Перейти к основному содержанию

«Цвет» воспитания

Взрослая толерантность закладывается в детстве
19 сентября, 00:00
Интерес к национальным традициям вообще и к традициям семейного воспитания в частности, в последнее время обусловлен не только возрождением национального самосознания, но и тем, что становится все более очевидно, что человек есть продукт той культуры в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения. Сегодня конфликты зачастую возникают не из-за столкновения интересов, а из-за столкновения культур, столкновения ценностей, последние же мировые события могут существенно повлиять на обострение противостояния культур Востока и Запада. Поэтому, передавая в детстве национальные традиции в процессе семейного воспитания, необходимо также и закладывать основы взрослой толерантности. Впервые в Украине были проведены комплексные исследования особенностей национального воспитания в разных этнических группах, населяющих Украину. Эти исследования проводились в деревнях и небольших городах в русских, украинских и крымскотатарских семьях (всего в исследовании участвовало 750 семей). Корреспондент «Дня» попросила аспирантку Института социальной и политической психологии Селиме ХАИРОВУ поделиться результатами своей исследовательской работы.

— Kакова же роль культуры, традиций, обычаев в жизни общества и отдельного человека по результатам ваших исследований, как культура влияет на человека и в чем выражается это влияние?

— Общеизвестно, что основная роль в формировании личности как представителя той или иной культуры принадлежит семье. Именно в семье осуществляется передача культурных ценностей от одного поколения к другому и тем самым обеспечивается культурная наследственность. При этом, в каждом конкретном случае передается не культура вообще, не какая-то абстрактная культура, а именно этническая культура, культура определенного народа, чем обеспечивается как бы автоматическое сохранение этноса. Попробуйте найти общество, где детей не любят, не опекают, не наказывают. Эти элементы воспитания характерны для всех народов без исключения. Разница заключается в том, какой смысл вкладывается в контроль и любовь, каковы национальные традиции и обычаи. С точки зрения немца или американца, любить ребенка — это предоставить ему свободу и самостоятельность. У корейцев, тайцев, индийцев любить — это максимально контролировать и опекать ребенка. И что любопытно, если немецкие и американские дети воспринимают контроль над собой, как нелюбовь и враждебность родителей, то корейский ребенок, наоборот, невмешательство родителей в его дела расценивает как равнодушие и отсутствие любви к нему.

— Чем же обусловлены такие различия в отношениях родителей и детей в разных культурах?

— Суть заключается в том, что в данном обществе принято за норму, какие черты личности, качества, поведение считаются желательными, социально положительными, а какие — нет. Интересный пример приводит известная американская исследовательница Маргарет Мид, изучавшая племена аборигенов с острова Сепик. В племени арапешей отец, хвастаясь маленьким сыном, рассказывает: «Он упал и больно ушибся, но не заплакал. Он такой же сильный, как и я». В племени мундугуморов отец, также рассказывая о сыне, с гордостью говорит: « Он сильно поранил палец и орал во всю мощь своего горла так, что его было слышно на другом конце деревни. Он такой же сильный как и я». Достаточно уяснить какое значение имеют те или иные черты в данном обществе, чтобы понять к чему стремятся в воспитании детей родители в той или иной культуре и какие средства они для этого используют. По мнению известных антропологов Б.Чайлда и М.Бэкона, все культуры можно расположить в ряд от ориентированных на воспитание послушания, до ориентированных на воспитание, прежде всего, стремления к независимости и самостоятельности. От подобной ориентации, по мнению этих ученых, зависит стиль семейного воспитания.

— Какие же национальные традиции сложились у нас в воспитании детей, проживающих на территории Украины?

— В украинских семьях и матери, и отцы проявляют большую снисходительность к мальчикам, независимо от их возраста, к ним относятся как к младшим, меньше требуют от них и меньше наказывают. К девочкам относятся намного строже и требовательнее.

В украинских семьях, реже чем в других, прибегают к наказаниям. В детях поощряют мягкость, доброту, заботливость, что вносит в их характер больше «женских» качеств.

Распределение обязанностей в украинской семье, контроль и установка различных ограничений принадлежат матери. Матери в большей мере, чем отцу свойственно ограничивать самостоятельность ребенка и излишне опекать. При этом потворствование сочетается с игнорированием реальных потребностей детей. И хотя, по сравнению с другими, здесь реже наказывают детей, но если дело доходит до этого, то это, как правило, делают матери. Отец в подавляющем большинстве выступает достаточно заботливым и либеральным воспитателем.

Ученые объясняют этот факт тем, что в украинской семье, как и в культуре в целом, доминирует женщина-мать. Издревле отец осуществлял как бы внешнюю политику семьи, он занимался хозяйственным планированием и осуществлял связь с общиной, а мать занималась внутрисемейным хозяйством, бытом и внутрисемейными отношениями. Именно это обстоятельство и объясняет более близкое положение к детям матери, чем отца.

В крымскотатарских семьях оба родителя меньше требуют от девочек и больше потворствуют им. У девочек воспитывают ярко выраженные женские качества, у мальчиков — мужские. Вероятно, это объясняется тем, что у крымских татар в большей степени сохранились патриархальные традиции, выражающиеся в дифференциации мужского и женского поведения. Девочка здесь воспитывается в духе покладистости, мягкости. Поэтому и отношение к ней более снисходительное. Мальчик, наоборот, представляется активным, беспокойным, поэтому и возникает необходимость тщательнее его контролировать и дисциплинировать. В подавляющем большинстве семей крымских татар традиционным главой семьи является отец. Он принимает решения, контролирует и наказывает. Отношения в семье строятся на подчинении детей и всех членов семьи отцу. Здесь все находится под контролем над самостоятельностью детей, большое внимание уделяется воспитанию личной ответственности и уважению к старшим, укреплению связей не только с близкими, но и самыми далекими родственниками. Дети с малых лет знают, что они ответственны перед родителями до самой их смерти, перед всем своим родом.

Немалое влияние на традиции семейного воспитания в семьях крымских татар оказали и годы депортации. В условиях непривычного климата, голода, каторжных работ и жесткого комендантского режима в спецпоселениях выжило очень немного народу, чуть больше половины. Выжили только те семьи, в которых взаимоотношения членов строились на строгой внутренней дисциплине, согласованности действий в сочетании с взаимопомощью и взаимовыручкой не только между родственниками, но и всеми земляками, попавшими в тяжелое положение. Понятно, что в таких условиях забота о ребенке, его выживании сочеталась с ограничением его личной свободы, с целью обеспечения безопасности, выживания.

По классификации известного ученого Эйдемиллера, такой стиль воспитания, когда высокий уровень заботы, опеки и потворствования сочетаются с не менее высокими требованиями, с различными запретами, санкциями и ограничениями, относится к типу повышенной моральной ответственности.

Несколько иная картина в русских семьях. Здесь воспитание детей ориентировано на самостоятельность и независимость. Тут не склонны чрезмерно опекать и баловать детей. Родители более чем где- либо учитывают их реальные возрастные потребности. Дети рано приобретают самостоятельность и независимость, меньше ограничивается свобода. Эмоциональные отношения между родителями и детьми более сдержанные и дистанциированные. Здесь нет чрезмерного потворствования и чрезмерных ограничений, воспитательные подходы к мальчикам и девочкам, в основном, практически не различаются. Матери же девочкам во многом потворствуют, а в строгости их стараются держать отцы.

Такая тенденция, считают ученые, связана с урбанизацией общества, с развитием промышленного производства. Тут как бы нивелируются мужские и женские виды деятельности. А это, естественно, сказывается на воспитании детей. Можно предположить, что минимальное ограничение свободы, несколько дистанциированные отношения между родителями и детьми — это результат культурной традиции, характеризующейся доминированием рационального начала, меньшей силой эмоциональных связей, и большей экспансивной мобильностью данного этноса.

— Вы рассказали о национальных особенностях семейного воспитания, но ведь эти черты со временем претерпевают определенные изменения, и для того, чтобы понять специфику родительского отношения, необходимо проследить его эволюцию во взаимосвязи с историей развития общества. Прослеживали ли вы в своем исследовании такие изменения?

Конечно, условия жизни любого общества со временем меняются. Самые разнообразные факторы влияют на них: индустриализация, информатизация, культурная глобализация и т.д. Однако обычаи и традиции, которые на протяжении веков бережно хранились в исторической памяти этноса, его самопредставление, образ жизни сидят очень глубоко в подсознании каждой матери, каждого отца. Они как бы закрепляют те родительские установки, которые позволяют сохранить это наследие и передать его последующим поколениям. Каждый человек является представителем определенной культуры. Не знание и не уважение культуры другого приводит к противостоянию Запада и Востока, ведь каждый человек не сам по себе, а представитель культуры, в которой своя система ценностей, свое представление о том, как должен выглядеть этот мир. Если ты игнорируешь чужие представления, то сталкиваешься с непониманием и неприятием. Я проводила свою исследовательскую работу для того, чтобы помочь людям разных национальностей лучше понимать друг друга и чтобы между народами не возникали те конфликты, которые мы наблюдаем сегодня. Каждая культура несет традиции, которые появились давно, в других исторических условиях. Сегодня трудно определить, какие традиции нам нужно брать с собою в будущее, а от каких избавляться, но совершенно ясно одно — представителями различных культур необходимо научиться взаимодействовать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать