Днепр внедряет новую медицину
Как идет сложный процесс создания новой системы обслуживания «Дню» рассказал заместитель городского головы Андрей Бабский
Медицина волнует всех. Cкорее не медицина, а доступная помощь, если что не так со здоровьем. Нет человека, который так или иначе не сталкивался с необходимостью посетить врача, сделать анализ, приобрести необходимые лекарства. Нынешний уровень восстановления здоровья и спасения жизни с помощью медицины мало кого удовлетворяет. Все понимают, что украинская медицина крайне нуждается в радикальных изменениях в сторону европейского вектора доступности, качества. Не нужно далеко ходить, страны Балтии, тоже были в СССР, особенно Эстония многого достигла и может быть прекрасным примером для нас.
Как идет сложный процесс создания новой системы медицинского обслуживания в Днепре рассказал заместитель городского головы, директор департамента здравоохранения населения Андрей БАБСКИЙ.
- Начну с того, что реформа медицины и, в частности, системы медицинского обслуживания нужна. И это общее мнение. Другой вопрос — какая реформа, как и в каком направлении ее проводить.
Наша страна меняется, а система медицинского обслуживания по своей сути и во многом по форме осталась советской. Это неправильно. Поменялось все. Начиная от системы жизнедеятельности страны до способов финансирования, в нашем случае сферы медицины. Началась децентрализация, финансовая реформа, за ней последует административная, и это требует изменения подходов к такой сфере, как медицинское обслуживание.
Вот как реформа медицины проводится и как она проходит, вызывает, мягко говоря, много вопросов.
Например, если говорить о внедрении семейной медицины то в Днепре первые семейные врачи появились еще в конце 1990-х гг. С 2011 по 2015 годы в тогда Днепропетровске и Днепропетровской области реализовывался пилотный проект по реформированию системы здравоохранения и внедрению семейной медицины.
Для города это был весьма болезненный процесс, так как идея была хорошая, но ее воплощение вызывает недоумение и много вопросов. В результате Днепр оказался единственным в Украине городом, у которого в собственности и в подчинении нет своих больниц. Под прикрытием пилотного проекта-реформы предыдущая власть передала все больницы города в собственность областной громады. Другими словами, почти миллионный город остался без своих больниц. Тогдашняя городская власть не устояла перед давлением областных структур, Партии регионов и согласилась на передачу больниц в область. Как говорится, росчерком пера, без учета мнения медицинской и научной общественности, без опроса горожан, без вообще никаких процедур, волевым решением сложилась ситуация полная множества сложностей. Возникают бюджетные коллизии. Как город может финансировать то, что ему не принадлежит. Здесь противоречие не только финансовое и организационное, но и обычному здравому смыслу. Мы сейчас ведем с областным руководством больше года переговоры, как исправить это ненормальное положение.
В рамках пилотного проекта, как мы говорили, в Днепре попытались организовать амбулаторную помощь на принципах семейной медицины. Было создано несколько уровней медицинской помощи, и город территориально разделили на 12 центров медико-санитарной помощи и амбулатории, где пациентов принимают семейные врачи.
Семейная медицина предполагает не только физическое, территориальное, приближение ее к пациентам но и доступность технологий, лекарств, анализов. Однако, не состоялось даже приближения семейных врачей к больным, поликлиники просто ликвидировали и раздробили и на их месте создали амбулатории. Поэтому есть места, где в непосредственной близости находится четыре-пять амбулаторий. Из-за этого первоначальный смысл семейной медицины: доступность помощи - теряется. Находились доктора раньше в поликлиниках, теперь в этих же помещениях находятся семейные врачи.
Перед городом стоит задача существенного исправления этой ситуации. Необходимо открыть новые амбулатории там, где людям сложно и далеко добираться до существующих. По международным нормам такие учреждения должны находиться в пределах 15-минутной пешеходной доступности. Этого на сегодняшний день нет.
По нашим расчетам, нам не хватает примерно 50 амбулаторий. У нас существует большая проблема с самими семейными врачами. В ходе пилотного проекта специализацию по семейной медицине проходили терапевты и педиатры.
Учебные заведения не в достаточном количестве подготовили таких специалистов. Наша Медицинская академия готовила семейных врачей, но их распределяли в другие регионы, а в город они практически не попадали.
У нас в первичном звене медицинского обслуживания, относящегося к городу, примерно 1100 докторов из них только 500 — семейные. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) один семейный врач должен обслуживать 1500 человек, новая команда Минздрава увеличивает количество до 2000 - 2500. Другими словами, должно быть примерно 600-700 семейных врачей. И это только для работы в существующих амбулаториях. Если мы планируем открывать новые, то понадобится еще 200-250 семейных докторов.
Еще одна проблема. Наши семейные врачи в полной мере не готовы к этой роли. Такой врач — специалист широкого профиля. Он и терапевт, и педиатр и т.д. Семейным врачам без стартового педиатрического образования пока сложно обслуживать детей раннего возраста. В силу этих обстоятельств мы оставили в городе педиатров. Более того, на переходной период мы считаем необходимым сохранить в амбулаториях некоторых узких специалистов.
Для того, чтобы реализовать план по созданию новых амбулаторий и реконструкции существующих, наполнению их необходимым медицинским оборудованием необходимо большое количество подготовленных помещений. Это не только сложная организационная, но и финансовая проблема.
Есть несколько путей реализации таких планов.
Во-первых. Мы являемся участниками проектов Мирового банка, и с его помощью будем открывать 20 новых амбулаторий. Им выделяются необходимые средства на реконструкцию и оснащение амбулаторий, а город финансирует разработку проектно-сметной документации.
Мы проанализировали ситуацию с помещениями. Их очень дорого ремонтировать и перестраивать.
Гораздо эффективнее и дешевле строить новые помещения для амбулаторий с учетом всех требований к ним. Мы уже готовимся к проведению конкурса на проект таких амбулаторий. Ищем новые площадки, и на них будут размещаться новые амбулатории с учетом небольшого расстояния, которое пройдет пациент до доктора.
В этом году мы начинаем воплощать эту идею и планируем запустить три-пять новых амбулаторий.
Во-вторых. Наряду с финансированием из городского бюджета есть другие иностранные источники для воплощения таких проектов. Есть и благотворительные организации, которые занимаются здоровьем населения и располагают необходимыми финансовыми ресурсами.
Хотелось бы сказать о том, что реформа медицины не сводится только к внедрению системы семейных врачей. Важное значение имеет не только использование новых технологий и практик, но и их безопасность, надлежащее умение, подготовка, повышение квалификации медицинского персонала.
Так в связи со значительным прогрессом медицины: рост инвазивных (с проникновением в тело пациента) процедур, очень острой стала проблема внутрибольничных инфекций. При этом распространяются стойкие к антибиотикам бактерии и супербактерии на которые уже не действуют самые современные средства. Если в 2014 году выделялось 10% устойчивых форм микроорганизмов, то уже в 2016 г. из выделенных культур микроорганизмов уже почти каждая третья идентифицируется как полирезистентный штамм!
То есть жители Днепра лечатся в опасных условиях, в больницах которые финансируются городом и при этом не принадлежат городу. Ситуацию нужно срочно решать и с целью повышения инфекционной безопасности в лечебных заведениях Днепра планируется ряд мероприятий. В частности, мы создали комиссию по инфекционной безопасности, обратились в Днепровскую медицинскую академию и ведущим украинским и зарубежным экспертам с предложением создать первый в Украине учебный центр по вопросам инфекционного контроля и научного сопровождения разработки программы и стандартов профилактики внутрибольничных инфекций. Планируется также оснащение лабораторий, поощрение медиков за соблюдение правил безопасности и другие мероприятия которые снизят риск инфицирования жителей Днепра и сохранят их жизнь и здоровье.
По данным опросов до 90% украинцев считают самым важным в медицине доступность лекарств. Сейчас продвигается правительственная программа доступности, выделены деньги, но многие боятся, что в один момент они придут к врачу, и услышат: закончился лимит на льготные лекарства.
Идея компенсации стоимости лекарств (реимбурсация) очень правильная. Украина единственная страна Европы, где нет государственных программ по компенсации стоимости лекарств. Сейчас мы наблюдаем только первый шаг в верном направлении.
Нужно понимать, что лекарства, стоимость которых компенсируется полностью или частично, по этой программе, в общей массе продаж в прошлом году составляют около 4%. Это очень небольшое количество препаратов и по номенклатуре и по деньгам. Тем не менее, на селекторном совещании премьер-министр сказал, что под программу выделено 500 млн грн. Этих денег вполне должно хватить тем пациентам с гипертонией, диабетом, астмой которым именно эти препараты будут показаны. К сожалению, в реализации программы будет много подводных камней, которые придется обходить в процессе: не все лекарства могут быть в наличии, могут быть проблемы с их эффективностью и много других. Минздрав заверил премьера, что по результатам 9 месяцев будут сделаны выводы об эффективности использования денег в регионах, и принято решение о перераспределении или добавлении денег.
Для компенсации рисков предусмотрены дополнительные городские подобные программы. За деньги городского бюджета финансируется амбулаторное лечение льготных категорий пациентов. В рамках комплексной программы «Здоровье жителей г. Днепра на 2017-2020 гг» приобретаются и выдаются препараты пациентам с бронхиальной астмой, сахарным диабетом 2 типа, эпилепсией, миастенией, с пересаженными органами и находящимся на диализе, с рядом орфанных заболеваний и т.д.
- Как внедряется система «Электронное здоровье»?
Врач должен заполнять множество бумаг, что ограничивает его возможность в полной мере уделить внимание пациенту. Поэтому любое уменьшение нагрузки на врача является благом. Основная задача системы «Электронное здоровье» улучшить качество обслуживания во всех смыслах. Как в организационном, так и лечебном.
Нам очень повезло в том отношении, что у мэра есть заместитель Яника Мерило, которая курирует внедрение IT-технологий, в том числе и в медицине. Мы очень тесно с ней сотрудничаем, и в городе уже начали внедрять отдельные элементы этой системы.
Мы начали с самого простого - внедрения электронной регистратуры. Сегодня практически половина жителей города имеют возможность пользоваться электронной записью на прием к врачу. Это можно сделать в амбулатории или по интернету не выходя из дому. У врача формируется электронный график, а пациент не должен сидеть под дверью и ждать своей очереди. Скептики говорили, что пожилые люди не умеют пользоваться интернетом и ничего не выйдет. Ничего подобного. В одном из центров более 40% пациентов записываются на прием именно по интернету. К концу года планируем ввести электронную запись во всех наших амбулаториях. Как театр начинается с вешалки, так и лечебное заведение берет начало с регистратуры.
Город выделяет довольно значительные средства, чтобы компьютеризировать и подключить к интернету все наши лечебные учреждения первичного уровня. Уже им передано 130 компьютеров и 70 принтеров. Параллельно ведется обучение сотрудников работе в электронной системе.
К концу года у всех семейных врачей будет компьютер и другое оборудование, а также интернет.
Второй важный шаг — электронная карточка пациента. Здесь есть юридические нюансы, чтобы не нарушить Закон о защите персональных данных пациента. В этом отношении мы плотно сотрудничаем с соответствующими ведомствами.
Это же даст возможность перейти к электронному рецепту. Мы находим понимание со стороны операторов розничного фармрынка, которые также заинтересованы в новых технологиях. К сожалению, из-за требований законодательства невозможно отменить бумажные формы документации. Тем не менее, мы будем выступать с инициативой в комиссии Верховной рады, чтобы приблизиться к европейским стандартам.
Мы уже работаем над третьим уровнем «Электронной медицины». Для этого проводим исследования по выбору программного обеспечения полного комплекса медицинского обслуживания. В этом нам тоже помогает Мировой банк. Речь идет и о внедрении телемедицины, а проще – онлайн-консультаций, когда врачи смогут провести, в случае необходимости, видео - консилиум с участием ведущих специалистов не только города или области, а и страны. В будущем, и с участием зарубежных коллег. Это в планах, но не значит, что до реализации так уж далеко.
- Днепр фактически прифронтовой город. Сюда привозят раненых из зоны АТО. Как это отражается на городской медицине?
Львиную долю ургентных больных и раненых с фронта принимает областная больница им. Мечникова. Однако после стационарного лечения или просто после демобилизации бойцы — жители города становятся на учет у семейного врача в амбулатории по месту жительства. У нас почти три тысячи участников АТО состоит на диспансерном учете. Мы прилагаем большие усилия, чтобы последующее лечение и реабилитация проходили в необходимых условиях. Человек, который вернулся с фронта, может иметь не только физические увечья, но и психологические проблемы. Этому вопросу уделяется большое внимание. Для этого выделяются из городского бюджета необходимые средства. В прошлом году только на зубное протезирование фронтовиков город выделил 500 тыс грн. На сумму 365 тыс грн. выдано бесплатных рецептов для лечения участников АТО и членов их семей.
СПРАВКА «ДНЯ»
Бабский Андрей Анатольевич
Родился 5 ноября 1967 года в пгт. Иваничи, Волынской обл.
Окончил Львовский медицинский институт в 1991 году и Национальную медицинскую академию последипломного образования имени Шупика в 2003 году, кандидат фармацевтических наук, доцент.
Женат, имеет взрослую дочь и внука.
Автор
Юрий РайхельSection
Общество