Что дала Украине ратификация Орхуской конвенции,
или Умеем ли мы отстаивать свои экологические права?
Юрий ШЕМШУЧЕНКО , директор Института государства и права, академик НАН Украины:
— Значение конвенции для Украины и для других государств невозможно переоценить, ведь это один из первых международно-правовых актов, в котором принципы уважения к общественности со стороны властных структур закреплены на уровне требований международного права. Наряду с этим, реализация положений этого документа пока что сталкивается со сложностями при получении экологической информации. Имеется множество примеров ее умалчивания со стороны чиновников различных рангов. Поэтому и наблюдается формальность таких прав — они задекларированы, но не реализуются на практике.
Как решить этот вопрос? Нужна большая конкретизация процедуры предоставления экологической информации, оформления запроса: кто готовит ответ, предоставляет данные (и в какие сроки), кто отвечает за непредоставление этих данных. Многие проблемы решит четкая формулировка понятий «открытая» и «закрытая» информация, упорядочение процедуры контроля общественных организаций за деятельностью властных структур и тех предприятий, которые загрязняют окружающую среду. Нужно решительно менять практику проведения экологической экспертизы и проводить ее до разработки проекта, как это принято в мире, а не по готовому проекту, когда изменить что-либо очень сложно.
Что касается коррекции деятельности предприятия-загрязнителя через суд, то каждый гражданин имеет право предъявить иск в суд о причинении ущерба здоровью вследствие деятельности того или иного предприятия. А вот дальше — отстоять эти права будет довольно сложно —у нас еще недостает критериев для определения размера ущерба, наносимого окружающей среде или отдельным гражданам.
Валерий ТЕРЕЦ , руководитель департамента социально-экономических и культурных прав граждан секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека:
— Мне кажется, главным на сегодня является экологическое образование (непрерывное — от детского сада до высшего учебного заведения, завода и шахты, армии и проч.) граждан с целью выработать у каждого из нас необходимое в современном мире природоохранное сознание. Его разработка и должна стать заданием для министерств образования и экологии.
Большое воздействие на окружающую среду ныне имеет антропогенный фактор. И это не только воздействие больших предприятий, а и следствие поведения каждого гражданина в собственном жилье и за его пределами. Еще в 1972 году на Тбилисской межправительственной конференции было признано, что экологическое сознание является необходимой, даже важнейшей чертой современного человека, иначе (даже при условиях строгого контроля за всеми предприятиями-загрязнителями) невозможно преодолеть отрицательное давление со стороны Homo Sapiens на естественную окружающую среду.
В первом ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в разделе «Экономические и социально-культурные права» центральное место занимает положение об обеспечении права на жизнь и здоровую окружающую среду. Проехав по Украине, вы увидите, что проблем достаточно. Обеспечение экологических прав — это естественная потребность человека. Окружающая среда Запорожья, Кривого Рога, Донецка, Луганска просто вопиет о помощи. При этом сегодняшний «экологический» бюджет Украины составляет 0,4 — 0,5% от общего, а в развитых европейских странах эта цифра — свыше 3%. Общественные организации действуют, политические партии существуют, требования к качеству безопасных условий проживания есть, но концептуального подхода к разрешению экологических проблем нет. Его не существует на уровне Национальной программы, которая должна была бы включать и уже упомянутое экологическое образование. Т.е. механизм реализации этих добрых намерений не отработан.
Анализ экологических проблем различных регионов показал необходимость усиления контроля над промышленными предприятиями, коммунальным хозяйством, химическими производствами, пожарной безопасностью граждан (только за 1999 год убытки от них составили 33,7 млн. грн.), безопасностью на атомных станциях (лишь в 1999 году произошло 43 инцидента). Предотвращению возникновения вышеназванных опасных ситуаций мешает значительная техногенная нагрузка, моральная и физическая изношенность основных производственных фондов большинства предприятий и недостаточное внимание должностных лиц к проведению комплекса предохранительных мероприятий, отсутствие нормативно-методического обеспечения органов власти на местах, недостаточная подготовка персонала к опасным ситуациям и действиям в экстремальных условиях, несвоевременное информирование населения о естественных и техногенных катастрофах. Следовательно, можно констатировать, что нынче свободный доступ к экологической информации еще не обеспечен.
Жолт КОВАЧ , третий секретарь, атташе по вопросам науки и технологии, Посольство Венгерской республики в Украине:
— Орхуская конвенция ратифицирована постановлением венгерского парламента в июне 2001 года, 30 октября 2001 года она вступила в действие, а в ноябре приобрела силу закона. Следует добавить, что Венгрия ратифицировала документ среди первых 16 стран, что было необходимым для введения конвенции в действие.
Относительно конкретных сдвигов, то принятие конвенции сделало возможным соответствие наших конституционных норм, законов и намерений духу этого документа. Принятие конвенции помогает упорядочить уже существующие нормы, дополняет их нормами, которые обеспечивают результативность действующих правовых институтов, увеличивают их эффективность.
В планах на будущее — улучшить условия доступа к информации. Будут сформированы инспекции защиты окружающей среды. Планируется дальнейшая поддержка сети консультационных бюро для населения, которые содержатся гражданскими организациями, вместе с развитием Бюро услуг для общественности, которые действуют при министерстве и инспекциях. В Венгрии проведена оценка в территориальных органах профильного министерства и установлено, что есть потребность в информировании и подготовке сотрудников, которые заинтересованы во внедрении норм конвенции. Мы намерены подготовить общественные организации и население, ознакомить их с их правами и обязанностями.
Практическому применению конвенции мешают некоторые проблемы. Часто предприятие или организация, которая запрашивает информацию, сталкивается с препятствиями, несмотря на то, что доступность данных об окружающей среде декларирует также и закон об охране окружающей среды. Есть потребность в создании новой, единой базы данных, которая будет обновляться ежедневно, а также в приведении в соответствие различных баз данных.
Александра ЧОРНОУС , аспирантка Киевского университета права:
— К сожалению, можно констатировать: наша общественность является пассивной. Тревожит также и слабость самого экологического движения в Украине. Большинство экспертов считает, что сегодня в стране действует 150-200 неправительственных экологических организаций общей численностью до пяти тысяч активистов, что очень мало для Украины. Пассивность общественности — это следствие первоочередного воздействия на сознание экономических и социальных проблем, а следовательно есть необходимость взаимоподдержки и взаимодействия экологической, экономической и социальной составляющих политики государства. В качестве примера — установление определенных налоговых или социальных льгот для добросовестных природопользователей.
На сегодня наличие «заинтересованной общественности» свидетельствует об экологической культуре и правосознании населения, является следствием понимания личной ответственности, хотя еще отмечаются случаи страха работников в борьбе со своим предприятием, чтобы в случае его закрытия не остаться без средств к существованию. К сожалению, мало внимания уделяется альтернативе — ведь прекращение экологически вредной деятельности не всегда означает закрытие предприятия.
Конституция и законодательство Украины гарантируют право граждан на экологическую информацию и защищают экологические права граждан. Но государственные органы власти пока что не осмыслили своего конституционного долга предоставлять экологическую информацию гражданам, следовать требованиям природоохранного законодательства при принятии решений. И, при условии обеспечения надежных данных о современном состоянии окружающей среды, фундаментальных знаний гражданами основ экологии и экологического права, политика государства, касающаяся окружающей среды, станет ответственной, что и будет свидетельством качественно нового этапа развития не только государства, а и украинского общества в целом.
Виктор КИРИЛЕНКО , исполнительный секретарь украинско-британской профессиональной ассоциации (Британский Совет):
— Люди хотят иметь доступ к информации и участвовать в обсуждениях с органами местной власти на равных условиях. Конечно, нужно только приветствовать то, что Украина ратифицировала эту конвенцию, однако, по моему, до ее воплощения в жизнь нужно преодолеть еще большую дистанцию. Во-первых, многие просто не слышали об этом документе. Большинство людей за пределами Киева не имеет доступа к Интернету, чтобы самостоятельно находить нужную для них информацию, а СМИ не уделяют вопросу экологических прав надлежащего внимания — отсюда и неосведомленность, поэтому граждане и не пользуются предоставленным им правом воздействия на решение «экологических вопросов». Но это не вина людей — это их беда. Киев в этом направлении уже делает определенные шаги, а вот чем дальше от столицы, тем более сложная ситуация. Особенно — в экологически неблагополучных местах.
Что мы можем сделать? Британский совет от имени Министерства международного развития Великобритании воплотил проект, который называется «Программа поддержки малых экологических проектов», с целью оказывать финансовую, консультационную и другую организационную помощь украинским неправительственным организациям и органам местного самоуправления в формировании малых по масштабам проектов, которые направлены на улучшение состояния окружающей среды, а также — на организацию или на усовершенствование процесса диалога между неправительственными организациями, общественностью и местными органами самоуправления.
Один из таких проектов воплощался в Киеве неправительственной организацией, которая называлась «Экоправо-Киев» во главе с Борисом Васильковским. Проект был направлен на создание дополнительных предпосылок для имплементации Орхуской конвенции. А именно — участия общественности Киева.
Анатолий ТОЛСТОУХОВ , заместитель председателя профильного комитета Верховной Рады:
— Состояние переходной экономики, обуславливающее сегодняшний день Украины, порождает новые и подпитывает старые дефициты. С точки зрения перспективы наиболее опасным из них, по-видимому, является дефицит экологической культуры. Он консервирует инфантильность экологического сознания, подпитывает бессмертную популистскую логику «преобразователей природы», которой часто руководствуются и рядовые граждане, и, к величайшему сожалению, те, кто должен принимать решения.
За это платим загрязненной окружающей средой, тяжелыми болезнями, в конечном счете, преждевременной смертью. Речь идет не только о нашей стране.
Мое видение будущего:
1. Принцип «моя хата скраю» — не для нас.
2. Экология — это сердцевина духовного и морального воспитания человека, его выздоровление. Экологическое воспитание человека следует начинать с первого класса школы — если не раньше — и вести его единым блоком, факт за фактом; в приемлемой для маленького человека форме мы должны убедить его в том, что мы и матушка-Природа — единое целое. Человек оставляет материнское лоно, продолжает свой жизненный путь в лоне матери-Земли, следовательно, отношение к ней должно быть заботливым, я сказал бы: сыновним. Если хотим выжить, вынуждены помнить, что другой Земли у нас не будет.
3. Украинская власть сможет управиться с проблемами, стоящими перед страной, если будет опираться на мощное движение за здоровую окружающую среду, ведь, по большому счету, такое движение — это идея социальной справедливости в реальной жизни.
4. Сотрудничество всех народов мира является абсолютно необходимой предпосылкой восстановления равновесия экологических систем и в Украине, и в масштабах нашей планеты.
Выпуск газеты №:
№193, (2002)Section
Общество