Доисторическая эпоха в свете современности
Репортаж с автопробега «Дорога в Крым: проблемы и перспективы»
(Продолжение. Начало в номерах «Дня» за 8, 18, 25 июня, 2 и 9 июля)
ДРЕВНЯЯ ГАЛЕРЕЯ
Мы оказались в оригинальнейшем месте под названием Каменная могила. Несмотря на мрачное название, это древнейшее священное место служило храмом. Оно представляет собой холм, образованный из песка и плоских и круглых, словно окатыши, гранитных плит. Внутри он испещрен ходами. Эта Могила доверху набита десятками наскальных изображений древних эпох: палеолита (от 2 млн. до н.э. — 10 тыс. до н. э.), мезолита (10 — 5 тыс. до н.э.) и неолита (8 — 3 тыс. до н.э.). Обнаружены они были впервые в позапрошлом веке археологом Николаем Веселовским. Ученый пытался донести этот факт до Петербургской академии, но коллеги, как водится, долго раскачивались, чтобы признать наскальные художества подлинным открытием. Когда, правда, признали — сразу зарыли их обратно (так называемая консервация). А то у множества граждан появилось могучее желание дорисовать там что-нибудь свое. Бездарные стилизации и сейчас можно увидеть над песком, не пускающим в древние галереи. Зато на копии пещерных шедевров можно взглянуть в музее, расположенном в современном здании неподалеку.
Там хватает и реальных доисторических находок, вроде фрагментов зуба мамонта. Есть экспонаты и нестоматологического характера, вроде каменных черпалок и дробилок. На самом старом рисунке человек (весьма напоминающий обезьяну) размахивает чем-то подобным. Надо отдать должное творцу: он не приукрашивал модель. Там лоб повыше сделать или осанку ровнее. Все честно. Поэтому видно: на подиум человечеству выходить было рановато.
Другое творение, созданное в пору мезолита, было еще более любопытно. Эту сценку вполне можно назвать бытовой. Какая-то женщина с хорошо развитыми формами (вещица сделана в духе карикатуры) гонится со скалкой за своим мужиком. Собачку уже прибила. Животное попалось под горячую руку. И муж уматывает, пока не досталось по полной. Муж, наверное, приперся с охоты без мамонта. К тому же пьяный. Самым противоречивым оказалось научное определение этой, казалось бы, такой простой и красноречивой работы — «Женщина и носорог». С женщиной — ясно. А кто носорог? Или имеется в виду муж, получивший в рог? Картинку помещаю — судите сами.
Насчет парнокопытных можно отметить, что в древности поклонялись Небесному Быку. Это отражено в картине времен неолита. Под изображением Быка остроумно помещена цитата из древнеиндийского священного трактата — Ригведы. «...мощно сверкает след широко шагающего Быка». Вероятно, речь о Млечном Пути. Связь между разными цивилизациями прослеживается невооруженным глазом. А наши вооружены очками и фотоаппаратами.
В таком, следопытном, настроении мы двинулись на разведку на саму Каменную могилу. Коричнево-серые валуны напоминают гальку с пляжа великанов. В центре этого скопления находится камень с круглой выемкой и желобом. Предположительно — это алтарь для жертвоприношений с кровостоком.
Над величественными валунами носились мохнатые тучи. Пейзаж способствовал самоуглублению. Кто-то заговорил про энергетическое поле. Однако улавливание тонких энергий было сорвано детворой. Детишки мотались быстрее туч, проникая в разные дырки и щели загадочного холма. И все время хохотали. Их мало волновали открытия археологии.
Девочки заняли пещеру, а мальчишки, попытавшись проникнуть вслед, получили в ответ пару порций песка. Думаю, несколько тысячелетий назад дети игрались примерно так же. Ритуалы заигрывания вечны.
Два конопатых девятилетних красавца, словно родные братья Геккельбери Финна, подвалили вразвалочку к месту разборок. Один держал в руке ярко-зеленую ящерицу. Это было его тайное оружие — он пугал им девчонок. Тем же смелым из них, кто не убежал с визгом, он, тыча несчастное пресмыкающееся в лицо, объяснил, что «ящерица не кусается».
Ловец заметил у меня на футболке логотип «Дня» и сказал: «Вы из газеты? Тогда сфотографируйте меня с ящерицей».
Я щелкнул его вместе с напарником. Охотник тут же поинтересовался:
— Теперь я могу считаться звездой?
— А как же, — отвечаю.
— Только вы уж обязательно напечатайте. А сколько стоит ваша газета? — продемонстрировал он практичность.
— Копеек восемьдесят.
— Недорого, — важно отозвался он, — можно купить.
СЛАДКИЙ БЕТМЭН
Недалеко от входа на территорию Каменной могилы расположен рекламный бигборд с профилем Маяковского. Изо рта поэта вываливалась следующая строчка: «Ко всем чертям с матерями катись любая колбаска, но эту...» Глашатая революции поставили на службу мировой буржуазии.
После заповедника отправились на предприятие по производству варенья и других черешнево-вишневых вкусностей.
Директор — молодой мужчина в темных обтекаемых очках и черном элегантном костюме. Очки обостряли черты его лица, а черное облачение делало похожим на Бетмэна. Крылья, наверное, прячет на складе тары с повидлом. А по ночам бомбит негодяев банками с вареньем. Может, даже вместе с Карлсоном, тоже известным борцом с преступностью. Учитывая пристрастие «мужчины в расцвете сил» к сладкому, ему прямой расчет дружить с директором вареньевой фабрики. К тому же — летающим!
Примерно это представлял я себе во время пресс-конференции. Когда у журналистов иссякли вопросы производственного характера, я поинтересовался у таинственного директора: «А сами-то вы любите сладкое?» Он улыбнулся: «Конечно! И мои дети едят». Я добавил: «А продукцию конкурентов поглощают? Кто ваш главный конкурент?» — «Бабушка!»
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ БОЕВИК
Несемся к заливу Сиваш, который находится на пересечении Крыма с материком. По дороге сиреневые поля сверкали ясными очами цветов. Из-под серой пыли, подымаемой колесами, было видно зеленое дрожание деревьев. Мелькнула вывеска «Люксембург». К сожалению, с дополнением «Имени Розы...» Не европейское герцогство, а социалистический колхоз. Рядом другой колхоз — «Шлях до незалежностi». Явно переименованный из «Шляху до комунiзму». Политические ориентиры меняются, а географически села — все там же.
Автоколонна останавливается на КПП возле Сиваша, представляющего собой сетку мелких озер со стороны Азовского моря. Здесь один из самых крупных рынков по торговле рыбой и икрой. И красную икру, и черную продают на развес. Якобы от какого-то завода, но скорее всего — браконьерская. Мы купили стаканчик черной. Соседи по колонне пугали нас, что она искусственная. Когда они же закусывали ею вечером водку — пошла как настоящая.
Милиция решила продемонстрировать журналистам новые технические возможности. Телекамера фиксирует номера, взятые на заметку и — на КПП верещит звонок. Специально для нас был разыгран спектакль.
Сигнализация ожила на веселенькие канареечные «Жигули». Выскочили два богатыря с дубинками и выволокли из-за руля — третьего. Прически у всех троих — одинаковые. По ним я и догадался, что это показательное выступление стражей порядка. Ребята довольно жестко обращались со своим коллегой: бросили на крышу автомобиля, раскидав сначала его ступни — в стороны, а содержимое карманов — на крышу. Мобильник «угонщика» на протяжении маневров довольно долго находился без присмотра. Спереть могли вполне реально. В целом сцена выглядела, как из отечественного боевика: энтузиазма много, но не хватает убедительности. За старание — спасибо. Уже в Крыму журналистам показали настоящих преступников, задержанных на горячем...
Но об этом читайте в последующих публикациях.
(Генеральные спонсоры автопробега — «Страховая группа ТАС», «Бош», «Нефтегаз Украины», Госадминистрация по туризму)
Выпуск газеты №:
№123, (2004)Section
Общество