Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Цель – вернуть Сикорского Украине

Какая память об «отце вертолетостроения» и корифее авиации сохранилась на его родине?
02 июля, 18:25
ИГОРЬ СИКОРСКИЙ НА ОБЛОЖКЕ «TIME» 1953 ГОДА И «LIFE» 1943-ГО

Разработки этого легендарного киевлянина стали плацдармом для 90% современной авиации. Игорь Сикорский создал 15 новаторских типов самолетов, в том числе «великанов» и самолетов-амфибий, трансатлантический гидроплан. Он запустил серийное производство военной и гражданской авиации и таким образом разрушил стереотип, что будущее авиации — это сфера развлечений.

Именно Игорь Сикорский изобрел серийный вертолет одновинтовой схемы. Его вертолеты сразу начали применять в безопасностных, санитарных и полицейских целях. Только при жизни изобретателя благодаря его вертолетам спасли более полутора миллиона человеческих жизней, что сам Сикорский называл своим важнейшим достижением. Самолеты и вертолеты украинца до сих пор находятся на вооружении Вооруженных сил США, на службе у американских президентов они — с 1947 года, а его компания стала лидером мирового авиарынка. С приобретением лицензий от Sikorsky Aircraft началось развитие вертолетостроения в Европе. Сам Сикорский уже в эмиграции, в 1933 году, писал Василию Галичу: «У моего рода, который возник  в селе на Киевщине, где мои дед и прадед были священниками, чисто украинское происхождение».

Игорь Сикорский — украинец, которого знает весь мир. А что знает о нем Украина?

ПОЧЕМУ КИЕВ ИМЕЕТ ПРАВО НА ЗНАМЕНИТОГО АВИАКОНСТРУКТОРА

Сейчас в Киеве информации о жизни и деятельности Сикорского мало, подчеркивают эксперты. В 1998 году при КПИ открыли Государственный политехнический музей, где представлена ​​история развития воздухоплавания в Украине, в частности там есть экспозиция, посвященная студенту КПИ Сикорскому. Директор музея Наталья ПИСАРЕВСКАЯ рассказывает «Дню»: «Игорь Сикорский родился в Киеве, вырос в прекрасной среде киевской интеллигенции на Ярославовом Валу. Семья направила его вслед за братом в Морской кадетский корпус в Петербурге, но из-за слабого здоровья и несклонности к службе он вернулся в Киев и поступил в КПИ. Тогда Киев был мощным центром воздухоплавания — существовала определенная инженерная школа, инициативы находили поддержку и интерес. В 1908-1912 годах Сикорский построил в Киеве шесть моделей самолетов и вертолет. Тогда его вертолет не поднялся в небо только из-за слабого двигателя, но принцип вертикального взлета изобретатель придумал именно в столице Украины».

ИГОРЬ СИКОРСКИЙ У СВОЕГО ПЕРВОГО ВЕРТОЛЁТА В ФОРМЕ СТУДЕНТА КПИ. КИЕВ, УЛ. ЯРОСЛАВОВ ВАЛ, 15-Б

В ангарах КПИ Сикорский разрабатывал и пилотировал аэропланы С-3, С-4, С-5 и рекордный С-6. В 1909 году авиаконструктор побил мировой рекорд скорости в 111 км/ч на самолете собственной конструкции, тогда как пилоты военных самолетов боялись подниматься в воздух в плохую погоду. «В 1912 году Сикорский в своих дневниках писал: «Самолет будет работать, спасать людей». В июне 1914 года за штурвалом своего самолета совершил сверхдальний перелет из Петербурга в Киев, сделав дозаправку в воздухе. Киев был для него центром притяжения, местом, где находились его родные и близкие, с ним он связывал свою мечту летать. Неизвестно, как бы сложилась дальше его судьба, но из-за угрозы быть репрессированным большевиками в 1918 году Сикорский эмигрировал. Сначала во Францию, затем — в США, где в 1923 году основал компанию Sikorsky Aircraft», — продолжает Наталья Писаревская.

Впрочем, экспонатов, которые непосредственно касаются жизни Сикорского, кроме усадьбы, в Украине нет. «Как говорят историки авиации, были детали от летательных аппаратов, которые конструировал изобретатель в доме на Ярославовом Валу, но после его разрушения ничего не осталось. Более того, если бы не было печальной истории с запустением усадьбы, Украина бы имела архив семьи Сикорских. Несколько лет назад сыновья были готовы передать его нам, но ввиду того, что годы идут, а музея нет, отдали документы в Санкт-Петербург. В собирании своих экспонатов мы работали с киевскими городскими архивами, искали фотоматериалы, консультировались с историками и источниками корпорации Sikorsky Aircraft», — отмечает директор Государственного политехнического музея.

«Нужно спешить, ведь мы можем оказаться в ситуацией, когда Россия заберет себе имя авиаконструктора Сикорского. Там понимают важность такого перехвата. Например, в 2001 году уже назвали город под Москвой «Королев» в честь украинского конструктора, основателя практической космонавтики. Сикорский сформировался в Киеве, придумал полететь и полетел здесь, а они назовут какой-нибудь инфраструктурный или другой объект его именем, и вся узнаваемость уйдет им, разбираться никто не будет», — подчеркивает Наталья Писаревская.

У АВИАМАСТЕРСКИХ КИЕВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА – ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ ПАМЯТНИК ИГОРЮ СИКОРСКОМУ В ПОЛНЫЙ РОС. СКУЛЬПТОР – НИКОЛАЙ ОЛИЙНЫЙ. НА ПОСТАМЕНТЕ НАДПИСЬ: «СНИМАЮ ШЛЯПУ ПЕРЕД АЛЬМА-МАТЕР, КОТОРАЯ ПОДГОТОВИЛА МЕНЯ К ПОКОРЕНИЮ НЕБА» (ТАКОЙ ТЕКСТ БЫЛ НАЙДЕН В ЗАМЕТКАХ АВИАКОНСТРУКТОРА).

Сейчас в Киеве, в Музее украинской диаспоры, действует выставка «Наш Сикорский» (больше о событии — в материале «Встреча с «мистером Вертолетом» в №89 «Дня» за 25 мая 2016 года). Анонсируется, что проект продлится до 30 октября, однако организаторы не исключают его продолжение.

«В Киеве, родном городе Сикорского, до сих пор нет музея выдающегося авиаконструктора, а дом, где он вырос, заброшен. Это обидно, ведь имя и достижения Сикорского известны во всем мире, его изобретения принципиально изменили качество жизни людей, — говорит директор Музея украинской диаспоры и сокуратор выставочного проекта «Наш Сикорский» Оксана ПИДСУХА. — Очевидно, открытие музея Сикорского и чествование памяти гения должны быть государственным делом, ведь это будет работать на имидж Украины, привлекать туристов. Свершения авиаконструктора — это пример для украинцев.

КПИ ИМЕНИ ИГОРЯ СИКОРСКОГО — ПРИМЕР «РАЗУМНОГО БРЕНДИРОВАНИЯ»

В мае 2016 года министру образования и науки Лилии Гриневич передали ходатайство и решение Ученого Совета НТУУ «КПИ» о присвоении имени Игоря Сикорского Национальному техническому университету Украины «Киевский политехнический институт».

«В различных международных рейтингах высших учебных заведений КПИ всегда занимает достойное место. Но есть такой показатель, как индекс узнаваемости, и оказалось, что наш студент Игорь Сикорский в мире гораздо более известный, чем университет. Поэтому мы решили объединить эти два имени — это пример «разумного брендирования» и позиционирование себя среди других, — отмечает Наталья Писаревская, директор Государственного политехнического музея. — Процесс отрыва человека от земли до сих пор продолжается, только теперь уже в космос. Поэтому имя Сикорского — это тоже средство популяризации научно-технологических инициатив, которые мы продвигаем. Например, в рамках космического развития уже от КПИ на орбите летает спутник, готовится второй — студенческий, который будет участвовать в международных программах».

Фонд Сикорского в США благодаря его сыну и компании передал КПИ 286 экспонатов — моделей различных типов вертолетов и самолетов. Фирма Boieng, с которой университет выходит на стратегическое партнерство, подарил большой стеклянный куб, благодаря которому можно узнать об инновациях в авиации.

«В КПИ с Сикорским — совместное жизненное кредо. А именно — несмотря на все жизненные трудности, двигаться вперед, к своей мечте, — подчеркивает Наталья Писаревская. — В первые годы эмиграции в Америке Сикорскому было очень тяжело. Он жил на восемь долларов в день, питался чашечкой кофе и ухой. Но он не отказался от своего таланта и достиг того, что американские президенты приглашали его на официальные встречи. Именем Сикорского мы назвали также ежегодный фестиваль инновационных проектов Sikorsky Challenge, на котором награждают молодых ученых. В этом также философия изобретателя — ориентир на людей, которые смотрят вперед».

АВИАКОНСТРУКТОР ИГОРЬ СИКОРСКИЙ И ПРЕЗИДЕНТ США ГАРРИ ТРУМЭН В БЕЛОМ ДОМЕ, 17 ДЕКАБРЯ 1951 ГОД.

«Сейчас процедура присвоения КПИ имени Сикорского находится на завершающей стадии. Все необходимые документы уже поданы, ждем решения министерства», — сообщила Наталья Писаревская.

БЫТЬ ЛИ АЭРОПОРТУ ИМЕНИ СИКОРСКОГО?

Месяц назад министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян выступил за присвоение международному аэропорту «Борисполь» имени авиаконструктора Игоря Сикорского. «В 1485 году гениальный ум подарил Миру идею — эскиз вертолета. Звали этого человека Леонардо Да Винчи. Через 430 лет другой гениальный ум создал первый вертолет. Звали этого человека Игорь Сикорский. Гениальная мысль нашла свое гениальное воплощение ... Сегодня, когда идут дискуссии о переименовании аэропорта «Борисполь», я считаю, что именно его имя должен носить главный международный аэропорт Украины. Киев, который дал Игорю Сикорскому крылья для воплощения мечты, должен почтить память гениального авиаконструктора», — написал он на своей странице в Facebook.

После совещания с экспертами, политическими и общественными деятелями, Омелян решил открыть голосование в интернете. На суд общественности вынесли четыре варианта персоналий, имя которых может носить «Борисполь»: Игоря Сикорского, Казимира Малевича, Олега Антонова и Павла Чубинского. Голосование уже началось, продлится оно с 29 июня до 15 июля на сайте Министерства инфраструктуры.

ВМЕСТО РУИН — ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИЙ

От красоты семейной усадьбы Сикорских, что на улице Ярославов Вал в Киеве, мало что осталось. В историческом центре Киева она стоит абсолютно заброшенная, даже есть риск ее полного разрушения. Общественные активисты Киева уже не первый год бьют тревогу и поднимают тему необходимости спасения уникального памятника, где были сконструированы первые модели летательных аппаратов Сикорского.

Реальность много лет разочаровывала неравнодушных. В 2000 году тогдашний президент Украины Леонид Кучма передал усадьбу на баланс предприятия «Готель «Козацький» Министерства обороны. Предприятие, в свою очередь, сдало памятник архитектуры в аренду на 49 лет благотворительному фонду «Музей истории воздухоплавания и авиации имени Сикорского», за которым, как утверждают журналисты, стоит Нестор Шуфрич. Арендатор давал обязательства сохранить здание и даже сделать в нем музей Сикорского. Получилось наоборот — хозяева довели его до катастрофического состояния. Благодаря усилиям активистов Минобороны начало процесс юридического расторжения договора. Более трех лет продолжалась судебная волокита, и — наконец-то! — 21 июня этого года, по сообщению военной прокуратуры Центрального региона Украины, Киевский апелляционный хозяйственный суд оставил без изменений решение суда первой инстанции о возвращении в государственную собственность дома авиаконструктора Игоря Сикорского, который признан исторической ценностью. Апелляционный суд не разрешил фонду «Музей истории воздухоплавания и авиации имени Сикорского» арендовать в дальнейшем усадьбу Сикорского. Кабальный договор, из-за которого усадьба пришла упадок, окончательно расторгли!

Перед этим здание пытались продать за два миллиона долларов — соответствующее объявление разместили на одном из киевских сайтов недвижимости. Только сейчас из-за огласки и решения суда объявление удалил его автор.

«Специалисты, изучавшие договор аренды и были привлечены к судебному процессу, отмечают, что в договоре была« лазейка», которая позволила бы «при невозможности реконструкции» продать здание, — рассказывает Виктор ЯГУН, председатель благотворительного фонда «Национальный центр Сикорского». — Более того, непубличные попытки сделать это были и раньше. Наконец-то суды смогли расторгнуть преступный договор с фиктивным фондом и вернуть усадьбу в государственную собственность».

Активисты убеждены, что теперь необходим проект капитальной реконструкции и создания современного технологического центра для молодых ученых имени Сикорского. Ранее корпорация Sikorsky Aircraft заявила о своем желании принять участие в проекте, а Президент Ассоциации конгрессменов США Джим Слэттери, который приезжал в Киев в декабре 2014 года, заявил о готовности содействовать созданию музея Сикорского. Сейчас активисты предлагают, чтобы средства на «вторую жизнь» усадьбы знаменитого авиаконструктора собрали путем краудфандинга, грантовых или инвестиционных программ. Главное — чтобы в Минобороны, в собственности которого теперь находится здание, нашлась политическая воля на «зеленый свет» для старта проекта. Первый шаг уже сделан.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать