«Чтоб работать в школе, нужно быть альтруистом...»
Начался новый учебный год, но проблемы остались старые. Как сообщил городской глава Киева Александр Омельченко, в школах столицы вакантными остались 425 должностей учителей. Как можно было понять, большую часть их должны были занять выпускники педагогических вузов, но в школу они так и не пришли. Почему? Попробую объяснить это на собственном примере.
В прошлом году я закончила педагогический вуз по специальности преподаватель английского языка. Поскольку училась по госзаказу, то получила направление в одну из киевских школ. Точнее, еще до распределения мне предложили самой найти себе место работы. Нашла, но по направлению работать так и не начала. И самой главной причиной стала очень низкая зарплата. Я, конечно, знала, что оплата труда учителя оставляет желать лучшего, но действительность просто шокировала. Назначенная мне ставка начинающего учителя составляла... 168 гривен. Для сравнения — техничка в той же школе на то время получала 165 гривен — на уровне минимальной оплаты труда. Т.е. мою квалификацию как специалиста с высшим образованием государство оценило аж в три (!) гривни. Неужели ради этого следовало пять лет «грызть гранит науки»? Вот так на пороге своей педагогической карьеры, которая так и не состоялась, я получила первый удар — моральный!
Вторая причина была экономическая. Из назначенного мне месячного оклада после всех вычетов я должна была бы получать на руки 149 гривен с копейками. Здесь я взялась за арифметику и начала считать. Ежедневный проезд до места работы и домой мне обошелся бы по меньшей мере в две гривни, которые нужно умножить на 26 рабочих дней. Следовательно, оставалось 97 гривен. Простой завтрак в школьной столовой — 2 грн. 50 коп. После этого остается уже 32 гривни. И за эти деньги, если такую сумму можно назвать деньгами, мне нужно было целый месяц питаться, покупать предметы гигиены, не говоря уже об одежде, обуви, культурном отдыхе (при этом, поскольку я живу вместе с родителями, мне не нужно оплачивать коммунальные услуги). Интересно, сколько времени прожил бы на такие деньги тот, кто установил для начинающего учителя такой оклад?
Поэтому у меня возник вполне естественный вопрос: а стоит ли вообще работать, когда оплата труда не обеспечивает тебя даже самым необходимым? Масла в огонь подлили и родители, заявив, что они и так платят достаточно налогов, чтоб еще дотировать наше образование, продолжая содержать дочь-учителя. Взвесив все «за» и «против» (первых, как видите, вообще не было), я начала искать другую работу. Полгода была «неофициальной» безработной, но все же нашла место, где мое знание иностранного языка было нужным. Сейчас получаю в пять раз больше, чем мне предлагали в школе.
Меня могут упрекнуть: зачем же ты шла в педвуз, если знала, что учительская зарплата мизерная? Да, знала, но не думала, что такая ситуация может продолжаться долгие годы. Поэтому и возмущает цинизм тех, кто сетует, что выпускники вузов не идут работать в школу. Нынешнее поколение молодых на удивление быстро усвоило законы рынка, и одними только лозунгами работать его не завлечешь (особенно себе в убыток). Сейчас — другие стимулы, и работать в школе может позволить себе или тот, кто имеет надежный финансовый тыл и для кого труд педагога своего рода хобби, или настоящий альтруист, времена которых уже прошли. И если сейчас школа еще держится на учителях пенсионного и предпенсионного возраста (посмотрите, какой средний возраст педагогического коллектива любой школы), то через 5—7 лет проблема педагогических кадров встанет перед Украиной, как говорят, в полный рост. И попытка решить ее административными методами, как сейчас кое-кто предлагает, обернется резким уменьшением студентов в педагогических вузах. Кто тогда будет работать в школе? Может, менеджеры и юристы, которых за годы независимости у нас навыпускали хоть пруд пруди?
Выпуск газеты №:
№161, (2003)Section
Общество