть или не быть преподаванию религии в светских школах

25 января, 20:07
ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

В Киеве состоялся международный научно-практический семинар «Законодательство Украины об образовании и Церковь», организованный Украинской ассоциацией религиеведов, президентом которой является профессор Анатолий Колодный (Институт философии НАНУ). Собрание было весьма представительским — в нем принимало участие духовенство многочисленных религиозных конфессий Украины, Министерство образования и науки Украины, Госдепартамент по делам религий (Минюст), директора церковных школ и др. По приглашению Украинской ассоциации религиеведов на конференцию прибыло много иностранцев — специалистов в сфере религиозного образования с Бельгии, Великобритании, США и др.

Полемика семинара касалась, фактически, одной проблемы — возможно ли преподавать в государственных учебных заведениях предметы, связанные с религией? Или эти предметы должны изучаться только в церковных школах? Мнения участников разделились. Наиболее многочисленные церкви Украины (православные и греко-католические) активно настаивают на своем присутствии в общеобразовательных школах и не видят (или не хотят видеть) альтернативы. Тогда как протестантские церкви, особенно малочисленные, желают только одного — чтобы им не мешали создавать церковные школы как для обучения, так и для духовного воспитания.

Вот, например, церковь адвентистов седьмого дня считает, что в многоконфессиональном государстве государственное и духовное образование должны быть разделены. Более того, опыт преподавания так называемой христианской этики свидетельствует, что это приводит к нарушению принципа свободы совести. Ведь теология не может быть внеконфессиональной, не привязанной к той или иной церкви. И общепринятый сегодня подход относительно изучения христианской этики в государственных школах может привести к господству одной теологии — теологии, которую исповедует наиболее многочисленная церковь или церкви. В поликонфессиональном обществе это может закончиться экстремизмом и раздором. В процессе внедрения курса «Христианская этика» в общеобразовательных школах Галичины такие проблемы уже возникали — проблемы христианского меньшинства, протестантов, права которых были ущемлены. Нельзя не считаться также с атеистами. Они имеют полное право на свое мировоззрение и никто не может заставлять их изучать христианскую этику.

Общего решения тут трудно ожидать, ведь каждый, в том числе Министерство образования и науки, остается «при своем правильном мнении». Ниже кратко публикуем самые яркие и информативные выступления семинара.

Александр САГАН, научный консультант Президента Украины

Подчеркнул, что преподавание духовных дисциплин — это не единственная современная нерешенная проблема украинской школы, особенно сельской. Достаточно сказать, что сегодня в городах лишь у одиного из 200 учеников есть доступ к интернету, а в селах — у одного из 1000. Если же говорить о христианской этике, то тут нужно делать акценты на воспитании толерантности и способности противостоять духу фанатизма, чего нельзя достичь без знания религий. Впрочем, в Украине до сих пор нет общего мнения относительно этого вопроса. На Западе Украины за преподавание христианской этики в общеобразовательных школах выступает более 60% жителей. Но что именно преподавать и кто будет идти к ученикам в классы? Дискуссии длятся уже несколько лет, но до сих пор не существует общеприемлемой концепции духовного образования.

Виктор ОГНЕВЮК, заместитель министра образования и науки

Напомнил, что советская власть насильственно изменила вековые традиции многих поколений людей Украины. Насаждались понятия классовой борьбы, классовой ненависти; акценты делались на противостоянии, а не на согласии в обществе. «Других» и не пытались понимать, толерантность была не в почете, — особенно уважение к чужим убеждениям или вере. Ситуация постепенно меняется — сегодня разрушаются барьеры даже между верующими и неверующими. Однако нельзя навязывать людям веру так, как когда-то навязывали атеизм. В частности, в школах право выбора — изучать или нет христианскую этику, религиеведение или что-то еще — нужно оставлять за родителями.

Анатолий КОЛОДНЫЙ, отдел религиеведения НАНУ

Отметил, что, несмотря на все наши неурядицы, Украина стала определенным эталоном толерантности для постсоветских стран, а может, и не только. Ведь, имея такую богатую палитру религий и конфессий, недавнее атеистическое прошлое в Украине не дошло до серьезных противостояний. Профессор Колодный рассказал, в частности, об оригинальном курсе религиеведения и толерантности, который он ведет в Киево-Могилянской академии. Там студенты изучают мир украинских церквей на практике, а именно, посещают — по предварительным договоренностям — каждую из церковных общин Киева, знакомятся с их доктринами, обрядами, священными книгами, церковной жизнью общин и тому подобное. Это и есть процесс воспитания веротерпимости. А относительно изучения церковного образования, то это прерогатива и долг каждой церкви, конфессии, религии. Но каким образом они это делают? Скажем, в большинстве случаев учебных программ воскресных школ или нет, или их не хотят показывать. Не хватает священников-учителей — красноречивых, образованных, а также убежденных в том, что духовности без толерантности вообще не бывает.

Павел ПОЛЯНСКИЙ, Министерство образования и науки

Считает, что истоки наших проблем в том, что у всех нас, современных украинцев, нет опыта жизни в условиях демократии. Проблема, которую сейчас обсуждаем, сформировала две «партии». Одна требует обязательного изучения закона Божьего во всех школах Украины — без вариантов. Второе направление основывается на принципе свободы выбора, каждому обеспечить приемлемый вариант — церковное учебное заведение, парафиальные школы и т. д. Министерство образования и науки не запрещает изучение закона Божьего в государственных школах Западной Украины. Но эта практика не везде оказалась удачной. До сих пор остаются нерешенными вопросы содержания программ по христианской этике и проблемы преподавательского персонала. Еще одна сторона проблемы — духовными ценностями должны быть наполнены все предметы, изучающиеся в школах, а не только этика. А в общем — Министерство образования и науки открыто для дискуссий и сотрудничества с церквями Украины.

Михаил БАБИЙ, Институт религиеведения НАНУ

У каждой конфессии есть право вхождения в образовательное пространство — организовывать и содержать общеучебные заведения. Но и в государственных школах дети должны получать глубокие знания о религии. Как бы мы ни аргументировали, но в центре проблемы стоят интересы ребенка. А неконтролируемые практики преподавания христианской этики в школах, часто без согласия как родителей, так и детей, являются нарушением принципа светскости общеобразовательного обучения. Это может приводить к дестабилизации школьной жизни, особенно принимая во внимание многоконфессиональность страны. Религиозное образование — не государственное дело и оно не должно проводиться в светских школах, за государственный счет и при этом — без соответствующего образования преподавателей. Церкви должны открывать свои собственные духовные учебные заведения. Сегодня однако введение в общую систему обучения в каких-либо форм христианской этики или другого подобного предмета требует изменения законодательной базы страны.

Любомир ГУЗАР, кардинал, Глава УГКЦ

Убежден, что разграничение церкви и государства можно понимать по-разному. Мы считаем, что воспитание — дело родителей и что у них должен быть выбор, существующий во всем мире — между государственным и частным образованием, которые отличаются программами. Государственные программы требуют от образования того, что считается полезным для государства, тогда как программы духовных частных школ добавляют к государственным программам еще свои мировоззренческие предметы, акцентируют внимание на гуманистическом воспитании (а не только на катехизации). Сегодня главная проблема церковных школ состоит для нас в воспитании педагогов.

Архиепископ ДИМИТРИЙ, ректор высших духовных учебных заведений УПЦ КП

Напомнил собранию, что образование в Украину принесло христианство и что центрами образования традиционно были монастыри, а образование до конца ХVIII в. было исключительно церковным. Не нужно забывать о том, что, согласно евангельским текстам, к Иисусу обращались «Учитель!», и что первой книгой христиан была Библия. Просветительское украинское Возрождение XVI в. с центрами в Остроге, Львове, Киеве создавалось духовными лицами и включало, между прочим, то, что мы называем религиозной толерантностью. Возможно ли сегодня совмещать в образовании духовность и светскость, что очень необходимо обществу? Наша культура своеобразная и глубокая, но сейчас мы — разрушенный народ; в частности имеем разделенную православную церковь.

Думаю, что поддержка государством церковных общеобразовательных школ, других образовательных программ обязательна. В этом вопросе существует много старых проблем, не решающихся годами; таких, например, как включение предмета «Теология» в программы университетов. Напомню также, что проблема церковных школ, церковного образования возникла не на пустом месте — согласно статистике, 80% украинцев — верующие люди, а 60% полностью доверяют церкви.

Юрий РЕШЕТНИКОВ, Министерство юстиции

Рассказал, что протестантские церкви в полной мере осознают духовный кризис в обществе и недостатки государственного образования. Поэтому идет процесс учреждения общеобразовательных протестантских церковных школ, которых сегодня зарегистрировано 10. Но ни одна из этих школ не имеет соответствующего устава — необходимо изменение политики правительства, учет опыта Запада, полная легализация. Это тем более актуально, что многие чиновники Министерства образования и науки прикладывают усилия, чтобы не допустить в Украине учреждение таких школ. Тогда как опыт свидетельствует, что церковные общеобразовательные заведения обеспечивают высокий уровень образования, широко используют индивидуальный подход к ученикам или студентам, хорошо обеспечены компьютерами, имеют возможность пользоваться зарубежными учебными программами, и к тому же — интегрируют процессы обучения и воспитания. Как преподаватели, так и ученики таких школ совсем не обязательно должны быть протестантами.

***

Страсти вокруг изучения связанных с религиозностью предметов в украинских школах только начинаются. Наиболее многочисленные церкви (православные, греко-католическая) отстаивают для себя место в общеобразовательных школах, тогда как большинство протестантов, мусульмане, иудеи и др. спокойно формируют свое духовное образование там, где оно, очевидно, нужно — при молитвенных домах, синагогах, мечетях. Или образовывают частные общеобразовательные школы, в программы которых включают духовные предметы. Эта практика, к сожалению, не предусматривается законами Конституции об образовании, хотя депутат ВР Юрий Бойко (УАПЦ) уже подал соответствующие предложения на рассмотрение комитетов ВР. В общем, очевидно, что в варианте включения новых предметов (наподобие христианской этики) в программы общеобразовательных школ возникает много проблем как в сфере образования, так и в законодательной. Вот неполный список таких проблем.

В первую очередь вспомним, что статья 35 Конституции Украины однозначно гласит: «Церкви и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви...». Это однозначно означает, что школа не вмешивается в дела церкви, а церковь — в дела школьные. К тому же, статья 53, в которой говорится о праве каждого на образование, не предусматривает — в перечне различных видов образования — духовных образовательных форм. Получается, что сегодняшние новые практики — неконституционные и что речь идет о необходимости изменений к Конституции Украины.

Согласно установившимся правилам, в государственных учебных заведениях имеют право преподавать только специалисты, имеющие педагогическое образование. Что, безусловно, должно касаться и преподавателей христианской этики. Учитывая, что в Украине сегодня работает примерно 25 тысяч школ, а школу составляют десятки классов, можно представить себе размеры необходимой армии преподавателей духовных дисциплин для всей страны. Педагогическое образование — проблема, для решения которой необходимо много лет. Понятно также, что в программы пединститутов придется включать теологию, а семинарий и духовных академий — педагогику.

Еще один непростой вопрос — введение в школах духовных предметов приведет к нарушению сложной нормативной базы школы, к необходимости корректировать хронически перегруженные учебные планы и, безусловно, к уменьшению часов на изучение так называемых «светских» дисциплин. Готово ли к этому общество?

На семинаре «Законодательство Украины об образовании и Церковь» выступило несколько директоров частных христианских духовных школ, уже существующих в Украине. Возможно, это случайность, но от выступлений некоторых из них в зал веяло таким ретроградством, таким конфессионально-суженным взглядом на мир Божий, что невольно возникает сомнение: не предаем ли мы своих мудрых пращуров, о которых так красиво говорил в своем выступлении архиепископ Димитрий. Тех людей церкви, которые умели объединять глубокую веру с открытостью ко всему вокруг, с интересом к новому и чужому.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать