Перейти к основному содержанию

Ценности – против дезориентации

Украинские философы — о необходимости новой солидарности в обществе
28 декабря, 13:10
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

2016 год не был простым для украинского общества. Третий год войны — каждый день раненые и погибшие... Но кроме этого, также рост тарифов на фоне возмутительных электронных деклараций политиков и чиновников, отсутствие видимых реформ, нестабильность банковской системы, унизительная отсрочка «безвиза»... Социологические исследования свидетельствуют об апатии и разочаровании — 83,5% респондентов негативно оценивают общую ситуацию в стране (данные КМИС). Участников Революции Достоинства трудно назвать романтиками, которые верили в мгновенную трансформацию страны, но сегодня, три года спустя, обществу очень не хватает четких сигналов, которые засвидетельствовали бы, что мы движемся в правильном направлении. Движемся ли?.. Как изменилась Украина на протяжении уходящего года? Какие вызовы ставят перед нами идейные и ценностные изменения, происходящие на Западе? Об этом, а также о том, каким 2016-й был для украинской философии, — в комментариях отечественных мыслителей и интеллектуалов.

«МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ РАДОВАТЬСЯ И ВЫРАБОТАТЬ НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАВНОВЕСИЯ»

Леонид ФИНБЕРГ, директор Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства, главный редактор издательства «Дух і Літера»:

— В силу новейших тенденций в масс-медиа, зеркала, в которых мы видим себя как общество, становятся все более кривыми. Они слишком политизированы, сосредоточены на негативе. В то же время существует нехватка фундаментальных исследований, которые отображали изменения в жизни общества, — в мировоззренческой, политической, экономической перспективах. СМИ преимущественно рассказывают о действиях власти, они стали площадкой политической борьбы за будущие должности. Недостаточно освещенной и малоисследованной остается деятельность гражданского общества, которая, на мой взгляд, является ключевым фактором развития страны.

После Майдана гражданское общество осознало себя как действенный субъект нынешнего времени. Большое значение имеет работа разнообразных групп, которые контролируют властные структуры, помогают в решении многих проблем. Убежден, что их деятельность является чрезвычайно показательной и важной для осмысления происходящего. Здесь я вижу немало позитива, намного больше, чем в других сферах.

В настоящее время мы пытаемся выйти... из ямы, глубина которой еще не была измерена — она огромна. Шаги, сделанные за последние несколько лет, в частности и шаги власти, — очень весомые. Однако они утопают в критике — часто обоснованной, а еще чаще в необоснованной, демагогичной.

Наибольшая победа общества и власти — это прекращение прямой российской агрессии, создание мощной украинской армии, а также, невзирая на все трудности, более-менее нормальное развитие экономических процессов, которые позволяют в бюджете нового года существенно увеличить зарплаты учителям и медикам, чего не делалось уже в течение многих лет. Странной выглядит критика этих шагов со стороны оппозиции, ведь раньше они постоянно спекулировали на этой теме. Не хватает нормального трезвого анализа происходящих процессов — зато видим демагогию и популизм.

В современном мире есть немало причин для распространения пессимистических настроений в обществе, не только в украинском. Имеем возможность наблюдать, насколько правы многие западные общества, изменение системы безопасности, существовавшей в Европе в течение всех послевоенных лет. Тенденции в Польше, Венгрии и других странах не прибавляют нам геополитического оптимизма.

Людям никогда не хватает терпения. Советским гражданам можно было навязывать любые стереотипы о том, как живет Запад, врать, что мы живем лучше, хотя самим не было чего есть. Возможно, в меньшем масштабе, но в целом аналогично действует сегодня российская власть — постоянно врет. Мы же живем сейчас в достаточно демократическом обществе и можем свободно наблюдать, как живет остальной мир. Но путь к высокому уровню жизни, который там имеется, достаточно длинный, а сама жизнь — короткая. Нам хочется жить так же, но нужно понимать, что другие страны шли к этому десятилетиями и веками. И в силу разных причин они меньше, чем мы, пострадали от трагедий нацизма и коммунизма. Пессимистические настроения действительно доминируют в украинском обществе, никуда нам от этого не деться. На мой взгляд, интеллигенция и власть должны были бы больше рассказывать обществу об изменениях, которые происходят. А их немало.

Кроме того, мы должны помнить, что жизнь — это Божий дар. Необходимо уметь радоваться. Люди по-настоящему религиозны — неважно, православные, католики или иудеи — имеют более глубокий фундамент для своей жизни. Секулярная эпоха нивелирует эти основы. Важно утверждать ценности жизни, взаимоотношений с миром.

Думаю, мы сегодня оказались перед угрозой того, что Герман Гессе назвал «газетной цивилизацией». Речт идет о происхождении мира, в котором несчастья из всех стран каждый вечер собираются на телевидении. Катастрофы, о которых раньше было известно только в отдельном регионе, сегодня становятся всемирными. За всем этим мы не должны забывать, что, например, продолжительность жизни во всех европейских странах, включительно с нашей, выросла, что еда, которую мы в настоящее время потребляем, намного лучше, чем в советские времена. Средняя площадь жилья, обеспечения автомобилями, холодильниками, телевизорами и тому подобное — эти и другие факторы показывают, что постепенно мы движемся в сторону благосостояния. Вряд ли сегодня кто-то помнит, что в начале ХХ века каждый второй ребенок умирал после родов.

Социологи приводят интересные закономерности. Если спросить людей, счастливы ли они, подавляющее большинство отвечает «да». Но когда спрашиваешь о политике, слышишь почти апокалиптические суждения. Эти стереотипы необходимо преодолевать. Человек, который имеет меру для оценки своей реальной ситуации, как негатива, так и позитива, может намного больше дать другим, обществу, а также будет жить более счастливой, полноценной жизнью.

Европа и Америка проходят сегодня новый геополитический этап. Но, по моему мнению, его следует воспринимать не как приговор, а как вызов. Здоровые нации будут развивать ценности, которые были наработаны миром раньше. Кто же будет ошибаться на этом пути, станет аутсайдером. Убежден, что самыми главными ценностями являются права человека и сама человеческая жизнь, а также правовые системы, призванные быть механизмами гарантирования прав и свобод человека и сообщества. Если нам хватит сил усвоить и пропагандировать эти ценности, тогда будет немного легче. В сегодняшнем мире, который кричит со всех сторон и обо всем, очень легко быть дезориентированным. Нужно производить новые механизмы равновесия — психологические, мировоззренческие. Нет другого выхода, кроме как быть человеком интеллигентным, знать мировой опыт культуры и антикультуры.

Мы также должны осмысливать и пропагандировать ценности, которые были в самой Украине. Имею в виду ценности диссидентского мира, ценности Майдана — солидарность, толерантность, мудрость... По большому счету речь идет о тех же юдо-христианских ценностях, которые сформировали цивилизованную Европу. Очень важным является сохранение (...) и развитие государственности. Из опыта Второй мировой войны знаем, что больше всего пострадали безгосударственные народы.

Украина сегодня отстаивает европейские ценности. Некоторые старые европейские нации уже забыли, как их деды-прадеды отстаивали эти же ценности раньше. Именно поэтому им тяжело справиться с новыми вызовами, которые возникают... Понятно, что и нам не легко. Однако — идем своими путями. Ведь выбор прост: или мы победим, или нас победят.

«УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ НЕ ХВАТАЕТ ОРИГИНАЛЬНОГО И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ НАШЕГО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ»

Иван ЛЫСЫЙ, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения НАУКМА:

— Нужно согласиться с социологами, которые говорят о наличии апатии в обществе. Я бы назвал это охладеванием. Охладевание касается не только судьбы страны, судьбы сообщества в целом, но у подавляющего большинства — и собственной судьбы. Общество, к сожалению, стало более манипулированным. Хотя бы это очередность разных информационных поводов. Одно событие, которое могло бы вызвать возмущение в обществе, в сознании заинтересованных, небезразличных людей сразу же вытесняется очередным информационным поводом. Такое выталкивание одного другим в конечном итоге усиливает безразличие.

В мировых интеллектуальных кругах в течение последних десятилетий происходит противостояние глобализму и локализму. Кажется, что неолиберализм, который стоял горой за идею глобализации, в настоящий момент терпит поражение. Если говорить о трендах, то на горизонте можно заметить не просто правый поворот, но и поворот, который бы я назвал националистическим. Возможно, он еще не четко очерчен, но много примет сигнализируют именно о такой тенденции.

Запад потерял элиту, которая могла бы адекватно реагировать на те кризисные явления и процессы, которые уже давно заметны в жизни западного мира. Лидера мирового масштаба в настоящий момент днем с огнем не сыщешь. Недаром говорят, что если еще и Меркель столкнут с ее ответственной должности, то западная элита будет полностью опустошена. Относительно Украины и наших надежд на то, что мы можем как-то влиять на мировые тренды, то мне кажется, что прежде всего должна быть выполнена огромная внутренняя работа. Тогда мы сможем быть фактором не только в геополитике, но и в целом в тех тенденциях, которые характеризуют бытие сегодняшнего мира.

В украинской философии в настоящее время даже невооруженным глазом заметны определенные сдвиги. Выросло не только количество, но и качество философских публикаций. Речь идет также о более широком знакомстве наших специалистов с мировой философской литературой — не только с мировой философией вчерашнего дня, но и со свежайшими трендами в западном и восточном философском уме. Все более ценными и профессиональными становятся переводы.

Но есть одна беда — 90%, а, возможно, и больше тех публикаций, которые у нас появляются, это историко-философские работы. Мы не нацелены на то, чтобы философски осмыслить состояние украинского человека в этом глобальном мире, чтобы відрефлексувати те изменения, которые состоялись в ментальности украинца, в частности в постголодоморний период. Мы склонны уделять больше внимания чернобыльской трагедии — это действительно масштабная трагедия. Но почему-то закрываем глаза на то влияние, которому подверглось украинство в результате Голодомора. Философы не берутся глубоко и серьезно осмысливать, рефлексировать над этим. Пока мы не обратимся к оригинальному, самостоятельному, самобытному осмыслению нашего настоящего, вместе с его связью с нашим прошлым, и не будем заглядывать за горизонты будущего, до тех пор действительно заметные и достойные сдвиги в философской мысли Украины не произойдут.

«МАЛЕНЬКИЙ АРЕАЛ ПОЗИТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ МОЖЕТ СОЗДАТЬ КАЖДЫЙ»

Людмила КРИВОРУЧКА, кандидат философских наук, директор Докторской школы НАУКМА им. семьи Юхименко:

— Могу подтвердить тезис об апатии и разочаровании в обществе — наблюдаю его и в нашей, образовательной сфере. Людям очень трудно мобилизовать себя на какое-то позитивное действие. Думаю, что причины не только в разочаровании во власти — это также и следствие затяжной войны, которая все еще продолжается, и которую большинство старается игнорировать, не замечать. На мой взгляд, разочарование — это обратная сторона отсутствия солидарности. Если бы общество было более солидарным — относительно проблем армии, переселенцев и тому подобное, — мы имели бы больше оснований для действия и меньше для разочарования. Следует игнорировать пустые информационные потоки и просто что-то делать, невзирая ни на что. Если каждый будет создавать ареал маленького позитивного действия вокруг себя, возможно, это выведет нас из такого состояния.

Критика мультикультурализма, разочарование в элитах, которые нашли свое отображение в Brexit, в выборах в США и в некоторых европейских странах, есть, среди прочего, реакцией на определены нерешенные социальные проблемы, с которыми Запад столкнулся в последний период. Не думаю, что говорится о каком-то фундаментальном повороте в ценностной сфере. Следует помнить, что в западных обществах есть люди с разными позициями. Известно, что в США существует очень консервативная глубинка. Мы просто не ожидали, что эти люди и их ценности вдруг станут определяющим фактором. Но никуда не делись и те люди, которые исповедуют другие идеи. Радикальный поворот не может произойти в течение такого короткого периода. Скорее, речь идет о коммуникативном эффекте. В то же время в определенной степени таких последствий можно было ожидать. Ведь мультикультурализм и глобализация, действительно, столкнулись с весомыми трудностями. Как выяснилось, простой договоренностью невозможно преодолеть отличия между культурами. Это — намного более сложный процесс. Тенденции, которые можем в настоящий момент наблюдать, свидетельствуют о том, что традиционные символические системы очень трудно трансформировать. Нам хотелось бы думать, что Европа — это общество, которое уважает меньшинства, что оно по крайней мере стремится двигаться в этом направлении, но, в основной массе, это не так.

Могу согласиться с мнением Андрея Баумейстера, высказанного в интервью газете «День» (см. материал № 212 от 21 ноября с. г.), о том, что украинская философия переживает сегодня ренессанс. Важным «симптомом» здесь стоит считать интерес к философии широкой общественности. В качестве примера, можно навести Открытый университет Майдана и немало других публичных пространств, в которых проходят лекции, встречи. Когда спрашиваешь у людей, которые их посещают, о причине их заинтересованности, они говорят о кризисе ценностей, о трансформациях, происходящих в мире. Именно в философии люди ищут ответы на эти проблемные вопросы. Очевидно, традиционные культурные системы, как религия или популярная культура, не могут их предоставить. В течение последних трех — пяти лет появилось много важных публикаций. У нас, действительно, есть чем гордиться. В частности, говорится о результатах постсоветского развития философии в Украине, ведь в настоящее время до определенного уровня профессиональной зрелости дошли люди, которые получали образование уже после распада СССР. С другой стороны, сегодня мы держим в фокусе с десяток активных интеллектуалов, но не говорим о том,  что в Украине специалистов по философии готовят 17 кафедр. Очевидно, не все из них являются одинаково активными и интеллектуально заметными. Возможно, именно это имеют в виду скептики, которые не замечают ренессанс украинской философии.

Но в целом значимость образа философа в Украине, а также интерес к этому типу знаний вырос. И это невзирая на то, что все люди, имеющие высшее образование, прослушали курс философии. Очевидно, этого оказалось недостаточно, потому они снова возвращаются к философии. Убеждена, что в будущем этот интерес будет только расти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать