Перейти к основному содержанию

Cредняя школа – обновленная

Среди реформ — новые учебники, 12-летняя система образования, финансовая автономия учебных заведений и... больше патриотизма
05 июня, 13:29
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Следующей после реформы высшего образования Украину ожидает реформа средней школы. Пока проект реформирования  находится на стадии разработки, но педагоги уже выделили основные направления работы. Наибольшую дискуссию среди специалистов вызвало возвращение к идее 12-летней системы обучения. Президент Национальной академии педагогических наук Украины Василий Кремень отмечает, что 12-летняя школа — шаг на пути к интеграции в европейскую систему образования. «Украине следует обязательно перейти к 12-летнему образованию. Мы идем в Европу, а в ЕС и среди претендентов на членство нет ни одной страны, в которой школьники учились бы меньше 12-ти лет. В 24 странах — это 12 лет, в 16 странах — 13 лет, 2 страны — 14 лет. Хотя обязательными являются лишь первые 10 лет обучения, как правило, более 95% учеников получают полное образование. Сейчас ребенку сложно усвоить за отведенное время обучения необходимый объем материала, потому увеличение этого времени даст возможность для более эффективной работы», — объясняет он.

 В РАСПИСАНИИ УРОКОВ: «ЗАЩИТА ОТЧИЗНЫ», «ЭТИКА», «ДУХОВНО-МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Также предлагаются изменения к типичным учебным планам. Кроме ранее задекларированного исключения обязательного второго иностранного языка и увеличения часов алгебры, в свете последних событий, заместитель Министра образования и науки Украины Павел Полянский предлагает увеличить количество часов предмета «Защита Отчизны». «События, происходящие сегодня, побуждают нас к тому, чтобы мы на полчаса увеличили время предмета «Защита Отчизны». Но мы считаем, что важно не количество часов, а содержание этих уроков. В первую очередь, должна рассматриваться защита жизни и здоровья человека в чрезвычайных ситуациях, — говорит пан Полянский. — Кроме того, немало экспертных предложений касаются возвращения в учебные планы предметов «Этика» и курса «Духовно-моральное воспитание». Чтобы придерживаться баланса, мы разработали отдельный учебный план. Родители, которые изъявят желание, чтобы эти предметы изучались их ребенком, смогут выбрать большинством подписей такой план. Также мы предлагаем увеличить количество часов изучения родного языка в школах для представителей национальных меньшинств. Также мы работаем над концепцией профильного обучения».

Кроме количества часов, педагоги предлагают поработать и с методами подачи информации. Например, Василий Кремень говорит о необходимости увеличения роли средней школы в патриотическом воспитании личности. «На первое место я бы поставил идеи национального единства, патриотизма. Хотя сейчас наступает эпоха глобализации, но она ведет не к единству, а наоборот — к большей борьбе за рынки сбыта, за экономические ресурсы, интересы. Для победы в этой борьбе необходимо национальное единение. На данном этапе для Украины оно особенно актуально. Также образование должно быть направлено на то, чтобы не только обучать, но и побуждать человека к самостоятельному получению знаний в будущем», — объясняет пан Кремень.

 «...СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ ПЕРЕСТАЛО РАБОТАТЬ...»

Сегодня качественное образование в Украине есть, но, по словам председателя Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины Лилии Гриневич, доступно оно преимущественно жителям больших городов.

«Необходимо обеспечить доступность качества образования независимо от местожительства. В нашей стране катастрофически увеличилась разница в доступности к качеству образования между селом и большим городом. Дети из сел и городов в депрессивных районах имеют в пять-шесть раз меньше возможностей для поступления на бюджетную форму в высшие учебные заведения. Особые сложности вызывает сдача иностранного языка: на те специальности, где ее требуют, возможность поступления уменьшается в десятки раз. Это означает, что среднее образование как социальный лифт, перестало работать. Не только элитные группы молодежи должны иметь высокое качество образования. Если мы хотим интегрироваться в европейское общество, то каждый выпускник должен знать хотя бы один из европейских языков на уровне В2», — говорит Лилия Гриневич.

Еще одна проблема, которая ухудшает качество образования в сельской местности, — отсутствие надлежащего обеспечения печатной литературой и доступа к сети Интернет, напоминает специалист управления образования и науки Запорожской облгосадминистрации Валентина Фиврич.

«Для повышения качества образования необходимо обеспечить скоростной интернет в сельской местности. Сколько бы ни давали поручений, на местах они не выполняются — у нас большинство школ до сих пор без Интернета. Мы с 2004 года отчитываемся о подключении интернета в сельской местности, но делаем все своими силами, потому что государство финансирования на такие цели не выделяет. С помощью услуг сети можно собрать необходимую информацию даже при отсутствии определенных учебников, которые достать в селах почти невозможно», — объясняет ситуацию Валентина Фиврич.

«ПЕРЕХОД ШКОЛ НА НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ЗАЙМЕТ ОКОЛО ДВУХ ЛЕТ»

Достаточно большое внимание в новом законопроекте эксперты уделяют разработке новых учебников. «Министерство предлагает обновить учительскую комиссию, — говорит Павел Полянский. — Мы разрабатываем такой порядок отбора учебников, чтобы министерство не имело никакого влияния на его результаты. Перевод школ на новые учебники займет около двух лет».

Некоторые педагоги предлагают подойти к проблеме учебников с другой стороны.

«Подготовить качественный учебник можно минимум за два-три года, — говорит представитель общественной организации «Центр образовательных технологий города Винница» Тарас Ткачук. — Во время быстрой подготовки (за три месяца, как в прошлый раз) в нем страдает не только качество, но и последовательность изложения материала. Еще возникает проблема с размером этих книжек. Взвесьте портфель любого пятиклассника. Этот портфель, согласно всем санитарным нормам, нельзя носить детям! Во времена новых технологий мы можем спокойно заменить бумажные тяжелые учебники небольшими электронными. В них помещается масса информации, а по цене это получится так же, как закупка всех необходимых бумажных книг».

Отдельным пунктом педагоги определяют развитие частных школ и предлагают предоставить средним школам автономию в плане управления финансированием.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать