Перейти к основному содержанию

Дайте бабам собственную хату!

Уникальное музейное собрание нуждается в помощи
07 сентября, 18:25

Историки до сих пор спорят, было ли что-то общее между нашими пращурами и древними шумерами, у которых было мощное государство на территории Месопотамии еще до зарождения Египетского царства. По мнению автора этой статьи (пусть опровергнут или подтвердят ученые), это напрасные споры, потому что такая связь отложилась в самом нашем языке. Имя самого большого шумерского божества, бога солнца РА, является составной частью целого ряда ключевых украинских слов. Таких как «рай», «вирій» (место противоположное от солнца или потусторонний мир), «радість» (солнечное действо), «ранок» (солнце на глаз), «райдуга» (солнечная дуга), «рада» и тому подобное. Но и само название Украина — солнечная или райская страна, а не окраина как кое- кто пытается нам навязать. Конечно, эта райская земля как магнитом притягивала желающих ею владеть. Много племен и народов перекочевывало через нашу страну, оседало в ней, смешивалось с нашими пращурами, которые, обычно, никуда не шли и никого не завоевывали, потому что находились в Раю, обрабатывали землю и с этой земли жили. Одна из причин богатства нашего языка и культуры заключается в том, что эти пришельцы, став составной частью нашего народа, давали нам от своего языка и от своих культурных достижений, т.е. обогащали наше уходящее в века культурное наследие. В справедливости этих рассуждений можно убедиться, посетив многочисленные исторические и краеведческие музеи нашей страны, в частности Днепропетровский исторический музей им. Яворницкого.

Немалый интерес вызывает представленная здесь коллекция каменных статуй. Это уникальные творения каменной пластики, которые создавались нашими пращурами на протяжении тысячелетий, начиная с эпохи неолита.

По свидетельству моих собеседников — директора музея. им. Яворницкого заслуженного работника культуры Украины Надежды Ивановны Капустиной, заведующей отделом истории первобытного общества и археологии Ларисы Николаевны Чуриловой и старшего научного сотрудника Владимира Александровича Ходаса, в музее хранится 86 каменных скульптур. Это едва ли не крупнейшая коллекция в Европе. Из них 10 датируется эпохой энеолита (III тысячелетие до н. э.), 5 скифской эпохи (VI — IV в. до н.э.) и остальные — наиболее многочисленные — творения древних мастеров тюркско- половецких времен (XII — первая пол. XIII в.).

Разнообразные по хронологии, технике изготовления, информационной нагрузке, они являются немыми свидетелями культурных склонностей, мировоззрения и вообще способа жизни тогдашнего человека. Некоторым из них нет аналогов в ни одном из европейских музеев.

Таким, по мнению ученых, является Керносовский идол (конец III — начало II тысячелетия до н. э.). Совершенство черт, совершенство техники изготовления, насыщенность рисунками, магическими знаками и сценами из мифов о создании мира говорит о том, что, по всей видимости, это изображение протоарийского божества, вытесанное в камне. К тому же, строгие, аскетические очертания лица, поднятые вверх руки, наличие зооморфной черты — хвоста на спине и рисунок быка свидетельствуют о том, что, вероятнее всего, это изображение Индры — творца Мира, грозного воина, охранителя стад протоарийского бога грозы.

Привлекает внимание разнообразная по стилю скифская статуя. Это уже другая эпоха, другие склонности и обычаи. Все скифские творения — это изображение воинов, вооруженных мечами, кинжалами и стрелами. Пани Лариса считает, что скифы таким образом увековечивали не просто воина, а предка всех воинов, так называемого скифского Адама — Тарштая.

Далее разговор вели о коллекции тюркско-половецкой эпохи. Она наиболее многочисленная. Во- первых, потому, что эта эпоха значительно ближе к нашим временам. Во-вторых, потому, что половцы — кипчаки, пришедшие из Заволжья и азиатских просторов в ХI веке, и плотно заселившие степи Поднепровъя, принесли с собой культуру своей каменной пластики, которая получила мощное развитие на их новой родине.

Мои собеседники с увлечением рассказывают о разнообразии этих скульптур. Здесь и изображения вооруженных мужчин, и женщин в изысканных шляпках, праздничной одежде с украшениями, а также с зеркалами, гребешками и сумочками около пояса. Есть статуи и проще, менее насыщенные указанными выше атрибутами. Но обязательный элемент каждой из них — наличие в руках чаши, предназначенной, по-видимому, для ритуальных напитков. Лица скульптур обычно — монголоидные, а вот выражения лиц — индивидуальные: от строгих, надменных до целомудренным, улыбчивых и откровенно радостных.

Но, несмотря на портретность, не возникает сомнения, что эти статуи — не изображение конкретных людей, а воссоздание в камне прославленных личностей с чертами богов или героев, а порой мудрого и всесильного пращура, который обеспечивал связь с потусторонним миром.

Именно половцы дали каменным творениям название бабы, болваны (от иранского «палван» — богатырь, атлет). В традиции половецкой культуры эти скульптуры были неотъемлемой частью поминально- похоронных святилищ, обустроенных ограждением и жертвенником. Жертвенники, а значит, и статуи обычно размещались на курганах или вблизи них, то есть в местах, которые считались святыми.

Позже в Украине «бабы» получили второе название — «мамай». К ним относились с набожностью, всячески задабривали — чистили и подбеливали. Не дай Бог, нанести бабе вред.

Дмитрий Яворницкий в одном из своих трудов в подробностях описал историю бабы из Чертомлыцкого кургана. Во время исследований ее случайно сбросили вниз и отломали голову. Вскоре окружающую местность постигла неведомая до сих пор засуха и страшный неурожай. Напуганные крестьяне прикрепили бабе голову и поставили ее на старое место.

Но сейчас уже никто не боится каменных баб, их гнева. Сами они нуждаются в защите. Потому что, в лучшем случае, их сняли со своих мест и развезли по всему миру — по музеям и частным коллекциям, а в худшем — современные вандалы используют идолов как строительный материал. Они же из камня. Говорят, какой-то новый хозяин поставил такую бабу на собственном подворье — пусть охраняет. И это еще не худшая судьба. Да и в музеях не все хорошо. Мои собеседники с болью констатируют, что уникальная коллекция статуй, о которых идет речь, нуждается в срочной реставрации. Потому что прошли века, а то и тысячелетия со времени их создания. К тому же, условия хранения скульптур оставляют желать лучшего. Только несколько из тех, которые имеют надежную защиту, демонстрируются. Около 50-ти стоят у музея под открытым небом и омываются кислотными дождями, которые обильно заливают нашу планету уже второй век подряд (дань технического прогресса), а остальные находятся в фондовых помещениях музея и недоступны для массового осмотра.

Еще в 80-е годы прошлого века начиналась реставрация скульптур и ставился вопрос о строительстве лапидариума — павильона для баб. Но вскоре все работы были прекращены из-за отсутствия средств.

Кстати, Лариса Николаевна видит в лицах некоторых статуй улыбку, которая могла бы ослепить знаменитую улыбку Моны Лизы. Может, и так. Но сейчас бабам, особенно тем, которые стоят под открытым небом, не до смеха, потому что они плачут. А чтобы высушить их слезы, надо не так уж много — только надежная крыша над головой.

Но надежда есть, потому что лед немного тронулся. Почти тридцатилетние скитания руководства музея, из них последние 10 лет в лице его директора Надежды Ивановны Капустиной, по различным государственным инстанциям с целью разрешения этой проблемы, наконец, дали позитивные результаты. При содействии Президента Украины Виктора Ющенко из бюджета Днепропетровской области выделено 1,1 млн. грн. на проектные, геологические работы и на первый этап строительства лапидариума. При готовности рабочего проекта и определения исполнителя работ, сами работы могут начаться уже в сентябре.

Надежда Ивановна рассказала, что, по проекту, днепропетровский лапидариум — это сложное инженерное сооружение, аналогов которому сегодня в Украине нет. Потому что, те что есть, в лучшем случае, бывшие кинотеатры, переделанные под лапидариумы. Они абсолютно не отвечают современным требованиям. Днепропетровский — будет спроектирован по лучшим мировым образцам: с современной системой отопления, вентиляции, возможностями свободного осмотра экспонатов и их безопасности. К тому же, павильон будет полустеклянный, чтобы бабы стояли почти так, как их ставили наши пращуры — под открытым небом (но под защитой от атмосферных влияний). Потому что (как мы отмечали выше), по их представлениям, именно бабы должны обеспечивать связь этого мира с потусторонним. Поэтому, по мнению директора музея, грех лишать их такой возможности.

Но поскольку полная стоимость строительства сооружения, по скромным предварительным оценкам, будет составлять 7 млн. грн., что для областного бюджета немалая нагрузка, то постоянное поступление средств весьма проблематично, и жилье для баб может стать очередным долгостроем. Поэтому без дотаций из центрального бюджета и помощи спонсоров, наверное, не обойтись. Директор музея питает надежду, что меценаты найдутся, и при случае обращается ко всем, кто имеет деньги и неравнодушен к нашему историческому наследию, с просьбой помочь средствами в сооружении лапидариума. За этот благородный поступок их имена будут пожизненно высечены на стене сооружения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать