Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дилеммы дистанционного образования

Очередная попытка обучать учеников только онлайн показала — для большинства это непреодолимый вызов, для меньшинства — требование сегодняшнего дня
26 января, 10:04

Две недели локдауна в Украине вернули абсолютно всех учителей и школьников к обучению через телевизор, компьютер, планшет или другой гаджет. Хотя дистанционное образование как таковое не исчезало из школ с началом учебного года: из-за того, что болеют или дети, или учителя, на дистанционку переходили отдельные классы или даже отдельные школы.

И именно общенациональное возвращение к онлайн-обучению вызвало новую дискуссию о ее недостатках, рисках, и преимуществах тоже. Смелые заявления именно о плюсах онлайн-обучения распространили на образовательных блогах и на собственных страницах в соцсетях учителя с разных уголков Украины. Среди преимуществ — свободный график занятий, детям лучше «заходит» новая тема из гаджетов, чем из книг, к тому же это учит их самостоятельности и умению работать в любых условиях.

УРОК В ТАПОЧКАХ

О комфортном преподавании дома написала учительница английского языка тернопольской СОШ №28 Людмила КАЗМИРУК: «Мне нравится дистанционка! И можете бросать в меня тапками. Я работаю дома, в тепле, комфорте и.... тапочках))) Я чувствую себя в онлайне почти как рыба в воде. Освоила ресурсы и платформы, выбрала любимые и умело ими пользуюсь. Между уроками успеваю не только попить кофе-чай, но и обед-ужин сварить, или посуду помыть, или в доме немного убрать. В доме даже появилась нормальная еда, не из мультиварки. А еще я успеваю посмотреть за своими собственными детьми и даже немного с ними позаниматься. Успеваю почитать книгу и пройти несколько модулей профессионального онлайн-обучения».

На такой сплошной позитив, конечно, родители и коллеги пани Людмилы из других школ ответили критикой. Не все, но многие замечания касалось наличия гаджетов и интернета в семьях. К примеру, знакомые с небольшого райцентра рассказывали, что из трех школ в городе онлайн-уроки проводит только одна, а во время первого весеннего карантина единственным способом обучения была «Всеукраинская школа-онлайн». И вопрос интернетного покрытия в Украине до сих пор требует решения.

Некоторые упрекали, что детям дома не хватает общения со сверстниками, хотя чем занимаются школьники на переменах? Часто играют в игры на телефонах. Не всем родителям нравится, что приходится больше времени проводить с детскими домашними заданиями, особенно если они приходят только как сообщение вайбер, без объяснений от учителя. На все упреки можно найти оправдание, потому что, как ни крути, онлайн-обучение меняет привычный образ жизни в семье, а также традиционную подготовку к уроку для педагогов.

ПОТРЕБНОСТЬ ВРЕМЕНИ

Но вспомним учителя физики из Черновцов Пауля Пшеничка, победителя образовательной премии Globаl Teacher Prize, который апробирует онлайн-уроки годами, без ковида, карантина и принудительного перехода на такой формат. По его мнению, это уже потребность времени, и с этим соглашаются молодые коллеги. Так, учительница биологии Елена ХАЛЕПА, которая прославилась своими видеуроками с элементами рэпа, во время второй всеукраинской дистанционки написала в блоге на «Osvita.ua», что стоит воспринимать это как предвестника глобальных изменений в образовании: «Я учитель биологии и уверенно скажу вам, что когда-то изменения климата привели к выходу животных на сушу, к появлению крыльев, цветов, длинных шей жирафов и вымиранию динозавров! Это эволюция, друзья, она — необратима, она большим катком пройдется по образованию, и будут изменения. Так что дайте учителям-профессионалам покой, у них все получится. Дайте своему ребенку покой, включите ей инет, приготовьте чай и отойдите — ребенок справится. И дайте, наконец, покой дистанционному образованию! Оно — ароморфоз, в результате которого будут изменения, а не ваше пророческое «всьопропало». Ароморфоз — один из путей биологического прогресса, который заключается в значительном усложнении строения организмов и повышении общего уровня их организации».

Людмила Казмирук добавляет, что преимущества может найти учитель, ученик и его родители. Только при условии — что все работают, а не бездельничают. «Весной у нас была работа титаническая, пока все настроились на работу в ZOOM или на других платформах. Я понимаю родителей, знаю, что не все учителя этого хотят. Кто включился в этот процесс тогда, тот сейчас набил руку, например, мы с сентября работали в живом режиме, единственная дистанционка — это вот эта неделя локдауна, на вторую неделю школы отправили на каникулы, ибо родители очень недовольны обучением онлайн — рассказала Людмила «Дню». — Тогда было много онлайн-вебинаров, кто хотел, к ним присоединялся и учился. Кое-что для себя я почерпнула, добавила к своим инструментам. У меня есть любимая платформа, позволяющая создать интерактивную игру. Я использовала ее и на уроках в классах, где есть проектор. Сейчас это просто вывожу на экран. Для меня это очень удобно. Если в классе не всегда была возможность что-то показать и включить, то тут только сиди и открывай фотографию, видео, рабочие лиски...».

«ЭТО МОБИЛЬНОСТЬ И СВОБОДА»

«Понятно, что есть много нюансов, не все могут, не все справляются, но это очень большая возможность для детей, — продолжает Людмила Казмирук. — Я сама мама троих детей. Одному ребенку, вижу, это нравится. У него есть общение вне школы, ему этого хватает. Средняя дочь хотела бы вернуться в школу, она больше тянется к коллективу. Но некоторые дети быстрее работают. Сдал домашку, и есть время на какие-то любимые занятия и прогулки, потому что в школе ты должен отсидеть 5—6 часов, приходишь домой и снова садишься за уроки. Это очень «съедает» время. Я работаю с 8.00 до 18.00, во вторую смену имею как раз классное руководство. А мои уроки — в первую. И я должна находиться все эти часы в школе. Поэтому для меня дистнацийка — это спасательный круг. Некоторые писали гневные комментарии, что мне легко так говорить, потому что у меня нет троих детей. Но они у меня есть. Иногда дочь, с которой мы делим комнату во время обучения, пропускает свои уроки, если у меня в это время мое занятие. Учительница это понимает, но пропущенное мы все равно садимся и делаем».

«Есть преимущества и для родителей — они увидели учителей, некоторые даже не представляют, кто детей учит, — говорит Людмила Казмирук. — Увидели, как работает их ребенок. Потому что некоторые думают, что все в обучении хорошо, а это не так. Родители видят реальную картину. И для учителей это тоже показатель, кто работал хуже, это открытый урок по сути, который стимулирует. Есть дети, которым мешает шум в школе и соседи по парте. У меня некоторые дети стали лучше учиться, потому что они больше сосредоточены, их ничто не отвлекает. Конечно, обучение через вайбер, когда задача делаются с родителями поздно вечером — это не обучение. Но вот эта мобильность, умение приспособиться, найти выход в ситуации, расширение крутогора — это плюсы для детей. Если бы нам год назад сказали, что мы не будем учиться в школе, это было бы очень странно, а сейчас видим другой вариант. Для меня это возможность уехать из города и дальше продолжать работать, не терять связи с обучением. Это очень в жизни нужно — учиться при любых обстоятельствах, это определенная свобода».

КАК МОТИВИРОВАТЬ УЧАЩИХСЯ?

Тем временем, в Украине принято положение о дистанционном образовании, и все, кому импонирует этот формат, может его выбирать. Единственное, что не все школы готовы такое желание детей и родителей поддержать. По мнению нашей собеседницы, пока что дистанционное обучение — еще вызов для образовательной системы. «Чтобы это стало преимуществом, должны быть вложены большие инвестиции в школы. Экономическая составляющая важна в этой ситуации. Хотя я ожидала, что с сентября наша система образования значительно изменится. В США, например, спрашивают родителей, кто хочет ходить в школу, а кто хочет остаться в онлайн, две трети родителей выбрали дистанционное образование. То есть имеется выбор, а у нас он отсутствует», — добавляет Людмила Казмирук.

Кстати, о выборе. Не мешало бы Министерству образования и науки учесть не только пожелания учителей, но и поинтересоваться отношением школьников к разным формам обучения. Так, Институт социальной и политической психологии АПН Украины в ноябре-декабря 2020 года проводил опрос среди учеников 7—10 классов о том, как они оценивают дистанционное обучение. В исследовании приняли участие 75 школ со всей Украины (кроме оккупированных территории). По его данным, 30% украинских подростков дистанционное обучение не полюбилось, еще 30% о нем отозвались положительно.

Опрос показал, что возросли риски, которым подвергается как процесс обучения при ненадлежащей подготовке и организации, так и сами дети: это снижение мотивации и качества обучения, ухудшение их здоровья, кибер-риски в интернете и тому подобное. Главное, что отмечают эксперты, — это снижение мотивации детей к обучению, которое длится годами. И виновата здесь не только дистнационка.

«В 2017 году мы впервые зафиксировали, что все население страны в качестве главной проблемы назвало потерю мотивации детей к учебе. До этого всегда на первом месте были материальные факторы — оборудование, зарплаты. Но во время пандемии мотивация оказалась самой главной проблемой. В условиях дистанцированности это очень важно, ведь она включает и познавательные, и саморегуляционные факторы, — объясняет доктор психологических наук, заведующая лабораторией массовой коммуникации и медиаобразования, заместитель директора Института социальной и политической психологии АПН Украины Любовь НАЙДЕНОВА. — Производительность зависит от эмоциональных состояний. В нашем исследовании треть подростков сообщила, что боится заразиться ковидом. Это означает, что они находятся в таком эмоциональном состоянии, что значительно снижает возможности формирования новых связей. Если человек очень сильно чего-то боится, то он не может учиться, потому что у него в мозгу — другие доминанты возбуждения. Новые связи складываются очень медленно. Это мы должны учитывать — ребенок хуже учится. Исследование показало, что половина детей переживает за близких — что они могут заразиться и умереть. Это — дети старшего возраста, которые могут рассказать об этом. Дети младшего возраста не имеют тех коммуникативных навыков, которые позволили бы инициировать разговор и в нем отрегулировать свои эмоции. На это следует обязательно обратить внимание. 20% ответили, что им не с кем поговорить о том, что они переживают. Это очень серьезный момент, который показывает, что сейчас вынужденная дистанцированность является ситуацией хронического стресса для детей. Это проявляется в том, что они могут медленнее усваивать материал, чем это предусмотрено программами, требуют больше повторения».

ИНТЕРНЕТ VS ЗДОРОВЬЕ

Как показало исследование, треть детей сообщило, что очень устало от дистанционного обучения. 2/3 детей пожаловались на головную боль и дискомфорт в спине во время дистанционного обучения. Эксперты отмечают, что это тоже свидетельствует о стрессовых состояниях. Исследователи напоминают, что до пандемии мониторинг здоровья школьников показывал, что 20% первоклассников имеют хронические болезни. После окончания школы — таких 80%.

Что касается формата проведения уроков, то, согласно исследованию, онлайн-обучением было охвачено только 25% школ. Было много жалоб от родителей, что учителя сбрасывают задачи только по телефону (5% ответили, что не было никаких задач в режиме онлайн). Другие варианты — просмотр видеозаписей, передача материалов, другие гибридные формы. Телешколу систематически смотрел несколько раз в неделю только каждый шестой ученик. Большая часть опрошенных ответили, что по техническим причинам вообще отсутствуют онлайн-уроки.

«Очень важно, что у нас растет интернет-уязвимость. Есть исследования 2018 и 2020-го годов. По каждому из видов угроз мы видим повышение. Подростки говорят, что более чем вдвое возросло количество издевательств, а также более чем вдвое — побуждение к насилию и агрессии, почти в два раза — количество запугиваний (10% против 20%), увеличилось количество клеветы и побуждений к самоповреждениям, — отметила Любовь Найденова. — Мы исследовали влияние разных медиапрактик на психологическое благополучие ребенка, увидели, что интернет-игры и серфинг, когда ребенок идет в интернет и забывает, о за чем идет, — это два типа практик, которые негативно связаны с благополучием ребенка и не способствуют его развитию. Мы должны развивать и компетентности ребенка, и уделять внимание безопасности интернет-среды: способность ребенка защитить самого себя, медиаграмотность, чтобы своим разумным поведением защитить себя от интернет-рисков»

Защита от интернет- рисков — проблема давняя, чем дальше, тем больше она углубляется. Впрочем, это не повод отказываться от современных методов обучения. Единственное требование к образовательной системе — учитывать все недостатки и преимущества разных форматов посещения уроков. Следует признать, что нынешний классно-урочный формат обучения — тоже не идеален, развитые страны мира постепенно от него отказываются. Поэтому дистанционка стала своеобразным землетрясением для нашего школьного образования, которое заодно показало реальное положение вещей. Вопрос только в том, будет ли проводиться работа над выявленными ошибками.
 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать