Дефицит... родителей
В Луганской области всего два семейных детдома и три приемных семьи
Одна моя знакомая, женщина невероятной коммерческой удачливости, из всех своих многочисленных бизнес-затей наиболее прибыльной считает помощь иностранцам в усыновлении украинских детей. Ряды иностранцев, желающих взять в свои семьи ребенка, пусть даже не вполне здорового, становятся все шире. И этому чудесным образом конгруэнтна высокая наполняемость детдомов, интернатов и приютов в Украине. Это тот случай, к которому вполне применим штамп «печальная статистика». «Да, именно интернаты и детдома — такая особая форма воспитания, не практикующаяся ни в одной цивилизованной стране, является одним из серьезных социальных препятствий для вступления Украины в Евросоюз, — говорит заместитель начальника управления по делам семьи и молодежи Луганской облгосадминистрации Татьяна Сидоренко. — В Европе и США дети, по какой- то причине оставшиеся без попечения взрослых, немедленно передаются в приемную семью или на усыновление. Проблема лишь в том, что детей не хватает на всех желающих, и их везут из Азии и Африки, Латинской Америки и республик бывшего СССР». Благо это или беда для Украины — вопрос трудный. С одной стороны, конечно, благо, поскольку ребенок, не имеющий практически никакой перспективы получения должного воспитания и образования в родной стране, имеет весьма высокие шансы на чужбине избавиться от своих болезней, педагогической запущенности и просто стать счастливым. С другой — очереди из граждан Украины, желающих усыновить или взять на воспитание чужого ребенка, что-то не видно. А уж если примет такое решение семейная пара, то малыша она будет искать обязательно здорового, с хорошей наследственностью и предпочтительно — новорожденного.
В Луганской области, население которой превышает 2,6 млн. человек, сегодня имеется только три приемных семьи и два детских дома семейного типа. Между тем только по официальным данным в области насчитывается 6286 детей, оставшихся без попечения взрослых. Около трети из них — полные сироты, обреченные все детство провести в государственных воспитательных учреждениях.
Приемной семьей может стать семейная пара, состоящая в зарегистрированном браке, здоровая, морально устойчивая, материально независимая, имеющая достаточную, по санитарным нормам, жилплощадь. Впрочем, на содержание приемных детей государство выделяет определенные суммы, ориентируясь при их назначении на интернатский уровень. Так, на питание полагается около 6-7 гривен в день на одного ребенка, совсем небольшие суммы — на одежду, лекарства, канцтовары. Кроме того, затраты на коммунальные услуги возмещаются семье пропорционально числу приемных детей.
...В семье Шевченко есть собственный ребенок — девочка подросткового возраста. Оказавшись как-то в больнице, она познакомилась там с брошенным матерью совсем маленьким мальчиком, «лежавшим» на так называемой «социальной койке». Чем-то именно этот малыш, уже отстававший в своем физическом и психическом развитии от домашних детей, тронул девочку, и она упросила родителей взять его в семью. С тех пор прошло около года, и мальчик за это время очень изменился. Его сразу определили в центр ранней реабилитации, а главное — с ним стали играть и говорить.
Вторая семья — Четиных — многодетная. Своих четверо, и еще троих взяли на воспитание. Курирующие семью специалисты районного отдела по делам семьи и молодежи говорят, что все у Четиных нормально, дети присмотрены, и, хотя никакого особенного достатка нет, живут дружно и на судьбу не ропщут.
Таким же недлинным будет и рассказ о двух детских домах семейного типа. Один из них, краснолучский, известен как детдом Переясловых. Во главе — мама Зоя, женщина мужественная и почитаемая своими и приемными детьми. Сейчас семья живет в просторном доме с большим приусадебным участком, а долгое время теснились в совсем маленькой избушке. «Сказать, что там все образцово- показательно, не могу. Да я и не поверила бы сама в подобные отчеты. Даже в семье, где есть восемь родных детей, наверняка существуют проблемы, а уж если столько приемных, да еще каждый — со своей трудной, если не сказать трагической, судьбой… И все равно — такой детский дом неизмеримо лучше самого образцового государственного интерната», — уверена Татьяна Сидоренко.
Во втором детском доме сейчас только трое воспитанников, и, как ни странно, пополнить его пока не удается. С более или менее благополучными ребятами интернаты и государственные детдома расставаться не хотят, а детей с серьезными нарушениями здоровья или поведения не могут принять семейные детские дома, ведь в них нет врача, психолога, педагога… Есть только двое взрослых, а то и вовсе одна мама, которая несет всю ответственность за детей, и на которую обрушивается вся критика «доброжелателей» и советчиков.
По данным независимых обследований, только 0,7% детей в интернатных учреждениях могут считаться практически здоровыми (по официальным данным — 30%), 58% имеют значительные физически отклонения, а 7% — тяжелые врожденные пороки развития. Дефицит роста и массы отмечают у 2/3 детей. Отставание в нервно-психическом развитии констатируют у 90% детей. Причин тому несколько. Во-первых, зачастую так называемые «отказники» с самого рождения месяцами живут в больницах, практически лишенные общения со взрослыми, а ведь именно этот период так важен для развития ребенка. Во-вторых, попадая в большие детские коллективы, с их уже сложившейся иерархией отношений, часто враждебным восприятием новичков, малыши поневоле вынуждены лишь выживать, бороться за свое существование. В третьих, дефицитобщения со взрослыми ведет к задержке речевого развития, памяти, мышления. Дети развиваются хаотически, усваивая только гипертрофированные навыки выживания. Часты эмоциональные нарушения — страхи, тревожность, склонность к побегам даже из вполне формально благополучных учреждений. Не социализируясь как должно, эти ребята, став взрослыми, редко благополучно адаптируются в обычных социумах. Интернаты сегодня не дают своим воспитанникам даже самых простых бытовых и трудовых навыков. Условия закрытого воспитательного учреждения поневоле провоцируют ранний половой дебют, склонность к беспорядочным половым связям, высокую гинекологическую заболеваемость. Безусловно, есть счастливые исключения, есть вполне благополучные судьбы, но они, увы, не составляют большинства.
Между тем в материальном отношении такие малоэффективные учреждения, как государственные интернаты и детдома, весьма затратны. Огромный штат сотрудников, расходы на коммунальные услуги и масса других необходимых затрат требуют солидного бюджетного финансирования. Одинокие мамы иногда вздыхают — мол, если бы мне хоть часть денег перепадало, которые государство выделяет на брошеного ребенка, насколько бы облегчилась моя жизнь!
Двойной стандарт, принятый в нашей стране еще с советских времен, продолжает действовать и сегодня. С этим ежедневно сталкиваются все, кто по долгу службы занимается этими проблемами. «Да, я считаю, что решение этих вопросов давно назрело. Все в нормативных актах, регулирующих сферу семейных отношений и воспитания детей, противоречиво. Единых государственных стандартов нет. Почему, например, одинокая родственница детей, оставшихся без родительской опеки, может стать их опекуном, но не может быть их приемной матерью? Закон требует, чтобы в этом случае была непременно семейная пара. В то же время возглавлять семейный детский дом вполне может одинокая женщина и, теоретически, одинокий мужчина. Понять эту логику невозможно. И почему государству не жалко тратить огромные суммы на содержание воспитательных учреждений, которые, по определению, при всех благих намерениях, не могут обеспечить детям полноценное воспитание и развитие, а отдать эти деньги людям, готовым принять обездоленных детишек в семью, — жалко? Государственная поддержка должна быть одинакова для всех детей, как, скажем, в Германии, где на каждого ребенка государство изначально предоставляет семье — родной или приемной — по 300 евро, независимо от доходов родителей. Думаю, мы должны стремиться к тому же, если хотим стать частью цивилизованной Европы», — уверена заместитель начальника управления по делам семьи и молодежи ОГА Татьяна Сидоренко.
Выпуск газеты №:
№27, (2004)Section
Общество