Дискуссия

Газета «День» продолжает публиковать конструктивные мнения обучающейся за рубежом украинской молодежи относительно Украины в Европе и Европы в Украине.
Дискуссию, напомним, начала Ярослава Франческа Барбьери — студентка Римского университета «Ла Сапьенца» («День» № 225-226 от 9-10 декабря 2011 года), к ней присоединились участники Летней школы журналистики «Дня» («День» №240-241 от 30-31 декабря 2011 года). А на прошлой неделе высокий интеллектуальный градус общения поддержали молодые украинцы, обучающиеся в США, Норвегии и Франции. На этот раз, расширяя географию, мы представляем мнения студентов, которые в настоящее время учатся в Голландии.
Следует отметить, что наши собеседники подают действительно конструктивные предложения, теперь осталось лишь найти здоровые силы в обществе, которые могли бы их воплотить. Таким образом, участники нашей дискуссии своим виденьем и идеями помогают Украине стать частью мировых интеллектуальных трендов.
Мы не интегрируемся, мы играем в политическую игруЯрослав ДОБРОВОЛЬСКИЙ, студент Международного университета Радбауда, Наймеген, Нидерланды:
— Поздравляю газету «День»!
В первую очередь хочу поблагодарить вас за то, что вы предложили такую важную тему для публичного обсуждения.
И меня очень волнуют проблемы украинского общества, с которыми мы столкнулись в последнее время.
К моему превеликому сожалению, наше государство далеко даже от понимания, что такое «интеграция». Мы не интегрируемся, мы играем в политическую игру, потому что интегрирование несет совсем другое значение. Само изменение стратегии развития государства и является интеграционным действом.
Что именно наша страна может предложить европейскому сообществу? Об этом надо дискутировать.
Вы пишете: «Для приближения к Европе Украине нужны прежде всего энергичные усилия в этом направлении молодых, прогрессивных и умных». И ставите вопрос: «Что препятствует этому, кроме факторов собственно политических?» По моему мнению, это взаимозависимые вещи. Неужели вы думаете, что уровень жизни, который сложился в европейских государствах, прежде всего был обусловлен энергичными усилиями молодых, прогрессивных и умных людей? Думаю, Украина имеет достаточно качественных интеллектуальных ресурсов для начала переговоров. Но какая от этого польза, когда действенная власть находится в руках нескольких лиц, интересы которых не совпадают с деяниями этих энергичных и молодых людей? Следовательно, на пути стоит власть, но не в смысле государства, а в смысле того, кто эту власть держит. Как донести до этой власти, что именно необходимо делать?
К сожалению, вопросов значительно больше, чем ответов. Я предлагаю создать независимое общественное сообщество при поддержке масс-медиа и национальных корпораций и организаций, целью которого станет введение и создание альтернативных планов развития государства на рубеже ХХІ века, вобрать в это движение людей различных направлений — от инженеров до политологов и экономистов. И, используя знание каждого из индивидуумов, строить новейшую политическую и экономическую стратегию государства. Постоянная поддержка масс-медиа и отчет об успехах в корпоративном секторе должны способствовать повышению публичного интереса к дискуссии со стороны сознательных украинцев. Потом, используя эту поддержку, создать крепкое партийное сообщество и пытаться вводить идеи, которые были бы успешными на политическом уровне. Это очень схематично, но возможно для реализации, поскольку не нуждается в значительных финансовых ресурсах, а также в постоянных непосредственных встречах. Так я вижу возможное развитие нашего государства.
Мы можем обратить то, что кажется недостатками, в преимуществаАндрей МИРОШНИЧЕНКО, Бергенский университет (Норвегия), Университет Палермо (Италия), Университет Радбауд (Нидерланды). Специальность — «Системная динамика»:
— «Дискуссии — это голландский жанр» — вот первое, что я услышал на занятиях в Нидерландах. И это подтверждается везде: в университете, в парламенте, на улице. «Мы маленькая страна, и мало кто берется учить наш язык, поэтому мы изучаем другие», — сказал мне в самолете из Киева мой спутник Альберт, который владеет, кроме голландского, английским, итальянским, французским и староисландским языками. Но больше меня поразило другое — он рассказал, как воспитывал своего сына-аутиста.
«Он научил меня смотреть на мир по-новому». Мы гуляем по улице, и вдруг он останавливается перед железнодорожным переездом и очень сосредоточенно его изучает. Люди, поезда, автомобили... просто проходят и проезжают мимо. Мой же сын просто стоял день и тщательным образом его изучал. Обычная, казалось бы, вещь вызвала у него восхищение, и он не сходил с места, пока не разглядел предмет во всех подробностях. И так было со всем. В школе для отсталых детей ему сказали, что английский учить ему не стоит, потому что он «специальный». Я сам взялся за него, и ныне — в свои восемнадцать — он на музыкальном фестивале в Венгрии. Теперь он владеет английским, сам бронирует себе билеты на самолет, сам выбирает, куда и когда ему ехать».
Эта история поразила меня и напомнила Украину. Мы тоже во многом кажемся вот таким «аутом», который и сам о себе не очень высокого мнения, и другие считают, что жизнь его обездолена. Но, как и в случае с этим маленьким голландцем, мы можем обратить то, что кажется недостатками, в преимущества.
Наши научные школы варятся в своем языковом и концептуальном соку — и никто за пределами нашей «культурной бочки» о них не знает. Рецепт как с сицилийским вином: запакуйте в бутылки, переведите на английский язык и посылайте на зарубежный рынок. У них не хватает наших идей, разработок. А для этого нужно взяться самим и учить-учить-учить другие языки, прежде всего английский.
А уже таким образом можно привлечь внимание и иностранных студентов и поощрить их ехать к нам — учить то, о чем они раньше только в книжках могли прочитать! Или даже и в книжках не могли.
Если хочешь, чтобы тебя ценили, прояви интерес к другому. И создай платформу, на которой обмен опытом, культурой будет возможным. В советские времена были фестивали молодежи. Для многих это была единственная возможность приобщиться к другому. В наше время можно начать с усиления интеграции между университетами. Я — студент программы «Эразмус Мундус», которую финансирует европейское сообщество для популяризации европейской культуры, науки, сознания. Мы можем и должны подключаться к их инициативе, но можем и должны начинать свои. Идея, которая лежит на поверхности, — обязать студентов-очников минимум один семестр проводить в другом университете Украины по аналогичной специальности. Вот еще один рецепт. Ингредиенты? Упрощение бюрократических процедур в вузах, предоставление небольших стипендий во время этих выездных семестров. Выгоды? Свободное движение идей, людей, знаний. Это поддержит наши научные школы и поможет студентам лучше подготовиться для возможной стажировки за границей, а вузам — к приему иностранцев у нас.
Вот вам воплощение европейского принципа свободного движения идей, людей и денег на практике в нашей стране с учетом наших интересов и качественного заимствования опыта. Здесь, в Европе, все тоже не так просто: сытость снижает политическую активность. Внимание к чему угодно, кроме, как ни странно, «хаты с краю». Бюрократия есть и придавливает на всех уровнях. Стипендии задерживают, регистрации не дают и т. д.
Важно, как Альберт, поверить в своего ребенка — в свою Украину — и помочь ей развиться такой, какой она может быть, не оглядываясь на более «здоровых» детей, не ограничивая фантазию и прилагая наши усилия и знания к овладению вместе путем из «аутизма» до своего места в мире.
Выпуск газеты №:
№18, (2012)Section
Общество