Чемпионов — не ждут
За все время независимости Украины не было построено ни одной ДЮСШ
Оборудование в 80% имеющихся может нести угрозу здоровью детей. Тем временем правительственные чиновники еще не определились, относить ли финансирование детско-юношеского спорта в приоритетную корзину.
Недавно часть львовского «спортивного сообщества» выдвинула инициативу создания всеукраинского оздоровительного движения. Сейчас обсуждение преимущественно касается его идейного наполнения, чтобы приобщить к воплощению идеи как можно больше сторонников здорового образа жизни. Материал нашего корреспондента об этом — ниже. Тем временем ситуация с имеющейся организационной и материально-технической базой для этого — более чем критическая. Не секрет, и «День» в свое время тоже об этом писал, что нынешние спортивные достижения, которые демонстрируют украинцы (в том числе и на Олимпийских играх), мы имеем вопреки отсутствию государственной поддержки, а не благодаря ей. Одно из обязательных звеньев выращивания нового поколения спортсменов, после кружков и секций, — детско-юношеская спортивная школа. Как сообщили «Дню» в Государственной службе молодежи и спорта, все спортсмены национальной олимпийской сборной команды Украины, принимавшие в этом году участие в Играх XXX Олимпиады в Лондоне, прошли подготовку и были воспитанниками спортивных школ. Почему в сфере детско-юношеского спорта сложилась критическая ситуация и каковы перспективы ее решения, «Дню» рассказал Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Юрий ПАВЛЕНКО.
— В Украине действует 1672 ДЮСШ, на финансирование которых из разных источников (местного, центрального бюджетов, бюджетов СО, спонсорских средств) используется около миллиарда гривен. Причем в этой цифре до 80% — заработная плата, ориентировочно 15% идет на коммунальные платежи. Таким образом, сегодня в бюджете ни одной копейки на материально-техническую базу ДЮСШ, новое оборудование, новые технологии, переподготовку, повышение профессионального уровня тренеров нет, — сообщил «Дню» Юрий Алексеевич, уточнив также «историю вопроса»: — В свое время, после продолжительной дискуссии с министерством образования был подписан общий приказ министерства спорта и министерства образования, которым утверждено положение о ДЮСШ как о специфическом заведении внешкольного образования спортивного направления. Ведь детско-юношеская спортивная школа имеет две задачи: первая — формирование физически здорового ребенка, раскрытие его спортивных способностей, усовершенствование навыков, а вторая — именно здесь происходит отбор потенциальных спортсменов, которые дальше идут на высший уровень, — в училище, олимпийский резерв и тому подобное. Поэтому, несомненно, чем больше детей охвачено ДЮСШ, занимается в спортивных секциях, тем более здоровое будет поколение, и больший выбор потенциальных олимпийских чемпионов. К сожалению, длительное неопределенное положение статуса ДЮСШ, неполноценное финансирование, старение материально-технической базы привело к тому, что количество детей в ДЮСШ постоянно уменьшалось. В свое время правительством была утверждена стратегия формирования современной системы олимпийской подготовки на период до 2020 года, где было определено (в частности, базируясь и на опыте других стран), что минимальный охват детей занятиями в детско-юношеских спортивных школах должен быть не менее чем 20%. Кроме того, в 2010 году Президентом Украины в рамках рассмотрения вопроса поддержки спорта на гуманитарном совете Кабинета Министров были даны поручения относительно финансирования, материально-технического переоснащения, поддержки и развития сети ДЮСШ. К сожалению, в основном эти доверенности министерством, а позже государственной службой молодежи и спорта, не были выполнены.
— В соответствии с анализом, который мы сделали, по состоянию на 1 сентября, ДЮСШ сегодня охвачено 11-12% детей школьного возраста, — продолжил Юрий Павленко. — Кроме того, за годы независимости не построено новой ДЮСШ. В свое время (в 2007—2010 гг. Юрий Павленко был министром по делам семьи, молодежи и спорта. — Ред.) во время аккредитации ДЮСШ мы обнаружили, что приблизительно 80% оборудования является устаревшим и может нести угрозу здоровью ребенка. Следовательно, это проблема не сегодняшней власти, а проблема Украины на протяжении уже свыше 20-ти лет. Но Президентом Виктором Януковичем было дано четкое поручение относительно поддержки ДЮСШ. По нашим оценкам, для полноценной работы, содержания и развития одной ДЮСШ необходимо от 500 до 800 тысяч гривен, в зависимости от количества детей, помещения и тому подобное. Чтобы создать одну ДЮСШ, нужно ориентировочно от одного миллиона гривен, в зависимости от материально-технической базы и возможностей конкретного района. Таким образом, чтобы выйти на необходимое количество охвата детей ДЮСШ, необходимо приблизительно два миллиарда гривен. Сумма на содержание, имеющаяся сегодня, должна быть утроена.
Развитие ДЮСШ является одним из приоритетов, определенных в работе Министерства образования, науки, молодежи и спорта. Единственное, что этот приоритет сегодня, к сожалению, никоим образом не подкреплен финансово. Мы поддержали предложение министерства образования, представители которого внесли соответствующий законопроект в Верховную Раду относительно изменений к бюджетному кодексу и перевода финансирования всего внешкольного образования, включая и ДЮСШ, со второй корзины финансирования в первую, приоритетную. И сегодня продолжается дискуссия с министерством финансов, которое говорит, что на это нет ресурса. А мы со своей стороны говорим, что этот ресурс есть, его можно взять, в частности из повышения акцизов на табак. В рамках недавней дискуссии относительно темы акциза на табак я предложил: если мы получаем дополнительные средства от акциза на табак, то одно из направлений, куда эти средства вкладывать, с точки зрения развития здоровой нации, привлечения детей к нормальной активной жизни, поддержания их физического и морального здоровья, — являются ДЮСШ.
— Насколько к развитию и поддержке детско-юношеского спорта привлечена частная инициатива?
— Несомненно, можно и нужно привлекать и социально ответственный бизнес, и общественные инициативы, и местные бюджеты, но, учитывая социальную значимость и потребность в ДЮСШ как с точки зрения здорового поколения, так и с точки зрения достойного представительства Украины на олимпийских играх через 10-20 лет, это должно быть государственной политикой. И государство должно брать на себя львиную долю расходов, и при этом еще, очевидно, иметь хорошие предложения для социально ответственного бизнеса. Сам ответственный бизнес это не потянет. Правда, во многих регионах Украины ДЮСШ часто выживают и имеют хорошие результаты на соревнованиях за счет частных инвестиций. Но частные инвестиции не могут касаться такого количества детей, они должны быть равномерными по Украине.
— Какую роль играет в этом участие общественности, общественный запрос на школы?
— Мы провели исследование (речь идет об опросе, проведенном в рамках проекта «Права детей в Украине: реалии и вызовы после 20 лет независимости» Украинским институтом социальных исследований имени А. Яременко при технической поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины»), которое засвидетельствовало: сегодня у детей значительно больший запрос, чем есть предложение и возможность заниматься. Фактически приблизительно 20% детей, желающих заниматься в спортивной секции, даже не имеют такой возможности. Так, на вопрос «кружки, секции, которые посещают респонденты», 39% детей ответило, что посещают спортивные секции. Это даже не ДЮСШ. Для сравнения — в любой европейской стране этот показатель составляет до 80%. При этом на вопрос, посещали бы спортивную секцию, если бы имели возможность, утвердительно ответило 53%. То есть запрос значительно выше. Но еще раз подчеркну, чтобы формировалось здоровое поколение, спортивную секцию, а это самый первый уровень подготовки, должно посещать 70%. ДЮСШ, как определенную специализацию ребенка, должно посещать не менее 20%. Тогда можно говорить и о здоровом поколении, и о стратегической перспективе олимпийских побед. Среди факторов, которые мешают детям посещать кружки и секции (разного направления, не только спортивного), наиболее часто респонденты называли отсутствие свободного времени, отсутствие интересных для ребенка кружков и секций в районе обитания и отдаленность имеющихся кружков и секций от дома. Кроме того, среди существующих секций бесплатных, согласно опросу, 32%.
В целом, относительно ДЮСШ есть два основных вопроса, которые нужно урегулировать: первый — законодательное утверждение статуса ДЮСШ как специализированного внешкольного учебного заведения спортивного направления, второй — это система финансирования (прежде всего материально-техническое переоснащение, строительство новых ДЮСШ, социальная защита и повышение уровня оплаты тренеров ДЮСШ). Сегодня специалисты в ДЮСШ находятся на самом низком уровне оплаты. Их статус нужно повышать, предоставлять возможность постоянно проходить переподготовку, повышение уровня своих профессиональных знаний, приобщать к новым технологиям, знаниям и умениям относительно ненанесения вреда ребенку — как физического, так и психологического, морального.
— А как вы оцениваете перспективу воплощения этих задач?
— Положительно. Есть поручение Президента, его необходимо выполнять. Должна быть воля и ответственное отношение к своей работе людей, которым поручено выполнение. Все специалисты, работающие в сфере физической культуры и спорта, понимают важность ДЮСШ. Более того, есть очень много наработок, методик, расчетов. Должна быть только политическая воля и ответственная работа руководителей, задача которых — эти решения утвердить. Политическая воля и задания со стороны Президента есть.
* * *
О развитии детско-юношеского и резервного спорта, в частности о предоставлении детско-юношеским спортивным школам финансовой поддержки из государственного бюджета, шла речь на заседании Кабинета Министров 31 октября нынешнего года. На запрос «Дня» в Государственной службе молодежи и спорта ответили также, что «заинтересованным центральным органам исполнительной власти поручено, в частности проработать вопрос и внести Кабинету Министров Украины согласованные предложения относительно законодательного урегулирования деятельности детско-юношеских спортивных школ за счет средств государственного бюджета, совершенствования механизма расчета расходов при определении объемов межбюджетных трансфертов на физическую культуру и спорт с целью осуществления отдельного расчета расходов на обеспечение функционирования детско-юношеских спортивных школ, централизованного приобретения спортивного инвентаря и спортивного оборудования для детско-юношеских спортивных школ высшей и первой категории и т. д. После принятия соответствующих правительственных решений появятся правовые основания относительно предоставления финансовой поддержки из государственного бюджета детско-юношеским спортивным школам высшей и первой категории». Таких школ в Украине сегодня 523 (203 — высшей категории и 320 — первой).
Что говорят цифры
(по информации, предоставленной Госслужбой молодежи и спорта):
В среднем на одного воспитанника спортивной школы приходится 26 копеек в день или 96 гривен в год на учебно-тренировочный процесс (при годовой средней потребности свыше 3,5 тыс. грн) и 9 копеек в день или 35 гривен в год на приобретение спортивного оборудования и спортивного инвентаря (при годовой средней потребности приблизительно 212 грн). Свыше половины спортивных школ не имеют собственной спортивной базы, а та, которая используется, не соответствует современным требованиям. Всего лишь каждая третья спортивная школа имеет собственный оборудованный самым необходимым медицинский кабинет, что делает невозможным осуществление регулярного качественного медицинского контроля. Значительное количество спортивных школ находится на грани закрытия из-за отсутствия элементарных условий для их деятельности. Причина одна — в местных бюджетах катастрофически не хватает средств.