Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Delfi» до сих пор на мели

Какие угрозы несет авария танкера в Одессе и можно ли было ее предотвратить?
27 ноября, 19:06
ФОТО АЛЕКСАНДРА ГИМАНОВА

«Новая зона для селфи» — так окрестили одесситы танкер «Delfi». Он сел на мель вблизи берега в самом центре Одессы на прошлой неделе. В воду попало 150 килограммов дизельного топлива.

И.о. главы Государственной экологической инспекции Украины Егор ФИРСОВ сразу заявил, хотя допустимая концентрация нефтепродуктов в воде была превышена в 157 раз, но в целом ситуация не критическая. Впоследствии, в соответствии с измерениями, концентрация начала снижаться. Правда, радоваться рано, так как пока танкер на мели — он в любой момент может принести новые «сюрпризы».

«НЕЛЕГАЛЬНЫЙ МИГРАНТ»

Танкер «Delfi» — это рейдово-портовый нефтеналивной плавбункеровщик. На момент аварии он находился под флагом Молдовы. В акватории порта «Южный» он был задолго до катастрофы и стоял на якоре. Плавсредство довольно небольшое. Его грузоподъемность всего 1500 тонн. Для наших вод такой бункеровщик просто не нужен — объясняют эксперты. Поэтому, допускает координатор общественного союза «Нет коррупции на транспорте», депутат Одесской городской рады Александр ЗАХАРОВ, он мог использоваться для незаконных заправок судов и иметь на борту контрабандное топливо.

«Схема обычно такая. Иностранное судно, которому необходимо заправиться здесь топливом, — не может покупать его в Украине, потому что в Украине оно дороже, чем где-либо рядом: будь то Румыния, Россия или Грузия. У нас такая налоговая система. Поэтому очень часто используются такие небольшие заправщики, которые берут топливо из других танкеров, например российских, подходят ближе к берегу, но остаются за пределами украинской пограничной 12-мильной зоны, и там заправляют иностранные суда. Такие бункеровщики небольшие, достаточно маневренные, они могут провести заправку прямо посреди моря. Кроме того, такие суда часто используются украинским вспомогательным флотом, например буксирами, чтобы просто воровать топливо. Топливо, которое им заливают на берегу, они частично сливают в эти танкеры за пределами территориальных вод. Официально топливо списывают как использованное, а реально — продают. Потом такое топливо могут залить в иностранное судно», — объясняет Александр Захаров.

Если информация подтвердится, то не удивительно, что судно не вызвало ни у кого интереса.

По информации Егора Фирсова, владельцем бункеровщика является компания «Фактор групп лимитед», зарегистрированная в Харькове. Мы пытались пообщаться с представителями компании, чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию, но на связь они не вышли.

ФОТО АЛЕКСАНДРА ГИМАНОВА

ПОЧЕМУ ОКАЗАЛСЯ НА БЕРЕГУ?

В этот период года Одессу  постоянно штормит, поэтому «Delfi» — не первое судно, которое выбросило на берег в этих водах. В прошлом году практически в этом же месте к берегу тоже прибило буксир. Тогда это была баржа с миллионами пачек контрабандных сигарет.

В этот раз команда «Делфи» была измучена многодневным штормом и не смогла справиться с управлением:

«За судном наблюдали несколько суток, видели, как оно двигается, — рассказывает Александр Захаров. — Сначала его сорвало с якоря. Оно медленно дрейфовало, шло в направлении берега через всю одесскую бухту. Его видело все портовое руководство, видели, что судно неуправляемо. Экипаж не отвечает, он был обессилен. Сначала прислали буксир из Очакова, но у него оторвался буксировочный трос. Почему дальше не присылали буксиры, которые могли бы оттащить судно дальше, не дать ему выброситься на берег и затонуть в самом центре Одессы, — это вопрос».

ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРАГЕДИЮ

Александр Захаров убежден — трагедию можно было бы предотвратить, если бы Администрация морских портов, которая должна контролировать такие случаи, действовала более согласованно.

«На днях недалеко от Украины затонуло румынское судно. Но было заметно, что его спасали, буксирами оттаскивали от берега. Это обязанность государства, у которого есть береговая линия, сделать так, чтобы суда не выбрасывались на берег из-за погоды, тогда не будет техногенных катастроф, которую мы сегодня получили. В случае «Delfi» мы не увидели, что спасатели сделали все, что могли. Государство свой долг не выполнило», — подчеркивает пан Александр.

К счастью, судно не затонуло и из него не вылилось все горючее. Поэтому опасные вещества в воде быстро рассеялись. Если бы в море вылилось больше масла, имеющегося на борту, — ситуация обернулась бы катастрофой для одесских пляжей:

«У нас нет механизмов, как убирать мазут с берега, — объясняет Александр Захаров. — Если бы на судне действительно были сотни тонн топлива? Весь одесский пляж был бы забит этим топливом, и не понятно, что с этим делать. Вы, наверное, видели, как после похожих аварий волонтеры стоят на берегах, вычерпывают лопатами мазут. Спасают обмазанных птиц, которые не могут взлететь. То же самое было бы у нас. Поэтому нельзя допускать подобных аварий».

«ТРАГЕДИЯ ОБОШЛА СТОРОНОЙ»

Во время аварий танкеров часто на берег попадает сырая нефть. Именно она несет опасность для всех морских обитателей. Поскольку дизельное топливо, которое попало в воду в настоящий момент, — это продукт нефтепереработки, то его влияние оказалось не таким разрушительным, рассказывает руководитель отдела качества морской среды Института морской биологии НАН Украины Сергей ДЯТЛОВ: «Первые объекты, которые страдают от таких разливов, — это ракообразные: и планктон (который живет в толще воды. — Авт.), и бентос (организмы, которые живут на дне водоемов. — Авт.). Причина в том, что нефтепродукты влияют на их хитиновый покров. Во-вторых, страдают фильтрующие организмы — мидии. Они способны поглощать вместе с водой и нефтепродукты. Часть, конечно, могут выводить, но часть — накапливается в организме. Если влияние нефтепродуктов будет длительным, то мидии начнут погибать. В результате кратковременного влияния могут возникнуть мутации. Вот такие возможны последствия. Сейчас мы наблюдали краткосрочное, но достаточно заметное влияние на живые организмы: водоросли, моллюски. Рыба, к слову, покинула эту зону, потому не пострадала».

Сейчас, благодаря небольшому объему выбросов, трагедия обошла нас стороной. Впрочем, судно до сих пор в море. У владельца есть неделя, чтобы начать снимать его с мели. Если он этого не сделает — вопросом займутся в Одесском морском порту. Пока же бункеровщик болтается в воде и ударяется о волнорез. Вероятность того, что он может перевернуться, до сих пор есть. Поэтому опасность больших выбросов нефтепродуктов и даже нефти сейчас сохраняется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать