Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чудотворная икона Холмской Богоматери снова со своим народом

03 декабря, 19:43

В Луцке после 10-летней реставрации презентуется уникальный святой образ с аутентичной живописью XI—XII столетий: самый древний в Европе и один из немногих в мире.

ИЗРУБЛЕННАЯ И УНИЧТОЖЕННАЯ, НО СПАСЕННАЯ!

В последнюю ночь перед презентацией, проходившей в Музее волынской иконы, который благодаря своим богатствам сам по себе уже является брендом не только Волыни, но и всей Украины, художник-реставратор Анатолий Квасюк... еще работал над иконой Холмской Божьей Матери. Не потому, что волновался, хотя за эти годы не только не имел отпуска: в последние перед презентацией полтора года он у него не было ни одного выходного дня, и даже, как признался, грешил, работая по воскресеньям. Образ Богородицы с Холма стал важнейшим, и, если можно так сказать, самым затратным делом его жизни. Ведь на иконе было наслоено девять веков... Бывало, что за десять часов труда со скальпелем и микроскопом Квасюк мог прочистить участок размером в одну копейку. Для реставрации этого образа он придумал не один десяток инструментов.

В прошлый вторник после обеда отреставрированную икону установили в специально закупленную для нее витрину одной из известных немецких фирм: с бронированным стеклом, с собственным микроклиматом внутри. Выставили в том первичном виде, в котором она дошла до наших времен. Со следами гвоздей от золотых корон, которыми ее короновали, с пробитым татарской стрелой и мечом телом Богородицы. На ней сохранено только 70% авторской живописи, но лучше сохраненной такой древней иконы в мире нет. И это было, как высказался директор Волынского краеведческого музея (чьим производственным подразделением и является Музей волынской иконы) Анатолий Силюк, «праздник невероятного значения». Появление мировой иконы, которая являет собой славу Украины, возвращение одной из четырех апостольских икон, которыми когда-то обладала Киевская Русь.

Эта икона всегда защищала простых людей. Часто — на уровне легенд и мифов, которыми история иконы переполнена. А с людьми древний образ продолжает «говорить» на своем языке — языке чудесных исцелений. В день ее презентации с крестными ходами к иконе Холмской Богоматери в Музей волынской иконы приходят представители различных конфессий. И это единственный случай в Украине, когда крестный ход идет в музей. По этому случаю, Анатолий Силюк говорит, что каждый раз для поклонения людей они выставляли (конечно, в специальной витрине) оригинал Богородицы, хотя музейные правила этого не приветствуют.

— Все же, не дать поклониться намоленному веками оригиналу, мы не могли.

ЗАГАДКИ БОГОРОДИЦЫ

Первое появления чудотворной Холмской иконы людям после нескольких десятилетий ее исчезновения в годы Второй мировой войны произошло на грани тысячелетий, по случаю Всемирного конгресса холмщаков, проходившего в Луцке. Но ему предшествовала 4-летняя подпольная, в известной степени, реставрация, которую проводил Анатолий Квасюк. Ведь семья депортированного из Холма во время операции «Висла» священника Холмского собора Гаврила Коробчука, которая и вывезла икону на Волынь, боялась, чтобы образ просто-напросто не украли... Об истории иконы и ее спасении «День» уже рассказывал в материале «Возвращение Богородицы» (6 ноября этого года). Причастным к ее спасению был и директор Волынского краеведческого музея Анатолий Силюк, Он говорит, что всю свою жизнь Холмская икона была окутана загадками. Она то появлялась людям, то снова исчезала... Иконохранилища были истреблены еще во времена Средневековья, а икон византийской живописи, к которой принадлежит и Холмская, в мире остались единицы. Поэтому Музей волынской иконы (а заодно и Луцк) с получением такой иконы сразу входил в небольшое число музеев мира, которые владеют подобного рода раритетами.

Он был посвящен в тайну этой иконы с самого начала, с ее передачи на реставрацию Анатолию Квасюку в 1996 году. Но музейщикам во все времена приходилось рисковать, чтобы получить для экспозиции какую-то достойную вещь. Силюк понимал, что обнародовать такой раритет будет непросто. Прежде всего, боялись, что о своих правах на святой образ могут заявить поляки: хотя в таком случае они должны были бы вернуть в родные края не только икону, но и депортированных холмщаков?.. Икону могла бы принять в свой храм любая из существующих в Луцке конфессий. Но вышло так, вспоминал Анатолий Михайлович на презентации, что одна из главных конфессий, в которую Гаврил Коробчук завещал передать икону, от нее... отказалась, сославшись на то, что она... униатская. А униатство, считает, было духовным компромиссом, который вырос, в первую очередь, на национальной почве.

— С тех пор как чудотворный образ попал в наш музей, начало решаться много вопросов. Музейщики убеждены, что икона сама выбрала эту возвышенность в центре Луцка. Вскоре Музей волынской иконы получил здесь новое помещение, для Холмской же иконы мы выделили отдельный зал.

И даже юридически оформить передачу святого образа государству Украина от семьи Коробчуков, как вспоминала на презентации внучка отца Гаврила — Наталья Александровна Недильская, удалось в... 6 часов утра в областной госадминистрации, буквально за несколько часов до возможной ноты протеста...

КАЖДЫЙ АНГЛИЧАНИН ДОЛЖЕН УВИДЕТЬ ЭТУ ИКОНУ. А УКРАИНЕЦ?

Презентация Холмской чудотворной иконы Божьей Матери стала своеобразным бенефисом художника-реставратора Анатолия Квасюка. В тот вечер эта скромный и талантливый человек был в центре внимания. Говоря о значении иконы, вспомнил в разговоре со мной, как к ним в музей приезжал один из послов Великобритании в Украине. Приезжал специально из Киева, потому что услышал об этой раритетной иконе. А потом сказал, что каждый англичанин должен побывать в Луцке, чтобы ее увидеть!

Согласно завещанию семьи Коробчук-Горлицких, которые были последними ее хранителями на протяжении 55-ти лет, икона не может покидать пределы Луцка. Поэтому, чтобы увидеть ее едут сюда не только паломники, но и президенты и премьер-министры.

Получив шквал восторженных отзывов и благодарностей от представителей Волынской областной власти, от коллег-реставраторов, а от владык двух волынских епархий (которые признаны почетными меценатами реставрации) — по церковному ордену, Анатолий Квасюк так и не дождался признания на уровне государства. Он на него и не надеялся. Потому что за свой труд над иконой, которая стала для него, как для реставратора, своеобразной Голгофой, в материальном аспекте получил всего две с половиной тысячи гривен. Когда сегодня в Украине дают ордена и звания налево и направо, талантливая личность, возвратившая государству его национальную гордость, как говорится, не удостоена...

Но люди говорят — «земной поклон» и «благодарим»!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать