«Даже здесь есть жизнь и шутки сквозь слезы»
Какие шансы на освобождение имеют пожизненно заключенные украинцы
В киевском кинотеатре «Жовтень» состоялась премьера документальной ленты «ПЖ». Ее герои — пожизненно заключенный на имя Вячеслав и его отец, водитель автобуса Иван. Он — единственный близкий человек, который остался у Вячеслава, поскольку мать умерла, а с женой тот расстался.
Режиссер Ксения КРАВЦОВА рассказывает: «Меня поразили блоки для пожизненно заключенных. Не могла понять: как люди могут остальную жизнь доживать в «клетках»? Два шага туда, два шага назад, час прогулки один раз в день. Мне захотелось снять фильм о психологическом состоянии пожизненно заключенных людей и их родных, которые проживают все это параллельно с ними. Общество думает, что «довечники» — это только маньяки, к которым нужно применить смертное наказание. Я попробовала показать их обычными людьми. Даже там, на ПЖ (сокращение от российского «пожизненное заключение». — Авт.) есть жизнь и шутки сквозь слезы».
Автобус отца уже несколько десятков лет ежедневно ездит одним и тем же маршрутом. Сыновья прогулка тоже имеет одинаковый маршрут, четко регламентированный расписанием. «День» узнал, есть ли у пожизненно заключенных украинцев возможность покинуть тюремную рутину в прошлом и реинтегрироваться в общество.
СИДЕТЬ НА МЕСТЕ
Согласно Уголовному кодексу Украины, пожизненное лишение свободы является самым суровым видом наказания. Им на грани 1990-х и 2000-х годов заменили смертную казнь, которая наследовалась от советской системы.
В настоящее время такой приговор вынесен 1561 лицу. С каждым годом их становится на несколько десятков больше. Таких заключенных держат в секторах максимального уровня безопасности, отдельно от тех, кто отбывает определенные сроки.
Начальник управления Государственной криминально-исполнительной службы Украины Алексей БОНДАРЕНКО описывает бытовые условия: по двое в камере, иногда, если позволяет площадь (при норме четыре квадратных метра на человека), держат по четверо-пятеро. После пяти лет отбывания наказания за образцовое поведение могут перевести в более комфортные многоместные помещения. Такие пока еще есть в некоторых колониях, но со временем появятся в каждом регионе.
К «довечникам» применяются намного более жесткие ограничения. Короткие и нечастые свидания, малоподвижность, ограничение пространства и времени для прогулок, минимум возможностей для учебы и интересного досуга, запрещение работать вне камеры — все это способствует не исправлению преступников, а изоляции, ожесточению и разочарованию.
Правозащитники отмечают: порядки в исправительных учреждениях понемногу изменяются, уважения к правам человека становится больше. Но надежда на возвращение к жизни вне стен тюрьмы до сих пор остается призрачной.
МИЛОСТИВЫЙ ГАРАНТ
В настоящее время единственный способ выйти на свободу — помилование от Президента Украины. Впрочем, эта перспектива не очень реалистична. Заключенный имеет право подать ходатайство лишь после 20 лет за решеткой. Кроме того, помилование означает не моментальное освобождение, а замену пожизненного заключения на срок не менее 25 лет.
Подобных прецедентов в Украине еще до недавнего времени не было, ведь отметку в 20 лет едва только преодолели первые «довечники». В конце прошлого года журналисты писали об освобождении Александра Каверзина, которому отбыть наказание якобы препятствует болезнь. Но его освободили не по стандартной процедуре. А на этой неделе механизм помилования, наконец, сработал — на свободу вышла первая осужденная пожизненно женщина, Любовь Кушинская. В тюрьме она находилась 20 лет, после пересчета по закону Савченко» отбытый ею срок составляет 27 лет и девять месяцев. Народный депутат Александр Грановский собирал доказательства невиновности Кушинской и хлопотал о ее освобождении. Сама она категорически отказалась признать свою вину, а после выхода на свободу заявила, что будет восстанавливать свое доброе имя в судах.
Но признание и раскаяние является обязательным условием для удовлетворения ходатайства о помиловании. Поэтому это фактически лишает надежду на освобождение тех, кто осужден несправедливо.
«Очень много людей отбывают наказания за чужое преступление. Раньше главным доказательством вины было признание человека, которое часто выбивалось под пытками. Случаи, когда находили настоящего исполнителя преступления, а человек, который отсидел за это, освобождался, случаются очень редко», — говорит Роман КУЙБИДА, заместитель главы правления Центра политико-правовых реформ.
Роман отмечает: в настоящее время в Украине, в отличие от Европы, пожизненно заключенные лишены права на пересмотр приговора. «Если мы говорим о пенитенциарной системе, как той, которая должна исправлять, то шанс на освобождение должен оставаться. Но на законодательном уровне нужно четко прописать условия для этого», — убежден Куйбида.
СОПРОТИВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ
В парламенте уже давно готов к принятию во втором чтении законопроект «последней надежды» №2033а. Он внедряет механизм пересмотра приговоров, вынесенных без надлежащей доказательной базы или на основе незаконно полученных доказательств (пытки или фабрикование). Это касается преимущественно дел, рассмотренных до 2012 года, перед обновлением стандартов Уголовно-процессуального кодекса Украины. Действие настоящего акта будет распространяться и на «довечников» и может стать для них реальным шансом не просто освободиться, но и возобновить свою репутацию. Возможно, кому-то этот законопроект спасет жизнь, уберегши от пыток. Впрочем, по словам правозащитников, система блокирует принятие закона, поскольку он заставит карать тех, кто вынес несправедливые приговоры. А большинство из них до сих пор «в деле».
Уже несколько лет обсуждается идея отмены пожизненного заключения для женщин, которые якобы намного тяжелее переносят изоляцию и полный разрыв социальных связей. Мысли разделились, но более рациональной все же видится предложение гуманизировать наказание для обоих полов. Например, прибавить к «арсеналу» судей 20 или 25-летние сроки.
«ПЖ» или срок — часто зависит от субъективной оценки судьи, потому нередко в одних колониях за плюс-минус равнозначные преступления люди отбывают разные наказания. Поэтому, по мнению некоторых правозащитников и юристов, пожизненное заключение вполне можно заменить таким сроком. Его законченность может стать хорошим стимулом для осужденных изменить свои взгляды на жизнь.
Выпуск газеты №:
№65-66, (2018)Section
Общество