Дефицит... семьи
В Украине каждый сотый ребенок — сирота или лишен опеки![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041101/4198-6-1.jpg)
В Украине сегодня насчитывается около 10 миллионов детей. Однако не каждому ребенку посчастливилось расти в благополучной семье. Если с родными вовсе не повезло, то ребятишки воспитываются в домах ребенка, интернатах и чужих семьях. Иногда — просто на улице. Последних мы называем беспризорниками, или по-новому, — детьми улицы. Среди них и те, кого называют «социальными сиротами», то есть безнадзорные мальчики и девочки, «здравствующие» родители которых о них совсем не заботятся. Улица на свой лад формирует мировоззрение своих питомцев, предлагая им собственные ценности и жизненные ориентиры, со временем приводя их к полной социальной дезадаптации.
ИНТЕРНАТ: ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ
В советские годы главным местом воспитания и проживания для сироты был интернат, а для самых маленьких — Дом малютки или Дом ребенка. До достижения детьми совершеннолетия эти учреждения давали им кров, питание, юридическую защиту. Однако, в отличие от семейных сверстников, они не ощущали тепло родительской любви, их круг общения был крайне узким, а времяпрепровождение регламентированным. Понятно, что такая система воспитания порождала ряд социальных проблем. Эксперты отмечают, что даже при чрезмерной опеке со стороны воспитателей у детей интерната отсутствует достаточная материальная и моральная поддержка. Они неспособны противостоять негативному влиянию, не умеют контактировать с различными официальными структурами при решении собственных проблем... А еще у детишек из интерната практически нет ничего, что могло бы принадлежать им безраздельно, — ни пространства, ни собственных вещей, ни денег.
Согласно статистическим данным, школы-интернаты для детей-сирот у нас переполнены, и в каждой — до 300 воспитанников. Общее же количество детей- сирот и детей, лишенных родительского попечительства, в Украине — более ста тысяч. И как бы нам ни хотелось избавить их от «интернатного» воспитания, как громко бы мы не провозглашали курс на приоритетность семейных форм воспитания, все равно семей у нас на всех ребятишек не хватает. Ведь подарить ее ребенку на практике оказывается вовсе непросто. Усыновлять стремятся в основном маленьких и здоровеньких. К тому же, растить ребенка — дело затратное, далеко не всякому желающему по карману. Цивилизованный западный мир нашел выход — приемные семьи. Они зародились в Соединенных Штатах, а затем активно распространились в Великобритании и других странах.
О ЗАКОНАХ
Начнем с нашей нормативно-правовой базы. Введение семейных форм воспитания для детей, оставшихся без родительской опеки, закреплено Законом «Об охране детства». Порядок передачи детей на воспитание и совместное проживание в детские дома семейного типа (ДДСТ) и приемные семьи, а также их материальное обеспечение и функционирование определяется специальными положениями и постановлениями Кабинета Министров. Этими постановлениями определяется также статус ДДСТ и приемных семей в нашей стране. ДДСТ — это отдельная семья, которая создается по желанию супругов (или одного взрослого, не состоящего в браке) и берет на воспитание и совместное проживание от пяти до десяти детей, лишенных родительской заботы. Работа старших оплачивается как работа воспитателей, местные органы власти также заботятся о предоставлении такой семье жилья и выплат на содержание детей. А вот приемная семья, которая берет на воспитание от одного до четырех сирот в свой собственный дом (или квартиру), не освобождается от своей прежней работы, однако получает средства на содержание приемных детей из местных бюджетов. За два года работы в «семейном» направлении в Украине было создано более 130 детских домов семейного типа, в которых проживает более тысячи ребятишек. Приемных семей пока меньше — восемьдесят пять. В них живут 258 мальчиков и девочек. Социальные работники обеспечивают подготовку новых родителей, занимаются психологической, медицинской, экономической, юридической поддержкой семьи.
Специалисты считают самой лучшей формой решения проблемы ребенка-сироты усыновление. Однако, учитывая уровень бедности нашего населения, приемная семья видится как одна из оптимальных. Кстати, киевляне, например, предпочитают выступать в качестве приемных родителей, а в Крыму и Днепропетровске активнее развиваются дома семейного типа. Вопросы относительно принятия детей на семейное воспитание или создания детских домов семейного типа решаются в органах местной исполнительной власти, в частности, ими занимаются отделы семьи и молодежи.
В последнее время число людей, которые берут к себе на воспитание детей, неуклонно растет. Сейчас в Министерстве по делам семьи и молодежи в деталях прорабатывается идея создания приемных семей для ВИЧ-инфицированных детей, просчитывается возможность создания патроната для детей, чьи родители уехали на заработки за рубеж.
Нужно отметить, что свои значительные наработки по семейным формам воспитания детей сумели создать и различные негосударственные общественные организации. В частности, Христианский детский фонд недавно предложил журналистам из всех уголков Украины ознакомиться с историей реформирования системы опеки над детьми в Украине путем развития института приемных семей.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Приемная семья как форма воспитания детей, о которых некому из близких позаботиться, — не новация. Было установлено, что еще в 911 году киевские князья брали под опеку людей, нуждавшихся в социальной помощи, в частности, и детей-сирот. Позднее, в 1037 году, Ярослав Мудрый в сборнике законов «Русская правда» разместил правила относительно опеки на государственном уровне. Именно этот сборник законов впервые в европейской практике встал на защиту материнства, при этом работая и на упреждение сиротства. Так начала формироваться государственная политика относительно детей-сирот. Во времена княжеского правления забота о таких детях возлагалась прежде всего на самих князей и на церковь. Богоугодным делом считалась подача милости и пищи сиротам. А вот специальные заведения для несчастных детей стали появляться и развиваться уже при Петре I. Было приказано организовывать в крупных городах госпитали для незаконнорожденных детей. Позднее семейные формы воспитания стали частной инициативой членов царской и богатых купеческих семей. Формы семейного воспитания, аналогичные приемной семье, применялись и в Российской империи, в состав которой в то время входила Украина. В частности, в период правления Екатерины II одной из форм опеки над детьми законодательно был закреплен патронат. Это означало помощь детям — бездомным, больным, совершившим преступления. Ответственность за предоставление такой помощи возлагалась на сельские общины. Главной же целью патроната было создание возможностей для получения профессии. В 1797 году судьбой сирот вплотную занялась вторая жена императора Павла I Мария Федоровна. Младенцев из воспитательных домов начали отдавать в «государевы» села крестьянам хорошего поведения. Инспекторов для надзора за воспитанием сироток жена императора подбирала лично и обязывала их ездить по селам с проверками. Мария Федоровна лично обращалась к крестьянам-воспитателям с просьбой беречь «ее деточек» и поощряла их подарками и денежными вознаграждениями.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОМОЧЬ, СПРОСИ, КАК
Как рассказывает эксперт по работе с детьми с неблагополучными судьбами, норвежец Роб ван Паже, в социальной работе сейчас выделяются два течения — модернизм и постмодернизм. Сторонники первого стремятся задействовать для решения проблемы максимум информации и применить побольше научных приемов. Приверженцы второго направления убеждены: прежде чем пытаться кому-то помочь, нужно обязательно поинтересоваться у него самого, хочет ли он этой помощи. А кроме того, спросить у пострадавшего, какой он ее видит. Таким образом, они ориентируют клиента на поиск выхода из сложившейся сложной ситуации, то есть «не ловят рыбку, чтобы накормить голодного, а помогают ему самому это сделать». «Если мы считаем, что решение проблемы — в спасении ребенка (переселении его в интернат, семью), говорит Роб ван Паже, — то это не помощь. Нужно изменять самого ребенка... Каждая семья уникальна — нужно уважать ее уникальные ценности, даже если они и расходятся в чем-то с нашими личными. Семью нужно вовлекать в решение ее проблем, а потом помогать ей контролировать свою жизнь». Оказывается, в западных странах принято созывать всех близких и дальних родственников на большие семейные советы для решения судьбы ребенка, который стал реальным или только социальным сиротой. Социальный работник исследует все родословное дерево в поисках прямой родственной души для создания семьи для сироты. Эта большая и кропотливая работа, как правило, заканчивается успешно — ребенок помещается в семью родственников, которых государство берется поддержать и материально. В решении сиротской проблемы мир движется сейчас в основном по пути создания приемных семей. А вот детские дома семейного типа сейчас можно встретить лишь на постсоветском пространстве. В таких больших семьях родители — это воспитатели. Однако многие дети видят в них настоящих пап и мам, даже если и продолжают общаться со своими кровными непутевыми родителями.
«САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК — ДЕНЬ СВАДЬБЫ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ»
Семья Шашковых из Черкасс «работает» в детском доме семейного типа уже пятнадцать лет. Олег и Алена воспитывают двоих родных дочерей и шестерых приемных детей. О возможности воспитывать не только своих, но и чужих детей они прочитали в прессе. Решили попробовать. Год ходили «на свидание» с целой детдомовской группой, не зная, кого определят им в подопечные. Несколько лет назад на место повзрослевших ребят взяли еще двоих — маленьких братика и сестричку. Как ни старались, не все шло гладко. Одного мальчика передали им на воспитание с нарушенной психикой, о чем Олега и Алену не предупредили. С мальчиком сладить не смогли — и ребенок был изъят из этой семьи.
Об этой семье хотелось узнать как можно больше, но время встречи было крайне ограничено. По просьбе корреспондента «Дня» дети из семьи Шишковых сами рассказали о себе.
«Самый главный праздник в нашей семье — это день свадьбы наших родителей. Каждый год стараемся придумать им что-то новенькое. Как-то устроили им романтический ужин, предоставив возможность поехать только вдвоем отдохнуть на дачу. В другой раз — пригласили друзей, и родители были приятно удивленны тем, что все о них помнят. А еще в этот день папа всегда встает первым, идет за цветами и будит маму ароматом роз...»
Выпуск газеты №:
№198, (2004)Section
Общество