Бывший горняк создал «независимое государство»
И теперь ни от кого не зависитВ недалеком прошлом хозяин дома работал на шахте «Брянковской», попавшей сегодня под закрытие по программе реконструкции угольной отрасли. Официально он, как и сотни его товарищей, остался без работы, однако это обстоятельство не сломало его жизни, в отличие от большинства горняков, которых захлестнула волна отчаяния и безысходности. Он не стал надеяться на помощь государства, понимая, что судьба, благополучие, наконец, будущее семьи зависят только от его умения, труда и таланта. А то, что этот человек особо талантлив — и доказывать не надо. Стоит только посмотреть на его хозяйство и оценить его изобретения. На 19 сотках разместилось все необходимое для жизни — дом, огород, бассейн, курятник, гараж, скважины для воды и газа, ветровая электростанция и еще куча различных бытовых приспособлений. Получилось такое маленькое независимое семейное государство, политика которого направлена, в первую очередь, на выживание. У 44-летнего Александра двое детей. Дочь учится в Горловском институте иностранных языков, и на ее обучение в год нужно минимум 2 тысячи гривен. Сын еще школьник, но уже через пару лет продолжит учебу в высшем или среднем учебном заведении. В любом случае нужно будет оплачивать и его обучение. При этом жена, работая телефонисткой на Брянковском рудоремонтном заводе, не получает зарплату уже несколько месяцев. Словом, жизнь заставляет изворачиваться, крутиться, выживать.
Сначала Александр построил... мини-гидроэлектростанцию. Рядом с домом протекал ручеек, в который сбрасывали шахтные подземные воды. Поток был таким сильным, а место расположения речушки таким выгодным, что строительство электростанции как бы напрашивалось само собой. Местные жители по поводу такой идеи иронизировали — дескать, ума Лозе не хватит. И только поселковые мальчишки, стаскивая всякий металлолом, получали удовольствие от помощи дяде Саше. Ума Лозе хватило, и гидрочудо, на удивление всем, он построил, оставалось только его запустить. Но тут спала вода. Шахту закрыли, и поток подземной воды прекратился. Другой бы отчаялся, но не Александр.
Стал размышлять: его усадьба расположена на горе, обдувается всеми ветрами (а донбасские ветры известны своей силой и постоянством), значит — надо строить ветряк. Специальной литературы по ветроустановкам вообще мало, а в Брянке ее тем более не достать. Но Лоза такую книжонку достал. Целую зиму работал над конструкцией и весной ветряк поставил...
Еще два года назад, пробивая первую скважину для питьевой воды, он наткнулся на пазуху с метаном. Выход газа на поверхность — обычное явление в этих угольных местах, тем более сейчас, когда шахты закрылись и подземные пустоты заполняются водой, вытесняя метан на поверхность. Александр решил «приручить» газ, тем более, что его концентрация позволяла это сделать (первый год она составляла 60—70 процентов). Кстати, прослышав об этом, сотрудники Макеевского НИИ приехали удостовериться и были весьма удивлены, поскольку такой концентрации еще не наблюдали (обычно она составляет от 2 до 30%). А тут все 60!
Как горняк Александр понимал, что запасы метана будут небольшие, и распорядился ими так. Напрямую из скважины проложил трубы и подключил к котлу — это для обогрева дома. Для пользования газовой печкой придумал отдельную систему, накапливая газ в большую емкость. Первые два года даже в самые лютые морозы температура в доме не опускалась ниже 24 градусов тепла. Как рассказывала Наталья Лоза, куры в сарае всю зиму ходили с открытыми клювами — жарко им было. А вот нынешним летом начались проблемы. Из-за засухи грунтовые воды стали уходить, засасывать в скважину воздух, и концентрация метана стала разжижаться. Газ стал гореть неустойчиво. Но Александра это не испугало, поскольку он предвидел эти проблемы, поэтому и занялся изготовлением ветроустановки. 36 лопастей в диаметре 9 метров развивали такие обороты, что за неделю выдавали мощность в 4 киловатта. Но изобретателя такой показатель не устраивал — мало. Хотя этого и было достаточно для энергоснабжения, он хотел добиться большего КПД. Скажем, 6 киловатт. А тут еще случай «помог». Однажды разыгралась такая буря, что ступица, изготовленная из хрупкой стали, не выдержала — ветряк сломался. Александр решил установку усовершенствовать по типу тех ветряков, какие раньше ставили в украинских селах. Нужную конструкцию нашел в еще довоенной книжице. К старым конструкциям у Александра больше доверия, нежели к современным изобретениям, которые, по его словам, «только на картинке хорошо смотрятся, а начнешь по предложенным схемам собирать — абракадабра получается». Новые лопасти изобретатель уже заготовил, металл достал. Теперь ждет зимы, чтобы новую ветроустановку сделать. Летом и осенью этим некогда заниматься, надо деньги на учебу дочери зарабатывать. Поэтому Александр ни от какой работы не отказывается: строит людям дома, бассейны, вспахивает огороды трактором собственной конструкции. Трактор у него, кстати, уже шестой по счету «модели». Последнюю он довел до такого совершенства, что машина может выпрыгнуть из любого болота и работать на любом склоне.
Вот так и живет Александр в своем «государстве», имея собственную воду, собственные газ и электроэнергию. Трудится, не сетуя на жизнь, и ни от кого не зависит.
— Вы считаете, что крепко стоите на земле? — спросила я на прощание у Александра.
— Надеяться на родное правительство сегодня не стоит, — ответил он, — страна доведена до такого состояния, что нужны годы и годы, чтобы поднять жизненный уровень людей. А у нас, в Брянке, где закрыты почти все шахты, тем более долго ждать экономического просвета. В такой ситуации, я думаю, человек должен надеяться на себя. Что я и делаю. По самым скромным подсчетам, в нынешнем году я сэкономил примерно 2 тысячи гривен. Как раз, чтобы заплатить за учебу дочери. Так что сами решайте, насколько крепко я сегодня стою на этой земле.