Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ЦЕРКВИ МИРА

01 февраля, 20:23

Во Вселенском патриархате — украинский епископ

По предложению Константинопольского Патриарха Варфоломея I Синод этой церкви избрал архимандрита Иллариона Рудника (украинца по происхождению), декана Сант-Пантелеймоновского прихода в Порто (Португалия), епископом—помощником Митрополита Португалии и Испании Епифания, присвоив ему титул епископа Телмиского. Новый владыка родился в Украине. Закончил теологический факультет Салоникского университета (Греция). Архиерейское посвящение нового епископа состоялось 23 января в Константинополе. (КР-Media)

Эхо войны в стенах Ватикана

Сегодня католические и светские СМИ Италии активно обсуждают тему, снова связанную со Второй мировой войной. Речь идет о детях из еврейских французских семей. В отчаянных попытках спасти своих детей многие родители оставляли их в приютах, отдавали во французские семьи, обращались за помощью к Католической церкви. Церковь взяла тогда многих детей под свою защиту, прятала их в монастырях или церковных приютах. А совсем недавно обнаружилось, что после войны Ватикан отправил во Францию специальную инструкцию с указанием не возвращать еврейских детей родителям или родственникам в тех случаях, когда дети, находясь под покровительством церкви, были крещены.

Эта инструкция, недавно опубликованная итальянской газетой «Corriere della Sera», заканчивалась словами: «Решение одобрено Святым Отцом (папой) Пием ХII». Приписка была вызвана, очевидно, тем, что ватиканские чиновники ожидали сопротивления со стороны монсеньора Ронкалли — нунция Ватикана во Франции. По их мнению, Ронкалли был настроен слишком «проеврейски». (Дальнейшие события показали, что Ронкалли — будущий папа Иоанн ХХIII — никогда не подписал бы подобной инструкции.)

Письмо однозначно указывает на то, что папа Пий ХII не хотел возвращать родителям еврейских детей, бывших под покровительством церкви. Он говорил: «Крещеным детям необходимо обеспечить христианское воспитание». Более того, ватиканские чиновники считали, что и некрещеные дети, которые потеряли родителей, «не могут быть переданы лицам, которые не имеют на них полного права» (например, родственникам). Некрещеных детей разрешалось отдавать только родителям.

Опубликование этого письма-инструкции, которое наносит «страшный удар» по репутации папы Пия XII, произошло как раз в то время, когда в Ватикане идут приготовления к началу процедуры канонизации — причисления этого папы к лику святых. Аналитики считают, что процесс канонизации папы Пия XXIII должен быть приостановлен, — такое количество протестов было опубликовано в последнее время. Большинство из них касается того, что этот Римский Папа так и не выступил публично против нацизма и — что особенно возмущает людей — против Холокоста.

Священники Австралии выступают за отмену целибата

Национальный совет священников (НСС) Австралии обратился к Синоду епископов Католической церкви с просьбой пересмотреть правило, согласно которому католическими клириками могут быть только неженатые мужчины. Авторы письма несколько раз подчеркнули свою верность учению Церкви и попросили «отцов Синода рассмотреть со всем вниманием и честностью необходимость настаивать на безбрачии священников».

По действующим каноническим правилам, католическим священником может стать только неженатый мужчина, а если он женится, ему приходится отказаться от статуса клирика. Из этого правила есть исключения: так, женатые протестантские пасторы, обратившиеся в католичество, могут стать священниками, не меняя своего семейного статуса. Женатое священство есть также в ряде Католических церквей восточного обряда (Например, в УГКЦ).

Написать письмо к Синоду епископов австралийских клириков побудила в первую очередь одна из главных современных проблем католической общины — острая нехватка священников. «Нас беспокоит судьба все большего количества приходов, которые остаются без воскресной мессы из-за того, что им не хватает священников», — говорится в письме. Случаи, когда один клирик служит сразу в нескольких приходах, давно вошли в практику в Австралии. Вопрос об обязательном целибате священства поднимался на Синоде епископов 1990 года, однако большинство его участников проголосовали за сохранение этого правила. (EМI)

Московский патриархат и старообрядчество: как найти общий язык

Вопреки некоторым усилиям РПЦ, систематического нормального диалога Московского патриархата со старообрядчеством в настоящее время нет. Об этом сообщил в конце января председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) на Международных рождественских чтениях в Москве. Митрополит подчеркнул, что старообрядцы имеют ту же систему ценностей, исповедуют ту же веру и относятся к той же традиции, что и РПЦ МП. «Нас по сути ничто не разделяет», — считает митрополит Кирилл. Однако, по словам митрополита, обряд в русском религиозном сознании всегда был и остается больше чем просто обрядом. «Это исторический культурный факт». Между тем, в современном старообрядчестве появилась опасная тенденция — «создавать видимость доктринального расхождения с РПЦ». «Они называют себя староверами, а не старообрядцами и пытаются убедить общество, что различны с РПЦ не только в обрядах, но и в самой вере. Потому что они понимают, что одних различий в обрядах мало, чтобы современный человек признавал необходимость сохранения разделения».

Митрополит Кирилл признал, что процесс диалога со старообрядчеством «должен включать и элемент покаяния, потому что Русская церковь не препятствовала гонениям на старообрядцев, многие из которых приняли мученическую кончину». (РИА «Новости»)

Таджикские дети будут изучать историю ислама

Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВЗТ) выступила с инициативой рассмотреть на ближайшем заседании Маджлиси Оли (местный парламент) проект введения в образовательную программу таджикских школ предмета под названием «История ислама». Причиной подобного решения стало все возрастающее влияние на общество немусульманских общин и деноминаций, а также рост экстремистских настроений в таджикском обществе. Партия исламского возрождения считает, что изучение истории и основ ислама, пока на факультативном уровне, поможет решить эти проблемы. Эту инициативу поддержали недавние противники Партии возрождения — Коммунистическая партия и Народно-демократическая партия Таджикистана. Так что проект введения истории и основ ислама в школьную программу имеет вполне реальные перспективы.

Между тем, многие правозащитные и общественные организации Таджикистана считают, что принятие проекта в его настоящей редакции может нарушить право школьников на свободу вероисповедания. По мнению наблюдателей, наиболее целесообразным было бы введение в школах курса истории религий, где дети могли бы получать представление не только об исламе, но и о других религиях мира. Тут мнения учеников и учителей диаметрально расходятся — от полного согласия с предстоящим нововведением до его абсолютного неприятия. Последнее слово остается все-таки за депутатами. («Agnuz»)

Российские протестанты активнее православных

По результатам социальных опросов Исследовательского центра «Религия в современном обществе» (Москва) наибольшая религиозная активность в России присуща протестантам различных направлений. За ними следуют католики, потом иудеи. Несколько ниже показатели у приверженцев ислама. Самые низкие показатели религиозной активности демонстрируют православные и буддисты. Преимущественное большинство православных (более 95%) посещает храмы только два раза в год — на Пасху и Рождество. По-разному относятся адепты разных религий и к актуальным политическим и социальным проблемам. Среди православных, например, сравнительно небольшая доля приверженцев политики, ориентированной на Запад; не в почете у них также социал-демократия и радикальные рыночные реформы. (НГ-Религия)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать