Длинная дорога домой (Окончание)
Уникальность вопроса крымских татар заключается в том, что это единственный народ, которому после развенчивания культа личности не разрешили вернуться на родину
(Окончание. Начало № 87-88, 16-17 мая 2014 г.)
В СУМЕРКАХ ВЕКОВ
Киммерийцы, скифы, тавры, готы, кипчаки, хазары, государства Херсонес Таврический, Боспорское, Трапезундское царство. На морском порубежье гигантского материка появлялись и канули в Лету разные племена, народы, города, государственные образования. Однако все они оставляли свой неистребимый след в культуре и генетической памяти жителей Крыма, сложного, многонационального, многоязыкового конгломерата.
Сегодня можно прочитать у известных российских историков категорические суждения, где вообще отрицается право крымских татар называться коренным народом, потому что, дескать, появились они там только с приходом кочевников Батыя. Но, по сообщению современника Ибн-аль-Асыра (умер в 1233 г.), вхождение татар на территорию полуострова в 1223 г. прошло почти без сопротивления местного населения. Фактически для крымского населения это было освобождением от жестокого господства сельджуков. Именно этот год в исторической науке принято называть началом крымских татар. Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII—XVII вв. Его историческим ядром действительно являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар историки отводят и кипчакским племенам, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма.Такова этническая основа крымских татар, караимов, крымчаков. В период прихода ордынцев оседлые крымчане итало-греческого происхождения составляли 2/3 городского населения. За 75 лет ордынцы успели породниться с местным населением, перенять их верования и обычаи. Показательно, что, когда в 1299 г. Крым подвергся набегу хана Ногая, татары-христиане были репрессированы наравне с их единоверцами-европейцами. Широкая исламизация населения началась при хане Узбеке (1312 — 1342), который вошел на престол еще язычником. Экономическую основу этого знаменательного события следует искать в первую очередь в развитии торговли Крыма в XIV ст. и усилении купечества, бурном росте городов и общем стремлении горожан — торговцев и ремесленников — получить политическую опору в мусульманском строе, потому что, в конечном итоге, кроме политического давления османов, ислам был привлекателен и как учение незаурядного духовного могущества, красоты обряда и философской глубины. Придя из Турции, ислам сохранил в Крыму свою суннитскую окраску — так, в частности, из крымского традиционного искусства надолго исчезли изображения живых существ, зато пышно расцвели растительный и геометрический орнаменты, мавританская архитектура.
• Вскоре появились и первые крымские богословы, ученые, философы. В многочисленных медресе изучался не только Коран, но и арабский язык, риторика, логика, философия, арифметика, астрономия, законоведение — в сущности, это была высшая школа, которая тогда не уступала европейской, а в некоторых аспектах и превосходила последнюю. По крайней мере так утверждает академик В. Возгрин в своем многотомном исследовании истории Крыма.
Можно много говорить о высокой культуре крымских городов, таких как Салган, Кафа, Бахчисарай, где наравне с замечательными мечетями, медресе функционировали и христианские храмные комплексы. Даже в XVII в. через многие века после изгнания генуэзцев в Кафе, например, было столько христиан, что они могли содержать 12 греческих церквей, 32 армянские и одну католическую (Хартахай Ф., 1867, 173). Согласно документальным свидетельствам, здесь в XIII в. и позже, кроме татар, проживали валахи (румыны), поляки, грузины, мингрельцы, черкесы. Наконец, в Кафе находилась резиденция султанского наместника в Крыму, окруженного многочисленным турецким чиновническим аппаратом и войском.
Есть свидетельство, что христианские культовые сооружения материально поддерживали и даже строили за свои средства сами богатые мусульмане. Армянские церкви, католические костелы, православные монастыри, еврейские синагоги — такова уникальная картина, свидетельствующая о необычной веротерпимости крымчан. Конечно, этому есть свое объяснение, ведь Крым никогда не был моноэтническим, здесь всегда проживало множество национальностей, своеобразный Вавилон, который достигал своего могущества благодаря умению находить язык с представителями разных национальностей, разных языков и культур. Никогда не было у Крыма и сторонников распространенной на Востоке идеи священной войны («джихада»), которая составляла главную опору мусульманских властителей в их походах. В похожих ситуациях крымские ханы выступали в роли чисто военных вожаков, но не идеологических проводников. О богатейшей, уникальной письменной культуре я уже писала в статье «Крым, которого не знаем». Она удивительна, но к нам она не смогла прийти благодаря таким идеологам украинского образования, как Дмитрий Табачник и ему подобным. Потому что литература крымских татар должна была бы преподаваться в общеобразовательных школах и вузах как отдельная дисциплина, ведь касается она народа, который живет на территории нашего государства. Даже сегодня, после варварского захвата Крыма путинскими головорезами, татарский Крым — это Украина. Временно оккупированная, но непокоренная. И проблема эта никуда не исчезла.
После такого удивительного культурного подъема начались «черные века», как называют сами крымские татары оккупацию, а впоследствии аннексию Крыма царской Россией в результате победы над Османской империей. Притеснения со стороны российской администрации и экспроприация земли у крымскотатарских крестьян повлекли массовую эмиграцию крымских татар в Османскую Империю. Именно их потомки сегодня составляют крымскотатарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии.
Две главные волны эмиграции пришлись на 1790 и 1850 годы. Это стало причиной упадка сельского хозяйства и практически полного опустошения степной части Крыма. Именно в это время Крым покинула большая часть крымскотатарской элиты. Наряду с этим шла колонизация Крыма за счет привлечения российским правительством переселенцев из земель метрополии. Все это привело к тому, что из миллиона крымских татар, проживавших в Крыму на момент аннексии его Россией, в конце XIX века осталось меньше 200 тыс., что составляло около четверти всего крымского населения. Это было началом конца, но, как справедливо отмечают современные историки, царизм затормозил культурное, экономическое развитие крымских татар, а Сталин его полностью уничтожил.
Крымских татар даже сегодня после пережитого лихолетья обвиняют в нелюбви к советской власти, но, позвольте спросить: за что они должны были ее любить? Власть, декларировавшая себя как власть всего трудового человечества, к крымским татарам с самого начала отнеслась с подозрением и ненавистью, как к своим кровным врагам, объявив целый народ мелкобуржуазным, это беспрецедентный случай даже в советской классовой истории. На них охотились как на дичь, истязали, расстреливали. Репрессии, уничтожение поголовно всей крымскотатарской элиты, трудовая повинность, которая в условиях беспорядочного ведения хозяйства комиссаров привела к настоящей экономической катастрофе, — таковы вехи жизни крымских татар под Советами. После кровавой вакханалии на полуострове деникинцев, белогвардейцев, а эти страницы истории нуждаются в отдельном рассмотрении, началось настоящее безумие красных комиссаров. Крымские татары умели выращивать на засушливых землях виноградники, фруктовые сады, хлеб, их артезианские скважины даже сегодня потрясают воображение. Но неурожаи картофеля, свеклы и т. п. на землях совершенно непригодных для их выращивания всякий раз приводили к поиску новых врагов и новым репрессиям.
Вскоре — еще одно страшное испытание: голод в Крыму 1921—1922 гг. Последствия его для крымских татар были поистине ужасны: по официальным данным, из 110 тысяч умерших было около 76 тыс. крымскотатарского населения.
ДОРОГА В НЕБЫТИЕ. И ВОСКРЕСЕНИЕ
• Особенно ужасными по последствиям стали сталинские репрессии 1937—1938 гг. В Крыму они продолжались даже тогда, когда по всей стране шли на спад. Так, согласно одному из списков от 5 марта 1938 года, завизированному лично Сталиным, который недавно обнародовала известная исследовательница Гульнара Бекирова, обнаружены фамилии главных представителей крымскотатарской интеллигенции — Асана Сабри Айвазова, Османа Акчекракли, Рамазана Александровича, Усеина Боданинского, Ягъи Байрашевского, Сулеймана Идрисова, Абдуллы Лятиф-заде, Мамута Недима, Абдураима Самединова, Ильяса Тархана и др. «Это первый ряд лучших представителей крымскотатарской интеллигенции, — подчеркивает исследовательница, — а сколько их было безвестных, рядовых — учителей, рабочих, врачей, колхозников... Один день — и нет целой плеяды. А за два дня можно было распорядиться судьбой целого народа, который веками жил в Крыму, — именно столько заняла операция по депортации крымских татар 18—20 мая 1944 года...»
• Эта операция тщательным образом готовилась. Сегодня уже понятно, что депортацию крымских татар Сталин задумал еще до войны, вынашивая свой грандиозный план превращения Крыма в убогую всесоюзную здравницу для убогих. Очищение рубежей своего государства он осуществлял с чрезвычайной жестокостью, в соответствии со своим планом создания новой безликой серой массы — советского народа, склеенной единым языком «межнационального общения». Он хорошо понимал всю опасность национального вопроса и был убежден, что имеет в руках мощный инструмент для его решения.
По мнению историка Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — потеряли при этом свои национальные автономии.
Все этапы операции по выселению крымских татар из родной земли происходили в строгой секретности, в соответствии с приказом ГКО № 00419/0033 от 13 апреля 1944 года под прикрытием борьбы с антисоветскими элементами. Еще шли ожесточенные бои за Крым, еще вообще ничего не было известно о т. н. «предателях», а судьба целого народа уже была решена. Для мобильного выполнения приказа из привлеченных военных ресурсов были образованы тройки: к одному оперативнику были приставлены три военнослужащих. Таким образом на одного крымского татарина, был он старым или малым, приходилось больше одного карателя. Готовность операции проверяли представители Берии — Серов и Кобулов. Чтобы отвлечь внимание крымских татар от подготавливаемой акции, их заставили завершить сельхозработы, даже призвали в трудармию шесть тысяч человек, из них пять тысяч мужчин отправили в «Москуголь». Юношей, достигших во время оккупации призывного возраста, отправили на фронт. Вся вооруженная до зубов армада, в которой так нуждались бойцы, погибавшие именно в эти майские дни в Корсунь-Шевченковской операции, на украинской земле была брошена против беззащитных детей, старых и немощных людей. Для Сталина это было важнее, чем бесчисленные потери на фронте.
На рассвете 18 мая 1944 г. крымским татарам было объявлено, что они караются выселением за измену Родине. На сборы были даны считанные минуты, поэтому они ехали почти с пустыми руками, без пищи и надлежащей одежды. Многим семьям было вообще запрещено что-то брать. Уже к восьми утра в 25 эшелонов было загнано 90 тыс. человек. К 20 мая депортация фактически была завершена.
Всего же из Крыма было выселено около 195 тыс. татар, из них 151 064 — вывезено в Узбекистан; 31 551 человек оказался на поселении в республиках и областях Российской федерации, в том числе 10 тыс. в Марийской АРСР, Молотовской, Горьковской и Свердловской областях. На 10 октября 1944 г. 6 387 крымских татар были размещены в спецпоселениях Костромской области
«Докладываем, что начатая в соответствии с Вашими указаниями 18 мая с. г. операция по выселению крымских татар закончена сегодня, 20 мая, в 16 часов», — телеграмма на имя народного комиссара внутренних дел Лаврентия Берии.
Полностью отчитавшись об окончании операции, руководство органов НКВД-НКГБ СССР пыталось всячески скрыть допущенные ими «огрехи». Так, выявленные советскими спецслужбами граждане из числа крымских татар, которым удалось по разным причинам избежать депортации, без какой-либо политической и юридической мотивации подлежали уничтожению. Настоящая трагедия разыгралась в рыбацком поселке Арабатской стрелки Крымского полуострова, где в результате отдаленности от центра остались не отправленными на спецпоселение крымскотатарские семьи. Не желая вносить коррективу в поданные отчеты, советские карательные органы не нашли никакого другого выхода как загнать крымских татар на баржи, отбуксировать их далеко в море и утопить.
• После выселения крымских татар спецслужбы СССР на протяжении июня — июля 1944 г. выселили из Крыма 12 422 болгар, 15 040 греков, 9 621 армянина и 3 652 иностранных подданных (турок, греков, иранцев, итальянцев, румын, австрийцев). Выселены были и цыгане. В вину национальным меньшинствам вменялось пособничество оккупантам, к разновидностям которого относилась даже торговля и мелкое предпринимательство.
В спецпоселения были отправлены около девяти тысяч демобилизованных из Красной Армии военнослужащих из числа крымских татар, а также 1700 крымских армян, болгар и греков. Среди взрослых спецпоселенцев находились также 2 882 россиянина, украинца, цыгана, караима и представители национальностей, принадлежавшие к смешанным бракам.
Тяжелые условия быта в спецпоселениях, распространение инфекционных болезней и отсутствие медицинского обслуживания привели к массовым заболеваниям и смертности поселенцев. Так, уже в июле 1944 г. в Узбекистане была эпидемия малярии и желтухи. В частности в Наманганской области заболели 40 % депортированных. По данным архивов НКВД, до 1 января 1945 г. в Узбекистане умерло 13 592 засланных крымских татар, а в следующем 1945 г. было зафиксировано еще 13 183 умерших. Таким образом, за первые полтора года депортации в Узбекистане погибло 17,8 % крымских татар.
Это скупые сведения из разных документов, собранных усилиями крымскотатарских исследователей этой трагедии.
Но есть еще один источник, который влияет на сознание с еще большей силой, чем эти поражающие цифры.
«Отец и братья моей бабушки Зейнеп были на фронте, поэтому бабушка со своей матерью Сафие жили только вдвоем. Так же было и в других крымскотатарских семьях: мужчины и парни принимали участие в войне против немцев, дома оставались только женщины, дети и старые люди. Вечером 18 мая 1944 года бабушка играла во дворе со своими подружками. К их дому пришли солдаты с автоматами. Дома была только мать моей бабушки. Приказали собираться в дорогу, сказали, что на сборы есть 10 минут. Куда они будут ехать, не объясняли», — приводит рассказ своей бабушки Эльзара Халиль.
Ее прабабушка бросилась искать своего ребенка, а когда нашла и пришла с ним домой, чтобы собрать вещи, солдаты их уже не пускали. Говорили, что время на сборы закончилось.
«Вот так, как были одеты в тот момент, без еды и вещей мои бабушка с ее матерью были депортированы в Узбекистан. Дорога была очень сложной. Люди ехали в душных, грязных и темных вагонах для скота», — рассказывает Эльзара.
Медицинской помощи не предоставляли. Туалетов в вагонах тоже не было, а справить нужду на улицу не выпускали. Тела умерших выбрасывали из вагонов на остановках — о том, чтобы родственники могли их нормально похоронить по прибытии, речь не шла.
Зейнеп с ее матерью Сафие привезли в Ташкент, расказывала внучка женщины. Там Сафие узнала от знакомых, якобы ее муж с сыновьями был депортирован в Самарканд. С маленькой дочкой она отправилась туда. Шли по железнодорожным путям. Однако в Самарканде родных они так и не нашли — то, что члены семьи не могли найти друг друга после депортации, было не единичным случаем.
«Моя прабабушка (по линии отца) пережила то же самое. Она родилась в многодетной семье, где было 13 детей. Из всех 13-ти она одна выжила», — говорит Эльзара. Крымских татар из Крыма депортировали за три дня.
Кто-то погиб в дороге, кто-то — уже в местах спецпоселений. Из свыше 190 тысяч крымских татар, депортированных в 1944 году, в одном только Узбекистане в ближайшие полтора года погибло около 30 тысяч переселенцев, отмечается в книге «Депортация крымских татар. Как это было (воспоминания депортированных)». 69-я годовщина депортации крымских татар: воспоминания и факты (из статьи Алины Варфоломеевой | Великая Эпоха | Украина) 18.05.2013.
Такой была на практике сталинская политика сближения и слияния. Уникальность вопроса крымских татар заключается в том, что это единственный народ, которому после развенчивания культа личности не разрешили вернуться на родину. Да еще в особой жестокости, с которой содержался целый народ в местах поселения. Просто за неразрешенные посещения окружающих поселений получали по 25 лет каторжных работ, не говоря уже о попытке посетить Крым и, не дай Бог, купить там жилье. Народ, относительно которого до сих пор продолжается клеветническая кампания по обвинению в якобы коллаборационизме. Наивысшая цифра, явно преувеличенная, это то, что на службе у гитлеровцев было около 20 тысяч крымских татар. Это против официально признанной, явно приуменьшенной в несколько раз, — 400 тысяч россиян, которые служили в войсках вермахта. Именно россияне во Второй мировой войне были наибольшими коллаборантами, и говорить о массовой поддержке крымскими татарами гитлеровцев вообще неправильно. Вина крымских татар заключалась в одном — они были укоренены в благодатную, удивительной красоты землю — Крым. И они мешали планам российских царей превратить полуостров в элитный курорт для себя любимых и вельможной знати. Лишними они были и для Сталина, и для его соратников, которые сами хотели наслаждаться удивительным богатством этого края, сами им владеть. Жажда, зависть и неограниченная власть — вот основные причины трагедии крымских татар. Трагедии, которая сегодня вышла на новый свой виток. Которая продолжается.
Крымские татары задыхались в товарных вагонах, а война продолжалась.
Только что закончились кровопролитные бои за Крым. 12 мая была уничтожена последняя нацистская группировка. Гремела Корсунь-Шевченковская битва, которую еще иногда называют «Сталинградом на Днепре». Не хватало солдат, вооружения. Каждый метр украинской земли, освобожденной от фашистских завоевателей, оплачивался невероятной кровью. Конечно же, там воевали и крымские татары. За годы той страшной войны их было призвано в ряды Красной армии до 60 тысяч, 20 тысяч погибло. Повсеместно на солдатских надгробиях на украинской земле можно натолкнуться и на их фамилии. Можно представить молоденького солдата — крымского татарина, который прислушивается к сводкам Совинформбюро и радуется, что Крым освобожден, и тревожится за судьбу родных, живы ли? Так как доходят слухи, что немало крымских сел сожжены за помощь крымским партизанам. Впоследствии он узнает, что больше ста. Он еще не знает и долго не будет знать о судьбе радистки Алимы Абденнановой, зверски замученной гитлеровцами, и о подпольной деятельности симферопольской группы Абдуллы Агджи, тоже замученной в застенках гестапо. Подвиги крымских татар, их героизм в подсоветской прессе будут активно замалчивать. Он воюет и не понимает, почему не подходит обещанная помощь.
Ее и не будет. Ведь в это время сверхгероические сталинские соколы героически выполняют чрезвычайно важное и тайное поручение гениального «вождя всех трудящихся» — выгоняют из родительских домов «врагов народа», крымских татар. Возможно, он доживет до взлелеянной в мечтах победы, получит свои боевые награды, но домой уже не вернется. И вряд ли найдет членов своей семьи, они, вероятно, уже похоронены в чужой земле, чужими людьми, без почета и ритуалов, или, если повезло, разбросаны по разным концам Советского Союза. Таких поломанных судеб — тысячи. Дети героев войны, которых тоже депортируют, не смогут получить высшее образование, туда крымским татарам вход запрещен. Не смогут получить даже начальное образование на родном языке, И, самое главное, на протяжении 45 лет не смогут даже наведаться на родную землю, потому что такие попытки будут приравниваться к преступлению и жестоко караться. В знак протеста обольет себя бензином и заживо сгорит Муса Мамут, который долгие годы будет пытаться попасть на родную землю. 23 июня 1978 года в с. Беш-Терек /Донское/ Симферопольского района закончится мученическая жизнь героя-борца, а через несколько дней генеральный секретарь Компартии КПСС Леонид Брежнев будет нежиться в Черном море на крымском берегу, отдыхая от трудов праведных. Он не будет думать о тех, кому когда-то принадлежала эта роскошная земля. Вряд ли дошло до него хоть одно из тех писем, которые писали ему борцы за права крымских татар. В том числе и самый выдающийся их представитель — Мустафа Джемилев. Об этом позаботятся соответствующие органы, чтобы за каждое такое письмо, обращение он получил надлежащий ответ. Продление тюремного срока, новая ссылка, новое уголовное дело. Сосредоточенный, по виду даже застенчивый, скромный человек взял на себя миссию крымскотатарского Моисея и сверхусилиями, долгим мученичеством своим и своих соратников все-таки сумел вывести свой народ из рабства. Однако, как и за легендарным Моисеем, за его народом и за ним самим сейчас охотится новый фараон. Только Черное море уже не расступится, даже если и произойдет такое чудо, крымские татары уже никуда не уйдут. Они уже дома. С обнаженными нервами, с беззащитными душами. Непокоренные.
Они вернулись.
Выпуск газеты №:
№97, (2014)Section
Общество