Чтобы ощущать мир
В шести школах-интернатах Украины появятся сенсорные комнаты для детей с недостатками опорно-двигательной системы![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090910/4161-7-2.jpg)
Недавно в Киевской специализированной школе-интернате №15, где учатся дети больные церебральным параличом, состоялось важное событие — открытие сенсорной комнаты, помещения со специальным оборудованием для реабилитации детей с физическими недостатками и умственной отсталостью. Тут уже заработали мерцающие световые трубки, есть сухой бассейн с прозрачными шариками, водяные и виброзвуковые кровати, проекторы, отражающие на стенах звездное небо, специальная музыка и устройства для ароматерапии...
Сенсорную комнату помогла обустроить компания «Київстар» в рамках благотворительной программы «Для людей, для страны!», ведь самостоятельно выделить 35 тысяч гривен учебному заведению было не по карману. Вскоре такие же помещения откроются еще в пяти специализированных школах Украины (во Львовской, Донецкой, Запорожской, Хмельницкой областях и Крыму). По словам руководителя департамента по корпоративным связям «Київстар» Жанны Ревновой, ежегодно в них смогут проходить реабилитацию 1 200 детей с ДЦП.
Поскольку комната небольшая по размеру, то одновременно в ней сможет находиться шесть-десять детей. Не исключено, что психологи или социальные педагоги будут проводить и индивидуальные занятия. Но время, которое позволяется провести здесь, для всех одинаковое — максимум 30—40 минут. Как объяснила психолог школы-интерната Галина Егорова, этого вполне достаточно, чтобы ребенок отдохнул и расслабился.
— Эта кровать очень удобная, на ней можно как сидеть, так и лежать, — показывает Егорова на мягкую, резиновую кровать, в которой лежит ученик школы №15 семилетний Роман. — Как только ребенок ложится, кровать мгновенно приобретает форму тела ребенка, и он как будто оказывается в объятиях мамы. Все время, которое ребенок находится в ней, происходит легкий массаж. Он расслабляет мышцы, чтобы ребенок мог полностью отдохнуть. Лежа в кровати, одновременно можно держать в руках световой стимулятор — тоненькие гибкие палочки, мигающие разными цветами. Когда дети смотрят на них и перебирают руками, у них тренируется внимание и моторика пальцев.
Так, для воспитанника интерната Ромы такая кровать — то, что нужно (мальчик очень быстро устает и ему тяжело высидеть целый день на уроках, поэтому, находясь в нем, он полностью будет восстанавливать свои силы). А для гиперактивного Руслана психолог рекомендует пребывание в бассейне с гелевыми шариками, где он может шарики вверх поподбрасывать ногами или руками, попрыгать или полежать.
— На уроках Русланчику приходится постоянно сдерживать свои эмоции, поэтому, попав в этот бассейн, он может делать что угодно. На первый взгляд кажется, что ребенок дебоширит, но в это время она лечится: во-первых — избавляется от тех эмоций, которые сдерживал в течение дня, во-вторых, находясь в бассейне, тело прикасается к прозрачным шарикам и получает прекрасный точечный массаж.
Есть в сенсорной комнате и кресло-трансформер, которое можно легко складывать в форме кубика и разбирать многократно. По словам пани Галины, для детей с недостатками опорно-двигательной системы такие упражнения очень полезны. Так же, как и игра с сенсорным панно: квадратным ковриком, к которому прикреплены пуговицы, цветы, листочки и другие детали разного размера. Когда дети выполняют задание учителя — снять их и прикрепить на то же самое место — в них тренируется память и внимание. Для тренировки внимания также предназначены световые стимуляторы: звездное небо на стене и плазменный шарик (прозрачный, а когда к нему коснуться пальцами, внутри появляются красные лучи). Как объяснила психолог, у детей с ДЦП процессы возбуждения и торможения не сбалансированы, а стимулы могут удерживать внимание ребенка на одном предмете в течение длительного времени, что дает большой плюс для развития больных.
Для развития координации движений и вестибулярного аппарата предназначена сенсорная дорожка: узкий коврик, к которому пришиты круглые подушечки. Если на них наступать, они прогибаются, и чтобы устоять, ребенку нужно хорошо держать равновесие, например, расставляя руки в стороны.
— Сенсорная комната тоже дает возможность привести в норму и улучшить умственные способности детей и их психику, дети учатся воспринимать и ощущать мир зрением, слухом, прикосновением одновременно, — отметил директор Киевской школы-интерната Леонид Торба. — К сожалению, количество детей с недостатками опорно-двигательного аппарата в мире и Украине постоянно растет. По данным Минздрава, 20% детей с инвалидностью — это дети с ДЦП. Как свидетельствует мировая статистика, каждый второй-третий ребенок на тысячу человек болен этой болезнью. Существует более 100 ее форм, чаще всего это повреждение и травмы части головного и спинного мозга. Природа заболевания до сих пор не разгадана учеными, но наша задача — поддержать детей в обучении, адаптации и интеграции в общество.
Сейчас в школе учится около сотни детей. Как уверил директор школы-интерната, кроме них здесь будут заниматься дети с недостатками опорно-двигательной системы, которые воспитываются в детсадах столицы.
Выпуск газеты №:
№161, (2009)Section
Общество