ЦЕРКВИ МИРА
Еще одна непризнанная...
На прошлой неделе Архиерейский Собор Сербской православной церкви принял решение о провозглашении на территории другой страны — независимой Македонии — автономной сербской Охридской архиепископии во главе с митрополитом Йованом. Принято также постановление о том, что от общения с церковью-матерью отлучается не только вся македонская иерархия, но и рядовые верующие страны. Это решение стало результатом длительной конфронтации между церквями Сербии и Македонии, которая несколько лет назад провозгласила у себя в стране независимую Македонскую церковь, бывшую до того времени в составе Сербской православной церкви. В ответ на решение сербского Собора архиепископ Охридский и Македонский Македонской православной церкви (МПЦ) заявил, что действия сербской стороны «не имеют никакого значения» для граждан Македонии, которые намерены последовательно отстаивать свой автокефальный статус и название церкви — «Македонская». Решения Собора Сербской церкви он квалифицирует как противоречащие «святому Евангелию, христианской любви, церковным канонам, традиции и практике Православной церкви». Документ заканчивается словами: «Правда и истина — на нашей стороне, а наша святая церковь имеет силы и возможности с Божьей помощью защитить свои права и достоинство». А принятые в Белграде решения рассматриваются как «безумный церковно-духовный и национальный терроризм», предпринимаемый Сербской церковью заодно с Греческой, которая не хочет признавать факта существования македонского государства и народа Македонии. Совершенно очевидно, что эти события приведут к ухудшению отношений между Сербией и Македонией. По мнению македонских епископов, Румынская и Болгарская православные церкви не захотят признавать решения Сербского Собора; известно также, что Константинопольская патриархия и Русская православная церковь ранее выражали готовность к посредничеству в споре между Сербской и Македонской церквями.
Как видим, на карте мирового православия появилась еще одна «раскольничья» — Македонская церковь — церковь народа, который недавно обрел независимость. Между тем, отказ новообразованным независимым государствам иметь свою автокефальную церковь вопиюще противоречит обычаям первых веков христианства, когда границы независимых церквей полностью соответствовали границам государственным. Вселенское православие — если оно хочет сохранить свой авторитет и прерогативы — должно, наконец, разработать четкую процедуру и условия образования новых автокефальных церквей. Если, конечно, православные церкви в состоянии это сделать еще до Второго пришествия. Если же нет, то через некоторое время в мире будет или больше непризнанных православных церквей, чем «канонических», или, что вероятнее, каждая православная церковь будет признавать только себя. ( Скопье, «Новости» )
Вселенский патриарх — о расколах в Украине
Вселенский патриарх Варфоломей I недавно заявил в Стамбуле на Соборе глав и представителей православных церквей, что ...Константинопольская церковь не признает украинские раскольничьи группы (Киевский патриархат и УАПЦ), хотя представители этих церквей иногда приезжали в Фанар» (квартал Стамбула, где находится резиденция патриарха Варфоломея). В присутствии всех участников делегаций православных церквей Вселенский патриарх «снова подтвердил старую позицию Константинопольской церкви относительно расколов в Украине». Об этом сообщил один из участников Собора — официальный представитель Русской православной церкви протоиерей Николай Балашов («Седмица»). Итак, снова — в который раз — надежды непризнанных украинских православных на то, что Константинопольский патриарх нас рассудит, нам поможет, не оправдались. Очевидно, что тут виновен не только Вселенский патриарх: если бы украинские независимые церкви объединились и сообща расстраивали Автокефальную церковь, к ним давно бы уже присоединилась и украинская диаспора, и значительная часть УПЦ МП. И тогда, наверное, были бы совсем другие расклады. (Интересно однако знать, какими доказательствами Москва убедила Вселенского патриарха сделать это заявление?)
Религиозный скандал в Стамбуле
Всеправославный Собор православных владык, которые съехались в Стамбул для обсуждения судьбы Иерусалимского патриарха, вызвал в некоторых политических кругах Турции большое неудовольствие. Дело в том, что после завоевания Константинополя (позже переименованного в Стамбул) в 1453 году, турецкие власти (как при султанах, так и при президентах) не признавали вселенские полномочия Константинопольского патриарха. Некоторые чиновники и сегодня считают, что его юрисдикция и полномочия касаются исключительно турецких православных (это максимум пять тысяч верующих). Поэтому этот собор в Стамбуле, созванный патриархом Варфоломеем, некоторые турецкие СМИ назвали «судом христианского шариата». Против проведения Собора выступили и турецкие националисты, считая необоснованными претензии Варфоломея на титул Вселенского патриарха. Их лозунг: «Государство в государстве — это предательство». Собравшиеся у ворот резиденции Константинопольского патриарха (Фанар) немногочисленные демонстранты размахивали турецкими флагами и разбрасывали листовки. Там говорилось: «Варфоломей устраивает христианский религиозный суд в Турции. Тем самым он хочет подтвердить свою «вселенскость» и основать здесь второй Ватикан». Протестующие считают, что вселенские амбиции «Фанарского патриарха» являются нарушением Лозаннского международного договора 1923 года, в соответствии с которым была учреждена Турецкая Республика. По каким-то непонятным логическим соображениям протестующих выходило, что патриарх Варфоломей нарушает законы своего государства. С подобными заявлениями выступил в турецкой печати также представитель «Фонда Санта-Клауса» Муаммер Карабулут. Он сообщил журналистам, что заявление о нарушении Варфоломеем турецких законов внесено их организацией в стамбульскую прокуратуру. По его мнению, «суд, который организован Фанарской церковью, может иметь место только в религиозном государстве». В ответ на это официальный представитель МИД Турции Намык Тан выступил с заявлением, в котором говорится, что состоявшееся в Фанаре совещание «занималось вопросами, относящимися к внутренним делам православных церквей». Турция не имеет к их разногласиям никакого отношения. И тот факт, что встреча прошла на турецкой земле, «не означает каких-нибудь перемен в хорошо известной позиции Турции относительно титула патриарха «вселенский» (т.е. не признавать). Заметим, что турецкие власти не соглашаются именовать патриарха также «Константинопольским», напоминая, что города с таким названием на планете нет, а употребление такого титула может восприниматься только как непризнание давно установившихся политических реалий. В турецкой печати обычно говорят о «патриархе Фанара» и подчеркивают, что имеется в виду религиозный лидер незначительного греческого меньшинства в Турции (по закону, патриархом может быть избрано лишь лицо, имеющее турецкое гражданство). Несколько месяцев назад МИД Турции болезненно отреагировало на разосланное американским послом приглашение на прием «в честь Вселенского патриарха». Американскому посольству было публично указано, что такого лица нет среди турецких граждан, и поэтому посещать это мероприятие турецким официальным лицам запрещается. ( «Мир религий», «Интерфакс-религия» )
Папа Римский посетит Болгарию?
В связи с отмечаемым праздником славянской письменности, Болгарская правительственно-духовная делегация во главе с президентом страны Георгием Пырвановым прибыла в Ватикан и была принята главой Римско-католической церкви — Папой Римским Бенедиктом ХVI. Президент пригласил Папу Римского посетить Болгарию, а также попросил передать мощи святого Кирилла, которые сегодня покоятся в Риме, Болгарской церкви. Президент ответил, что возвращение мощей святого Кирилла было бы «в высшей степени символично и полезно» для развития двустороннего диалога. Болгарский президент посетил также церковь в Риме, где покоятся мощи святого Кирилла. ( КАI )