Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дискриминация как... болезнь

Летом этого года Украина отчитывалась в ООН, как преодолевает дискриминацию. В ответ Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации предоставил 41 рекомендацию. Они могут стать путеводителем, как государству следует действовать в ближайшие четыре года, чтобы выздоравливать
14 декабря, 12:25
ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

СХЕМА ЛЕЧЕНИЯ

Полученные рекомендации не являются такими уж новыми для Украины — так или иначе ей об этих болевых точках напоминают на разных международных встречах.

Итак, если сгруппировать 41 рекомендацию, то в целом от государства ожидают изменения к законодательству, разработать политику интеграции и поддержки, вести исправно статистику и проводить информационную работу по предупреждению всех проявлений расовой дискриминации. Анализирует рекомендации Ирина ФЕДОРОВИЧ, сокоординатор проекта «Без границ» Центра «Социальное действие».

Далее эксперт уточняет: в ближайшие четыре года (до следующей отчетности) Комитет ООН ожидает от Украины изменений в антидискриминационном законе, Уголовном кодексе (в частности, относительно статьи 161), законе о беженцах, законе о национальных меньшинствах и законодательстве касательно внутренне перемещенных лиц.

Эти изменения в законах могли бы сократить дискриминационные риски, возникающие во время взаимодействия человека и государства. Например, что касается вопросов внутренне перемещенных лиц или интеграции беженцев в украинское общество.

Также в ООН обеспокоены, что в Украине, многонациональном государстве (а у нас только официально насчитывается 134 национальных меньшинств и коренных народов), до сих пор отсутствует этнополитика поддержки и развития.

Как вариант — предлагают позаботиться о создании отдельного уполномоченного органа, который занимался бы вопросами меньшинств. Причем к его созданию приобщить на консультативном этапе всех представителей национальных сообществ. Также Комитет ООН настоятельно рекомендует обеспечить новую государственную институцию финансовыми ресурсами — иначе какой толк?

Особое внимание в ООН обращают на такие уязвимые группы населения, как ромы, крымские татары, ВПЛ, беженцы и искатели убежища.

«И еще не менее важно — собирать точную статистику. Как можно планировать выделять ресурсы, разрабатывать интеграционную политику, если мы не можем даже посчитать количество населения в стране?» — отмечает Ирина Федорович.

Эксперт также добавляет, что в Комитете ООН ожидают, что Украина наконец начнет вести статистику по преступлениям на почве ненависти, жалобам по дискриминации, в конце концов, будет иметь судебную статистику по дискриминации.

ИММУНИТЕТ ЕСТЬ

Большинство рекомендаций ООН вполне реальны к выполнению, и Украина их выполняет, убежден Андрей ЮРАШ, директор Департамента по делам религий и национальностей Минкультуры.

«Почти все рекомендации вплетены в Национальную стратегию по правам человека. Вопрос — насколько мы двигаемся по плану? Например, что касается закона о беженцах — этот пункт мы почти выполнили», — отмечает Юраш.

На очереди — законы о коренных народах и статусе крымскотатарского народа, разрабатывается закон об этнополитике, добавляет должностное лицо.

Другое дело, что относительно решения некоторых проблем Украина имеет свое виденье, в отличие от предложений ООН. В этом убеждена Тамара МАЗУР, заместитель министра культуры. «К примеру, нам советуют включить в антидискриминационное законодательство «национальную принадлежность» и «происхождение» в перечень признаков, по которым может происходить расовая дискриминация. Здесь конфликтный момент. В нашем законе уже отмечено, что в Украине запрещена дискриминация по любому признаку. И этот перечень широкий и неисчерпаемый. Почему мы должны дописывать еще определенные критерии отдельно?» — комментирует Тамара Мазур.

Не согласен с членом правительства Сергей ПОНОМАРЕВ, менеджер Ромской программной инициативы Благотворительного фонда «Возрождение». «Говорят, если запрещается дискриминация по любому признаку, то и защита происходит кое-как», — иронизирует Пономарев. Он добавляет, что есть определенный перечень признаков в законодательстве, который так или иначе находится под защитой. «А все, что не вошло в закон, считается якобы менее важным...» — говорит Пономарев.

Поэтому выразить государству свою четкую позицию — «Да, мы против дискриминации по любому признаку» — уже давно целесообразно. Пока что государство на этапе испытания общественности на прочность: молчат — значит, все устраивает.

СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ

Отдельного внимания заслуживает сбор статистических данных относительно преступлений на почве ненависти. Количество зафиксированных случаев очень мало (по статье 161 Уголовного кодекса), а дел, которые дошли до суда, тем более решений по этим делам — еще меньше.

Представитель Управления обеспечения прав человека Национальной полиции Украины Константин ТАРАСЕНКО заметил, что с недавних пор в Украине основана практика обязательно во время составления протокола спрашивать у пострадавшего, совершено ли преступление на почве ненависти. «Но некоторые люди боятся преследований, и наоборот, замалчивают и не указывают на это. Нередко именно на усмотрение судей остается включать мотив ненависти в дело», — объясняет Тарасенко.

С этим категорически не согласна Ирина Федорович. «Если следователи ничего не будут для этого делать — вести дела с учетом мотива ненависти в делах, отслеживать этот момент во время судебного разбирательства, то как можно достичь изменений? Кстати, международное сообщество и нас, общественность, интересует весь процесс — поэтапно, как фиксируются преступления на почве ненависти, сколько по этим случаям открывается производств, сколько доходит дел до суда и собственно принятых судом решений. Показать процесс — это то, что можно и нужно показывать. Это также является информированием населения», — комментирует эксперт.

Проактивные шаги государства, информационная работа с населением — это то, что государство должно делать, не ожидая, когда возмущенная общественность начнет стучать в двери, отмечает также Сергей Пономарев.

«Например, относительно рекомендации по интеграции ромов в украинское общество. Центры занятости могли бы вести разъяснительную работу, рассказывать о существующих вакансиях. Это уже другое дело — захотел ли бы человек воспользоваться этими возможностями, главное то, что эти условия созданы», — объясняет менеджер ромских программ.

ОСТАНОВИТЬ РЕЦИДИВ БОЛЕЗНИ

Заместитель министра культуры Тамара Мазур отметила, что Минкультуры готово всячески способствовать, чтобы рекомендации ООН были воплощены в полном объеме и в нужные сроки.

Но едва ли не самая главная проблема в выздоровлении — отсутствие коммуникации между ведомствами в правительстве и государстве в целом. «Проблема коммуникации весьма остро стоит. Также на сегодняшний день нет и не может быть в принципе институции, которая бы скоординировала всю работу по вопросам борьбы расовой дискриминации. А должна быть какая-то одна институция, которая бы могла собирать информацию от всех. К сожалению, очень часто бывает, что отсутствует коммуникация между самими органами государственной власти, — разъясняет Тамара Мазур и добавляет: — В Украине три ветви органов власти, и каждая не может вмешиваться в деятельность другой. Так, мы не можем дать поручение судебной и заставить их предоставлять необходимую судебную статистику».

Еще одна проблема — отсутствие коммуникации между властью и гражданским обществом. «Представители общественных организаций и государства разводят себя по разные стороны баррикад. А в действительности мы должны понимать, что у нас всех одна цель. Не критиковать друг друга, а объединить все усилия, чтобы достичь перемен. Мы же представляем одно государство», — говорит Мазур.

Информационная работа в государстве крайне неудовлетворительна, добавляет также первый заместитель министра культуры. «Правозащитники, выражая свое отношение к проблеме, ожидают, что государство должно громко озвучить свою позицию на то или иное нарушенное право. Но коммуникативные условия государства, к сожалению, неудовлетворительны. Например, возможности Министерства культуры не являются достаточными. У нас есть сайт, и можно было бы создать отдельную страницу, посвященную этой теме, как продвигаются перемены. Но банально — у нас нет технической возможности это сделать...» — объясняет член правительства.

Тамара Мазур отмечает, что просветительская работа общественности и работа СМИ могли бы пригодиться во время выполнения предоставленных Украине рекомендаций ООН. Первые признаки выздоровления от дискриминации можно будет наблюдать во время отчетности Украины в рамках Универсального периодического обзора (УПО) уже в 2017 году.

И, разумеется, тогда, когда на конкретную дискриминационную ситуацию, в которой оказался любой человек, есть четкий ответ государства: защита есть.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Согласно результатам общенационального социологического исследования «Права человека в Украине», проведенного с 22 октября по 6 ноября Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и фирмой «Юкрейниан социолоджи сервис» по заказу Программы развития ООН в Украине и в сотрудничестве с ОО «Центр информации о правах человека» и Офисом Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, украинцы называют такие признаки, по которым чаще всего дискриминируют людей в нашей стране:

•  Возраст — 37,4% от всех опрошенных и 57,4% от тех, кто лично сталкивался со случаями дискриминации

•  Инвалидность — 32,7% и 48,8% соответственно

•  Имущественное положение — 24,4% и 34,0%

•  Сексуальная ориентация — 21,6% и 26,5%

•  Пол — 20,4% и 32,3%

•  Состояние здоровья — 20,3% и 31,5%

•  Политические взгляды — 19,9% и 28,7%

•  Этническое происхождение (национальность) — 14,8% и 19%

•  Религиозные взгляды — 12,2% и 16,5%

•  Статус вынужденных переселенцев — 11,8% и 14,5%

•  Местожительство — 7,3% и 9,7%

•  Гражданство — 5,8% и 7,2%

•  Семейное положение — 4,4% и 5,8%

•  Другое — 0,6 и 1%

•  На самом деле в Украине никого не дискриминируют — 12,8% и 0,2%

•  Трудно сказать — 13,7% и 2,5%

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать