Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Цвета и эмоции

От Гете до «Пинк Флойда»
11 июля, 00:00

Скажу сразу, мне было очень приятно письмо, опубликованное в субботнем номере «Дня», нашей читательницы Ирины Котик (психолог с двумя высшими образованиями), которая «защищала» от моих нападок Ницше. Ее «за» и «против» были не определяюще важными для меня, главное — высокий интеллектуальный уровень и ясность изложения. Отрадно, что «мыслящий контингент», для которого, в основном, и старается наша газета — жив, жил, и будет жить.

Что ж почему бы тогда не зацепить такую важную для человечества область, как связь эмоций с цветом.

ПОЭТ-ПЕРВОПРОХОДЕЦ

Принцип эмоция-цвет положен в основу всех религий, медицины, и даже геральдики. Например, не случайно, что во флаге Украины нет красного — довольно агрессивного цвета, поскольку он не соответствует мягкому характеру родной Отчизны.

Каждый цвет несет с собой определенное состояние. Это прекрасно знают современные дизайнеры и модельеры, которые советуют одеваться даже в зависимости от цели встречи.

Однако знание это появилось не сразу. В Египте, Индии и Китае ( по ступеням продвижения) этим вовсю «пользовались», полагая даже, ( если трактовать шире), что цвет выражает определенную суть ( как одного человека, так и нации).

В «варварской» Европе эти знания долго не были распространены.

Революционным стало исследование Иоганна Вольфганга Гете «Учение о цвете». В запале великий немецкий поэт ставил эту свою работу выше литературного творчества. Но это по причине того, что его достали соотечественники. Дескать, не своим делом занимаетесь, господин писатель. А делом Исаака Ньютона, открывшего световой спектр и трактовавший последний только с точки зрения физики. Такой подход надолго заслонил психологический и символический аспекты цвета.

И кому же, как ни Гете, художнику с острой чувствительностью, «работающему» с эмоциями, было определять психологическое действие цветов на человека? Однако поэт был обвинен в дилетантизме. Жаль, немецкие обыватели не знали, что в свое время выдающиеся литераторы Индии написали многие фундаментальные трактаты по цвету, в которые окрашены «поэтические настроения» — дхвани-раса...

Основная часть Гетевской работы называется «Чувственно-нравственное действие цветов».

Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие на душевное настроение».

Он делил цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик) и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный.

Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, второй — мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

Характеристики цветов по Гете.

Желтый.

«Если смотреть сквозь желтое стекло, то глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что веет теплом...»

Оранжевый.

«То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого».

Желто-красный.

«Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, энергичные, здоровые, суровые люди любят особенно эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей».

Синий.

«Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде».

Красно-синий (сиреневый).

«Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный».

Красный.

«Гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете идеальное удовлетворение. Более темный символизирует старость, а светлый — юность».

Пурпур.

«Любимый цвет правителей, выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда».

Зеленый.

Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Душа «отдыхает».

В европейской традиции Гете был первопроходцем. Он дал немало полезных советов современным дизайнерам и модельерам. Да и просто женщинам (и мужчинам, конечно) желающим одеваться со вкусом.

ПРИНЦИП ГАРМОНИИ

Гете проводит параллель между гармонией цветов и гармонией психики.

Если цвета расположить по периметру круга ( так называемый «цветовой круг», см. рис.), некоторые цвета оказываются напротив друг друга. Отсюда их «уравновешивающее» значение.

Как только человек видит один цвет, «противоположный» уравновешивает его энергию. Желтый, к примеру, требует для уравновешивания — красно-синий (фиолетовый).

Худший вариант по Гете: сочетание в одежде двух близких цветов. Цитируем: «Желтый с зеленым — пошло-веселый, а синий с зеленым — пошло противный».

Гете рассматривал народы и нации в пристрастии к тем или иным цветам. Яркие цвета предпочитают дикари и дети. Сдержанные — «культурные нации».

ОБЪЕКТИВНАЯ СУБЪЕКТИВКА

Выводы Гете повлияли и на художников, и на философов уже ХIХ, ХХ века. Дидро , Гегель, Шопенгауэр, Кандинский писали серьезные работы на эту тему. Не буду спорить с классиками, скажу только, что проанализировав многие и древние и современные работы, выдам свой набор.

Красный — борьба, страсть, любовь, гнев. Действительно, от любви до ненависти один шаг, поскольку за красным — черный.

Оранжевый — (сочетание красного и желтого). Деятельная творческая радость, поставленная на практическую основу.

Желтый — безусловная энергия, радость, сила, смех.

Зеленый — спокойствие, нейтральность, исцеление, сочувствие. Люди часто его путают, приписывая исключительно скуке: «тоска зеленая» и т.д. Это неверно. Действительно, когда у человека возникает состояние депрессии, появляется этот цвет. Но он является следствием, а не причиной. Он «залечивает» душевные раны. Когда болезненное состояние улетучится, исчезает и он.

Голубой — созерцательное состояние, отстраненность.

Синий — зовущий, но холодный, олицетворяет активный мыслящий процесс, сильные эмоции духовного порядка, высота.

Фиолетовый — творчество, самое глубокое проникновение в «непознанное»( вслед за синим!).

Остальные, как сочетания основных.

Например, любимый властью, пурпурный — сочетание красного (активность, борьба) и синего (духовность, интеллект).

Примерно в той же последовательности, по цветам светового спектра, обозначены фазы человеческого возраста: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Замыкают их с двух сторон — черный цвет. То есть сама Жизнь, Бытие — белый. Точнее белый ( куда входят цвета спектра) — сознание, созидание.

Черный — небытие, подсознание, разрушение...Однако с черным так просто у меня не получалось из- за одной неувязки.

ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА

Учитывая свое неплохое знание музыки, я решил присвоить каждому музыканту свой цвет. То есть какие цветовые ощущения у меня вызывает тот или иной исполнитель.

В этом нет ничего удивительного, поскольку, к примеру, Владимир Набоков в цвете воспринимал слова. Каждое слово несет какие-то эмоции и соответственно возникает та или иная краска. Композитор Александр Скрябин таким образом воспринимал звуки. Для своей симфонической поэмы «Прометей» он расписал «световую партитуру» по принципу: цвет — эмоция — звук. Синтезатор, правда, в 1910 году еще не изобрели. Поэтому замысел гениального композитора воплощен был только спустя полвека, с возникновением цветомузыкальной установки...

Итак, первого я «забросил внутрь Моцарта. Рядом обозначаю — с чем данный творец у меня ассоциируется...

Моцарт — розовый ( детство).

Бетховен —красный (борьба)

Бах — голубой, синий ( созидающая духовность).

«Дип Форест» ( электронные аранжировки этнической музыки) —зеленый ( весна, крестьянское благодарение за урожай)

Луи Армстронг — желтый (щедрое живое тепло, «всемирный отец», безусловная любовь).

Адриано Челентано — оранжевый. ( Тоже много тепла, но умноженное на практичность и мужскую агрессию).

«Ди Перпл» — темно-пурпурный. (Как и «Дип Форест» соответствует цвету по своему названию. Но у «пирлов» — психология отступающего. Их наиболее известные композиции «Дым над водой», «Пепел» несут в себе ощущение «наезда» тотальной силы. (Что-то близкое по духу делал в своих симфониях Дмитрий Шостакович. И только однажды персонифицировал эту силу в знаменитой Седьмой симфонии — с фашистским вторжением...)

Джимми Хендрикс (основатель хард-рока) — черный. (По шамански работал на разрушение. Сгорел в алкагольно-наркотическом огне.)

Но с тем же черным цветом совершенно неожиданно у меня ассоциировалась и величайшая рок- группа «Пинк Флойд»... Стоп! Разберемся подробнее.

ЧЕРНЫЙ?

Альбом »Пинк Флойд» «Атомное сердце матери» 1970 года исполняет мужской и женский хор в сопровождении симфонического оркестра. Для рок-группы конца 60-х — это было более чем удивительно. Причем музыка, особенно что касается ее симфонической части, похожа на мифическое или библейское сотворением мира. Она близка по настроению к лучшим вещам, уже упоминаемого Скрябина ( что видно даже по названиям его симфоний: «Божественная поэма», 1904, «Поэма экстаза», 1907 и «Прометей»,1910).

«Пинк Флойд» в 1970-году начали с того, чем Скрябин завершил.

Их «Темная сторона Луны» 1973 года — связь через Космос сознания и подсознания. Этот шедевр воплотил в себя созидательную человеческую мудрость!

Как же «саморазрушающийся» Хендрикс и «самосозидающий» «Пинк Флойд» могут восприниматься одинаково: в черном цвете?

Неожиданно, я пришел к парадоксальным выводам.

(Читайте продолжение в следующем пятничном номере).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать