Перейти к основному содержанию

Цирк с цирком?

Решение о запрещении участия животных выглядит гуманным и европейским. Но только выглядит
21 февраля, 10:00
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Как уже не раз заявляли спикеры Министерства культуры, молодежи и спорта (МКМС), украинский государственный цирк до 2021 года должен пересмотреть свои программы и отказаться от участия в них животных. Только что это еще раз подтвердила заместитель главы МКМС Ирина Подоляк, которая курирует процесс отказа от животных в цирке: «Они имеют время на обновление своих программ на 2021 год. Потому что мне очень жаль, если наибольшим источником атрактивности украинского цирка является эксплуатация животных». Поскольку использование животных в цирке считается в цивилизованном мире варварским, что пагубно влияет на этих животных, потому с 2017 года в Украине стартовала массовая кампания за запрещение животных в цирке. Активисты выходили на марши, а власть некоторых городов запрещала выступления передвижного цирка с животными. Поэтому правительство приняло решение, которое сейчас касается только государственного цирка, а затем, очевидно, будет принят закон, который запретит выступления с дрессированными животными как в государственном, так и в частном цирке.

А что же делать с цирковыми животными? Заместитель министра отметила, что сейчас идет процесс переговоров с общественными институциями, которые готовы принять цирковых животных. Уже подписан меморандум с «Экопарком Фельдмана», который готов принять 96 животных, что принадлежат государству. По словам Подоляк, там хорошие условия, и парк готов придерживаться всех цивилизованных правил содержания. «Однако есть дрессировщики, которые имеют право собственности на своих животных. Мы предложили им к этому меморандуму приобщиться и вступить в переговоры. Государство не намеревается говорить им, что делать, но мы даем окно возможностей. Вариантов много, но важно понять, что мы не можем запретить использование животных в государственном цирке, а в частных не запретить, потому что тогда мы создадим неравные условия». Иначе говоря, запрещение станет тотальным.

В настоящее время в Украине действуют семь государственных цирков: в Киеве, Одессе, Харькове, Днепре, Запорожье, Кривом Роге и Львове (еще пять остались функционировать на оккупированных территориях). Есть и государственные передвижные коллективы, которые гастролируют по стране. В целом же в государственном цирке имеется около 200 животных — приблизительно половина их находится в собственности дрессировщиков, то есть они их кормят, ухаживают и лечат за заработанные собственные средства.

Что же, решение выглядит гуманным и европейским. Но только выглядит.

Во-первых, почему должна идти речь только о цирковых животных? Давайте будем последовательны: если кони в цирке — это плохо, то почему кони на ипподромах — это если и не хорошо, то нормально? В Украине есть несколько ипподромов, причем о киевском не раз писали, как о чем-то ужасном, крайне запущенном. А между тем именно там содержатся кони для иппотерапии и реабилитации людей с тяжелыми травмами позвоночника. Или это тоже запретить? А как быть с лошадьми для верховой езды у богатеев? С пони, на которых катают детей? А, в конечном итоге, с рабочими лошадьми в селах? Последним живется никоим образом не лучше, чем цирковым.

И если собаки в цирке — это плохо, это ужасно, но что делать с собаками в селах, которые на цепи — с возраста щенка и нередко до смерти? Это же пожизненное заключение в полуголодном состоянии, не так ли? А попугаи и голуби в цирке? Это ужасно? А попугаи в частной собственности, в клетках? Это хорошо? Как по мне, логика у авторов запрещений хромает на все четыре лапы.

Во-вторых, цирковые животные в большинстве своем привыкли к ритму своей жизни. Немало из них и родились в цирке. Для них отмена выступлений и исчезновение их дрессировщика (с которыми они были или с рождения или с малого возраста) станет шоком, в какой бы экопарк их не перевезли. Об этом кто-то подумал из ревнителей «прав животных»?

Кстати, приходилось читать, что в ряде европейских государств, где отказались в принципе от использования животных в цирковых представлениях, нашли действительно «соломоново решение»: животные дорабатывают свой возраст в цирке, и «выходят на пенсию» уже тогда, когда им становится трудно выходить на арену. То есть такой отказ не подгоняется под какую-то дату, а является процессом, растянутым во времени именно исходя из привычек и ритма жизни цирковых животных.

В-третьих, стоит послушать и мнение администраций государственных цирков, которые не поддерживают тотальное запрещение на номера с животными. «Это фактически захоронение всей цирковой сферы. Миллионы людей посещает цирк Украины, и весь цирк будет поставлен на колени. Первый этап — цирк без животных, второй этап — цирк без зрителя и финансов, а третий этап — цирка нет. Идет речь о бездумном популистском решении», — такого мнения, скажем, коммерческий директор Львовского государственного цирка Роман Здреник. Или, может, для того, чтобы посмотреть номера с животными (которые очень любят маленькие дети), придется ездить на оккупированные территории?

И еще одно: а если законодательное запрещение использовать животных в цирке любой формы собственности не будет принято — что тогда? Тогда частный цирк будет иметь незаурядную фору — невзирая на то, что неизвестно еще, лучше ли там живут животные, чем в цирке государственном. И вообще, может оказаться, что решение о запрещении выступлений с животными в государственном цирке лоббировано не усердными защитниками животных, а владельцами частного цирка.

Конечно, многие цирковые номера с животными вряд ли вписываются в нормы новейшего отношения к высокоорганизованным живым существам. И знакомить детей с дикими животными куда лучше в хорошо оснащенных экопарках. Но если запретить использование цирковых собак, то следует запретить и использование полицейских и пограничных собак, тем более, что служба у них далеко не мед — дрессировка более сложная и изматывающая, чем в цирке, а функции весьма опасны для их жизни. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать