Перейти к основному содержанию

«Быть нетолерантными сегодня уже ненормально»

Основные итоги харьковского форума, посвященного инклюзии
17 ноября, 20:41

Из зала на форуме «Учимся жить вместе», который был посвящен внедрению инклюзивного образования в Украине, часто звучали вопросы сквозь слезы. Это обращались к экспертам мамы особых детей. Для многих из них жизнь превратилась в ежедневную борьбу за право ребенка не просто жить, а быть заметным в этом обществе, не быть «невидимкой» или объектом насмешек. А еще эти мамы хотят развиваться как личности, иметь возможность работать.

В частности, мама из Днепропетровщины просила совета со слезами на глазах, было заметно, что женщине трудно говорить, но она, очевидно, доведенная до отчаяния, все-таки решилась спросить у экспертов, как развиваться ей, маме-одиночке, если все свое время она посвящает ребенку-инвалиду и поэтому ее не берут на работу, аргументируя тем, что «ее ребенок - ее  уязвимое место». Решит ли эту проблему инклюзивное образование, ресурсные комнаты и социальные услуги, которые предусматривает реформа деинституализации? Возможно, частично. В первую очередь, она поможет родителям, которые будут согласны стать с учителями партнерами, не побоятся отдать ребенка в инклюзивную общеобразовательную школу, не оставят его дома на индивидуальное обучение, не отправят в специализированную школу-интернат.

«Школа может помочь родителям научиться работать с ребенком, имеющим проблемы, потому что и отец, и мать смогут увидеть, какие коррекционные услуги предоставляются в школе инклюзивной, как это можно делать дома, какие упражнения выполнять.. Сегодня мы очень рады , что есть постановление, которое помогает создавать инклюзивные и ресурсные центры. Каждая громада должна их создать», - отметила одна из участниц панельной дискуссии, которая касалась готовности громад к инклюзии. А действительно, готова ли наша общественность вводить услуги, которые сделают нашу жизненную среду инклюзивной? Ведь даже новый закон об образовании предусматривает, что громады должны сделать все, чтобы образовательные учреждения стали доступными для детей с ограниченными возможностями. Но пока инклюзивных школ слишком мало. Так же, как мало и заведений, архитектурно доступных для тех, кто передвигается на коляске. Из-за этого форум, посвященный вопросу инклюзии, пришлось проводить в помещении, которое практически не приспособлено для людей с ограниченными возможностями.

ОСОБЕННЫЙ АЖИОТАЖ

Как оказалось, в Харькове мало локаций, где можно было бы проводить масштабные форумы подобной специфики. Поэтому двери для гостей форума любезно открыла недавно созданная Харьковская школа архитектуры. О проведении мероприятия именно в этом месте стало известно всего за несколько дней до его старта, поэтому временные рамки для адаптации исторического здания были малы. Успели только оборудовать туалет для колясочников, а вместо пандуса при входе предложили услуги волонтеров, которые и помогали людям с ограниченными возможностями попасть в здание.

Несмотря на эти организационные трудности и дискомфорт для людей с особыми возможностями, зал, где проводились дискуссии, был забит до отказа. Форум продемонстрировал, что подобного мероприятия ждало много людей. Организаторы признались - такого ажиотажа не ожидали и приятно поражены количеством участников. Кстати, к одной из дискуссионных панелей присоединилась и первая леди - Марина Порошенко. Именно она стала инициатором внедрения в Украине инклюзивного образования. Инициативу жены Президента начали активно внедрять в Харьковской области. В этом году в поселке Песочин, что под Харьковом, открыли новую инклюзивную школу. На следующий год губернатор Юлия Светличная анонсировала открытие 15 ресурсных комнат на 25 медиатек.

«Благодаря изменениям в законах об образовании и о реабилитации лиц с инвалидностью, которые были представлены Президентом на рассмотрение Верховной Рады как неотложные, были созданы конкретные механизмы для полноценного образования детей с особыми потребностями. Как результат - в Харьковской области в общеобразовательные школы в этом году пришло в 7 раз больше детей с инвалидностью, чем в прошлом году», - отметила Юлия Светличная.

ИНКЛЮЗИЯ И ДЕИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ

Без качественной инклюзии количество детей в интернатах будет только расти - один из месседжей, который прозвучал в дискуссии. Инклюзивное образование и деинституализация действительно неразрывно связаны между собой. И сейчас это остро чувствуют люди, которые работают в интернатах. Власть имеет цель уменьшить количество подобных заведений. Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба на форуме подчеркнул, что каждый ребенок имеет право на жизнь в семье, потому что только там могут о нем лучше позаботиться и дать самое главное - родительскую заботу и любовь. В августе были приняты план действий и стратегия, как будет внедряться реформа деинституализации. По всем регионам сейчас проходят проверки в интернатах - оцениваются услуги, которые они могут предоставить, чтобы понять, какие дети в них находятся, почему они туда попадают и возможно ли  их вернуть в семью или найти для них опекунов, с которыми они могли бы жить.

В некоторых образовательных учреждениях бьют тревогу. В частности, представительница Константиновской школы-интерната, которая приехала на форум из Донецкой области, отметила: внедрение инклюзии крайне необходимо, но закрытие интернатов может покалечить судьбы некоторых детей, и объяснила почему. «Нашему педагогическому коллективу кажется, что к каждому такому заведению нужно подходить особенно, понимать потребности этих детей. Ведь если мы будем рассматривать инклюзию шире, то мы поймем, что дети с особыми потребностями - это не только дети с ограниченными физическими возможностями, это еще и дети с низким прожиточным минимумом. В нашей школе-интернате обучаются дети из многодетных семей, дети, попавшие в сложные жизненные обстоятельства, дети ВПО...», - говорит Татьяна Гатеш, представитель единственного в Константиновке интерната, который, по ее словам, на грани закрытия.

Марина Порошенко в ответе на обращение педагога из Донетчины подчеркнула, что инклюзивные школы не будут заменой специализированным учебным заведениям. Первая леди за их «микс». Она сказала, что в качестве примера можно взять немецкий опыт внедрения инклюзии. «Когда мы начали инклюзивное образование в Украине, мы хотели сделать альтернативную форму обучения для детей, которые имеют возможность получить качественное образование в общеобразовательных учреждениях. Я хочу подчеркнуть, что это альтернативная форма обучения, а не замена интернатным учреждениям», - отметила Марина Порошенко.

Среди участников форума были как мамы, выступавшие против закрытия интернатов, потому что без них, мол, им будет трудно самостоятельно воспитывать ребенка-инвалида, так и мамы, которые решились отдать ребенка в обычную общеобразовательную школу. Многие из услышанных историй были не просто нетипичными для общества, а невероятными. Одна из мам рассказала, как ей приходилось на детской площадке просто от боли, с закрытыми глазами умолять, чтобы другие мамы с детьми оттуда не убегали, когда возле песочницы появлялся ее солнечный ребенок с синдромом Дауна. Кстати, сегодня эта уже взрослая девушка благодаря настойчивости мамы и толерантности одного из торговых центров устроилась на работу. Таких историй с хэппи-эндами может стать в украинском обществе больше. Надежду дали слова еще одной мамы, которая на собственном опыте убедилась и заметила: украинцы меняются в лучшую сторону. «Быть ​​нетолерантными сегодня уже ненормально», - говорит мама ребенка с ограниченными возможностями.

Готовясь к форуму, организаторы преследовали цель выработать первые три шага по внедрению инклюзии в Украине. Поэтому каждый важный месседж, каждое обращение участников, требующее немедленной помощи, заносились для анализа и контроля ситуации. Как оказалось, немало людей, которые регистрировались и хотели приехать на форум, не смогли этого сделать из-за ограничений - всем желающим просто не хватило бы мест в зале. Это свидетельствует об огромном интересе к теме инклюзии в Украине, о готовности людей что-то менять в этом направлении. Марина Порошенко подчеркнула: если ребенок с ограниченными возможностями будет учиться дома и будет отличником, то может такое случиться, что он потом не сможет воспользоваться этими знаниями из-за замкнутости, оторванности от так называемого внешнего мира. Поэтому людям с ограниченными возможностями нужно помочь интегрироваться в общество с детства, им нужно обеспечить возможность посещать эти школы, а не предлагать учиться дома из-за того, что общество не обеспечило им необходимые условия.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать