ЦЕРКВИ МИРА
Рождественское послание патриарха Болгарского Максима
Болгарский народ — народ православный уже второе тысячелетие и останется таким, несмотря на различные попытки сбить его со спасительного пути святого православия. Мы не должны искушаться идеалами современности. История со всей беспощадностью показывает, насколько они переменчивы и непостоянны. Мы не должны строить замки из песка, когда в нашем распоряжении есть непоколебимая скала Церкви и поддержка родившегося сегодня в Вифлееме Господа Иисуса Христа — вечного небесного Главы Церкви, нашего Искупителя и Спасителя.
Мухаррам — месяц покаяния
Мусульмане отмечают начало нового 1429 года. Дата первого дня священного месяца Мухаррам в этом году выпала на 9 января. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г. — отправной точке мусульманского летоисчисления и лунного календаря Хиджра, сообщает ForUm. Мухаррам — месяц покаяния и богослужения, один из четырех месяцев в году, в течение которых Аллах особо запретил конфликты, войны и кровную месть. Считается, что как человек проведет его, так и пройдет весь год. (RISU)
Снова о встрече Папы Римского и Московского патриарха
Представитель Святого Престола в России архиепископ Антонио Меннини заявил (после беседы в ночь Рождественского богослужения в храме Христа Спасителя с патриархом Московским и всея Руси), что встреча Папы и Московского патриарха становится все более вероятной. То же подтвердил замглавы отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. Он сказал, что в Русской православной церкви никогда не отрицали возможность этой встречи, но при обязательном условии — ей должно предшествовать разрешение накопившихся противоречий. (Главное среди них — проблема Украинской греко-католической церкви в Украине: Московская патриархия все еще надеется «вернуть» себе «униатские» храмы в западной Украине.) И хотя патриарх, по словам католического архиепископа, «не сказал ничего определенного», Меннини верит, что «до этого — до встречи — дойдет!». От своего имени патриарх передал Папе «самые лучшие пожелания, а также выразил свое почтение, близость и братство». (Интерфакс-религия)
Мусульмане-европейцы
10 января более 400 исламских обществ из 28 европейских стран от России до Испании подписали первую в истории хартию об отношениях между европейскими мусульманами в целом, исламскими организациями, обществом и властями. Целью инициативы, с которой выступила Федерация исламских организаций в Европе, является выработка единой позиции и определение роли мусульман в европейском сообществе. Подготовка документа, в котором сформулированы основные положения в отношениях мусульман Европы друг с другом и с другими европейцами, заняла четыре года. Первый секретарь федерации Мухаммад аль-Банани говорит, что законопроект, составленный на французском языке, прошел через множество юридических и лингвистических правок — его конечный вариант будет переведен на все европейские языки, а также арабский. В документе, состоящем из 26 пунктов, говорится об общих для мусульман принципах и о политическом и социальном вкладе мусульман в развитие европейских стран. Основные принципы хартии — призыв к умеренности и осуждение терроризма и насилия. По словам аль-Банани, «это кодекс достойного поведения мусульман в европейском сообществе, он обязывает их прилагать усилия к интеграции и консолидации общества». Марио Мауро, вице-президент Европарламента, со своей стороны, назвал хартию «прорывом в укреплении межкультурного и межрелигиозного диалога». (По оценкам специалистов, количество мусульман в Европе увеличится вдвое к 2025 году или даже раньше). (ІslamOnline)
Состоится ли автокефалия Украинской православной церкви?
Об этом рассуждает в «Православии.ru» иероманах Тихон Васильев (Русская православная церковь). По его мнению, круг активных сторонников украинской автокефалии состоит из архиереев и клириков УПЦ (Московского патриархата), имеющих непосредственное влияние на события церковной жизни. Многие из них не скрывают своих чаяний и уже сейчас активно проводят в церковную жизнь изменения, соответствующие, по их мнению, статусу Украинской церкви и одновременно подготавливающие ее автокефалию. Среди таких нововведений особенно выделяются следующие. Прибавление к титулу Блаженнейшего митрополита Владимира слов «и отца нашего». В течение семи лет употребление этих слов насаждалось почти во всех епархиях в устной форме, без каких-либо письменных указаний. Когда же в результате этих усилий сформировался как бы обычай такого поминовения, эта формула в мае 2007 года была предписана решением Синода УПЦ. (Титульная формула «и отца нашего» употребляется, когда речь идет о предстоятеле церкви.) Практикуется также непоминовение Святейшего патриарха (Алексия Второго) за богослужением в ряде епархий. Из этой же серии нововведений, только еще более тяготеющее к каноническому нарушению, — отсутствие имени патриарха Московского на некоторых антиминсах, изготовленных в Киевской митрополии. К активным сторонникам автокефалии можно отнести также некоторых архиереев и клириков Константинопольского патриархата украинского происхождения, отличившихся весной 2005 года скандальными заявлениями о том, что территория Украины является канонической территорией Константинополя(?). Президент Украины, чиновники разных рангов и некоторые депутаты активно лоббируют идею автокефалии. При этом в Украине, в отличие от России, нет такой проблемы, как необходимость преодоления в общественном сознании атеистических установок, унаследованных от советского прошлого. В России же эта проблема есть. Неравнодушие политиков к церковным проблемам приводит (в Украине) к попыткам вмешательства во внутренние дела церкви, что порой ставит иерархов в очень трудное положение, вынуждает принимать специальные постановления, обращенные к правительству. Можно упомянуть и о совместных межконфессиональных молениях, устраиваемых на высшем государственном уровне, о создании депутатской группы «За единую Поместную церковь» в украинском парламенте, о неоднократных контактах правительства с Константинопольской патриархией и многое другое. Помимо активных сторонников автокефалии в УПЦ немало и таких, кто не особенно дорожит своей принадлежностью к Московской патриархии и хотя и не предпринимает каких-либо активных действий, но при первой же представившейся возможности безболезненно покинет юрисдикцию Русской церкви. Это пассивные сторонники автокефалии. Если первые — идеологи, то вторые — конъюнктурщики. Что же питает сторонников автокефалии? Прежде всего — украинский национализм. Чтобы понять, что же такое украинский национализм, достаточно просто пожить в нынешней Украине: пообщаться с людьми, полистать школьные и вузовские учебники, посмотреть телевизор и почитать газеты. Сущность украинского национализма — самоутверждение, основанное на отрицании всего русского. Ущербность национализма (украинского!), в общем-то, очевидна. Самоутверждение, самопревозношение — все это ложные посылки, которые ведут в никуда. Они противоречат основным христианским нормам. (Но только не россиян!) Но есть в Украине и принципиальные противники автокефалии среди архиереев и клириков УПЦ. По некоторым данным, голоса архиереев УПЦ, выступающих за и против автокефалии, разделяются сегодня примерно поровну. Очевидно, что в русскоязычных областях число противников автокефалии намного превышает ее сторонников. Конечно, среди политиков, чиновников разного ранга также есть много противников церковного разделения, но далеко не все из них открыто выражают свои взгляды. И вот что еще характерно. Если сторонники автокефалии объединены по большей части в политические организации (различные ОУНы, та же депутатская группа «За единую Поместную церковь» в Верховной Раде и т.п.), то сторонники единства с Русской церковью объединяются преимущественно в братствах — традиционных для Украины организациях православных мирян. (Иеромонах Тихон Васильев)
Выпуск газеты №:
№6, (2008)Section
Общество