ЦЕРКВИ МИРА
Президент США провозгласил День свободы вероисповедания
В своем обращении к народу по этому поводу президент Буш, в частности, сказал: «Мы вспоминаем о принятии Закона Вирджинии о свободе вероисповедания 1786 года, автором которого был Томас Джефферсон, и чествуем предусмотренную Первой поправкой защиту свободы вероисповедания...
Сегодня я, Джордж Буш, Президент Соединенных Штатов Америки, властью, предоставленной мне Конституцией и законами Соединенных Штатов, настоящим провозглашаю 16 января 2007 года Днем свободы вероисповедания. Предлагаю всем американцам задуматься о великих дарах религиозной свободы, сохранить эту свободу для грядущих поколений и отметить этот день подобающими событиями и мероприятиями в своих учебных заведениях, местах богослужений, районах и домах. Во свидетельство чего руку к сему приложил в одиннадцатый день января, в год Господа нашего две тысячи седьмой и Независимости Соединенных Штатов Америки двести тридцать первый. Джордж Буш».
Молитва за единство христиан
В этом году христиане многих церквей и деноминаций снова соединятся в общей молитве за единство христиан и примирение между людьми, нациями и сообществами. По традиции, экуменическая неделя молитв за единство христиан будет проходить 18—25 января. В этом году темой Молитвы будут слова Евангелия св. Марка: «Он глухим дает слух, а немым — речь» (Мк. 7:37). Инициаторами этой темы выступили христианские Церкви Южной Африки. Ее поддержали члены Всемирного совета церквей в Женеве (WCC) и Папский совет по делам единства христиан Римско-католической церкви. Время проведения Недели молитв за единство христиан было избрано неслучайно. Эта неделя (по Григорианскому календарю) завершается в день обращения в веру апостола Павла (25 января). Во время Недели молитв за единство христиан во всем мире будут вместе молиться, в том числе в Ураине, католики, православные, протестанты и другие христианские сообщества — ради того, чтобы третье тысячелетие стало эрой воссоединения Христианства.
Братство волнуется
В начале января в Москве состоялось экстраординарное Собрание «Союза православных братств» в связи с «угрозой автокефалии» Украинской православной церкви. В нем приняли участие представители «Союза православных хоругвеносцев», исторически известного «Союза русского народа», а также «Движения за право жить без ИНН» (информационных кодов). «Большая делегация» священников прибыла из разных регионов Украины (их имена не разглашаются из конспиративных соображений). Это «чрезвычайное и важное» собрание стало ответом на постановление Священного Синода УПЦ Московского патриархата, состоявшегося в конце 2006 года.
В чем, собственно, дело? Оказывается в том, что на упомянутом киевском Синоде (в соседней державе) было принято обращение к Президенту и другим властям Украины, в котором несколько раз осторожно и почти стыдливо сделан намек на то, что УПЦ МП совсем даже и не прочь канонически определить свой статус как автокефальной Поместной Церкви. Приведем несколько наиболее «смелых» выдержек из теста Обращения Синода УПЦ Московского патриархата:
«Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви... ко всем гражданам Украины, кому не равнодушна судьба Украинского Православия — неотъемлемой составляющей нашей самобытности, основного исторического фактора создания государства Украины...
Утверждение и развитие в Украине Поместной Церкви возможны исключительно на «твердом камне» — на базе Украинской Православной Церкви, путем усовершенствования ее канонического статуса, вследствие успехов в преодолении раскола и его последствий. Единство и быстрое достижение этой цели зависит не так от священноначалия и иерархов УПЦ, которых упрекают в нежелании утверждения Поместной Церкви в Украине, как от тех, кто нарушил это единство; а еще большей мерой — от государственных мужей, которые поддерживают раскольническую деятельность и дают ей поблажку...
Статус, который может получить Украинское Православие, должен быть в консультативном порядке согласован через посредство РПЦ со всеми Поместными Церквами. Об этом говорится и в третьем пункте Определения Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ, который проходил 13—16 августа 2000 г. Со своей стороны, УПЦ делает существенные шаги в этом направлении... Утверждение Поместной Церкви не может быть односторонним актом или выполнением воли властьдержащих...
Для того, чтобы в Украинской Православной Церкви в всей ее Полноте вызрело и пришло в действие желание получить статус автокефальной, необходимо, по крайней мере, законодательно урегулировать особый статус Православия в Украине. Государство должно сказать: « Я есть православная страна»; и тогда обретение статуса Поместной со включением в диптихи будет закономерным, логически, исторически и канонически обоснованным... (Вспомним, однако, автокефалию Польской православной церкви в католической стране. — К.Г. )
...Позиция священноначалия УПЦ относительно дальнейшего канонического статуса Украинской Церкви осталась неизменной с 1993 года, когда она была изложена в Обращении Священного Синода УПЦ: «Мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семья Православных Церквей, но идем к этому каноническим путем».
В Заявлении российской православной общественности, собравшейся в Москве перед самым Рождеством Христовым, высказывается резкое несогласие именно с процитированной выше, весьма осторожной позицией Синода Украинской православной церкви Московского патриархата. На Собрании выступил глава московского отделения «Союза православных братств», руководитель отделения Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов, который, среди прочего, осудил недавние кадровые перемещения в УПЦ МП (были переведены на другие кафедры епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит Хилько и архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан Елецких, «известные своей приверженностью идее единства с Московской патриархией»). (Интерфакс-Религия, RISU)
P.S. 12 января, во время встречи с Синодом УПЦ КП, которая состоялась в резиденции Предстоятеля УПЦ КП, Президент Украины заявил, что он готов обратиться к Синодам Московского и Киевского патриархатов для того, чтобы образовать совместную богословскую комиссию по вопросам создания единой Посместной церкви в Украине.
Российские баптисты предостерегают от угрозы свободе совести
Председатель Российского Евангельского союза христиан-баптистов Юрий Сипко считает, что «в России основная угроза свободе совести, а также всем другим свободам исходит от невежества людей, которые находятся на ключевых позициях в управлении государством» и формируют мировоззрение общества. Это невежество включает, среди прочего, также незнание прав и свобод личности. Юрий Сипко подверг сомнению даже «избранность и богоносность» российского народа, демонстрирующего при этом «только голые пятки и общую неустроенность, бытовую и моральную». (Portal_Credo.ru)
Православные Турции будут иметь свою богословскую школу
Европейский суд по правам человека обязал Турцию вернуть имущество патриаршей академии в Константинополе. Турецкое государство должно вернуть прежнему собственнику здание бывшей школы в течение трех месяцев, либо выплатить штраф в размере 900 тыс. евро. Решение суда было единогласным, — «за» проголосовал также представитель Турции. Это первое осуждение Турции европейской судебной системой в связи с правами проживающих в ней христианских меньшинств; вердикт уже «окрестили» историческим и обнадеживающим прецедентом. Патриаршая академия в Константинополе («Великая народная школа») была основана в 1456 году. В ХХ веке ее имущество конфисковало турецкое государство. (ENI)
Домоклов меч перлюстрации над Польшей
Государственный секретарь Ватикана архиепископ Тарчизио Бертоне, после принятого 12 января решения о проверке биографий всех католических епископов Польши (в связи с делом архиепископа Станислава Вельгуса, бывшего осведомителем коммунистических спецслужб), предложил проверять также и польских политиков: «Я был бы рад, если бы такие проверки проводились не только в отношении партийных деятелей, но также сотрудников государственной администрации и всех тех, кто занимается политикой в Польше и других странах Восточной Европы. Я уже попросил передать это соответствующим властям». (KAI)
Выпуск газеты №:
№6, (2007)Section
Общество