Перейти к основному содержанию

Детские пытки «с фантазией» поражают даже криминалистов

07 октября, 00:00

Начало на 1-й странице

Убийство в собственном доме 37-летнего жителя Чернигова Анатолия Бондаря и 55-летней Светланы Стешенко на языке современной юриспруденции называется «общественно опасными деяниями, которые совершены лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности». «Деятели» — трое подростков, двое из которых — Иосиф и Николай — не доросли и до 14, а Евгению только исполнилось... десять с половиной.

Романтика «путешествующих» тропинок занесла в Чернигов 16-летнюю Татьяну, которая учится в белоцерковском СПТУ-9. Она и стала свидетелем трагедии в ночь на 15 января этого года. Вообще, девочку мать откомандировала в столицу отвезти костыли травмированному дяде, а уж потом Татьяна планировала посетить черниговскую подружку. Но Иосиф, которого встретила на вокзале, изменил все девичьи планы. В Фастове, едва познакомившись, попутчики вышли, чтобы вместе отправиться в Киев, но решили провести ночь у знакомых Иосифа. Татьяна сразу забыла о костылях, и о больном дяде, а утром вместе поехали в Чернигов. На вокзале встретили двух малолетних попрошаек, невесть откуда приехавших нищенствовать. Накормив их в буфете, позвали с собой. Вчетвером пришли к дому Анатолия Бондаря, где Иосиф когда-то бывал.

В доме у хозяина как раз были три квартирантки, за приют расплачивавшиеся оковитой. Иосиф с квартиранткой сходили за бутылкой, а после ужина — не пили только Татьяна и самый младший из ребят — начали выяснять взаимоотношения.

«Толик (Бондарь) начал ссориться со Светой (Стешенко). У Светы в руках была палка. Я вырвал и начал бить... Потом лег. Когда Толик выходил — со второй комнаты — упал на меня. Я оттолкнул его ногами. Потом я разозлился и схватил на кухне нож. Я этим ножом ударил Свету в живот. У меня взял нож старший из ребят (13-летний Николай) и дважды ударил в живот Толика... Мы переночевали, утром Толик еще был жив, Света не дышала. Две женщины, которые находились в доме (55-летняя Надежда Айропетян и 52-летняя Тамара Внукова), сказали, чтобы мы убирались». Это строки из показаний Иосифа. Татьяна, которая была свидетелем, даже не знает, из-за чего возникла ссора. А десятилетний Евгений, который освещал «поле битвы» зажженной бумагой, (в хате не было света), рассказал следствию, что «дядя, который был в доме (Анатолий Бондарь), отказал нам ночевать, тогда Иосиф взял трубу и ударил дядю, который лежал в кровати, по лицу. Бил ногами теть, а потом взял нож со стола».

...Трое несовершеннолетних избили трех женщин и мужчину, находившихся в доме. Светлана Стешенко, у которой эксперты начислили 19 колото-резаных ран, умерла сразу. Анатолий Бондарь, получивший четыре ножевых ранения в живот, умер на следующее утро. Тамара Внукова и Надежда Айропетян отделались испугом и телесными повреждениями. Таков итог ужасной ночи...

Утром «герои», как будто ничего не произошло, пошли на вокзал. «На поезд мы опоздали, — свидетельствовала Татьяна. — Поехали в кинотеатр «Дружба» смотреть кино. Потом вернулись, и нас задержала милиция...»

— У следствия были некоторые сложности. Задержанные не могли точно сообщить свой возраст, а какие-либо данные, указывавшие на него, отсутствовали, — вспоминает начальник следственного отдела прокуратуры Чернигова Василий Горобец. — Возраст устанавливала... судебно-медицинская экспертиза.

Василий Горобец не помнит, чтобы такие жестокие деяния совершали лица, не достигшие возраста уголовной ответственности.

— Уголовная ответственность за подобные деяния наступает с 14 лет. А к лицам, совершившим тяжелые правонарушения в возрасте от 11 до 14 лет, применяются меры воспитательного характера, таков закон, — вздыхает Василий Горобец.

Председатель Новозаводского районного суда Чернигова Антонина Волкова, решавшая судьбу несовершеннолетних, поражена жестокостью, с какой совершены убийства, и безразличием, с какой Иосиф и Николай об этом рассказывали. По приговору суда Иосиф и Николай направлены в специальные учебно-воспитательные заведения...

Через два года они возвратятся в наш мир...

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Олег НАСИННИК, член правления Ассоциации психиатров Украины: — Наиболее агрессивны дети в возрасте от 13 до 16 лет. К сожалению, из-за нехватки материальных средств в Украине не проводятся социально-психологические исследования, и мы не имеем точных данных о том, сколько взрослых и детей в нашей стране подвержены неврастении. Я думаю, что причина озлобленности кроется прежде всего в одиночестве, моральной и духовной неудовлетворенности детей. У родителей, как правило, сегодня не хватает времени для общения с детьми. Зачастую после тяжелого трудового дня они «выплескивают» свою отрицательную энергию на сына или дочь, беспричинно наказывая и унижая их. В последние годы гораздо меньше внимания уделяет детям школа, поскольку учителя не считают необходимым работать в полную силу за столь маленькую заработную плату. Исчезли клубы по интересам, секции и художественные студии, в которых раньше занимались многие дети. Там же они знакомились с близкими им по духу сверстниками. Детям некому рассказать о своих проблемах, и поэтому они, стараясь привлечь к себе внимание взрослых, совершают поступки, о которых, уже став взрослыми, наверняка пожалеют. Замыкаются в себе, избегают общения с внешним миром, а иногда лишают себя жизни... До 1988 года каждое полугодие в школах проводились профилактические медицинские обследования, теперь у нас для этого средств нет. А обращаться за помощью к психиатрам и психологам в Украине до сих пор не принято. Даже если родители видят, что их ребенок озлоблен и раздражителен, они, чаще всего, считают, что со временем «это» пройдет. Инна ЗОЛОТУХИНА «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать