Перейти к основному содержанию

Доход от ценностей

Как украинским креативным индустриям найти баланс между полярными приоритетами
16 ноября, 11:58
БОЛЬШИМ ГОРОДАМ ТОЖЕ ЕСТЬ ЧТО ВОЗРОЖДАТЬ. ОДИН ИЗ ПОСЛЕДНИХ ПРИМЕРОВ — ЖИТОМИРСКИЙ КИНОТЕАТР «ЖОВТЕНЬ», КОТОРЫЙ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ БЫЛ РЫНКОМ. ЭТОЙ ОСЕНЬЮ АКТИВИСТЫ ПРОВЕЛИ ЗДЕСЬ ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «ЖОВТЕНЬ У ЖОВТНІ» / ФОТО C САЙТА ZHITOMIR.LIFE

«Для роста культурной экономики нужны четыре вещи, — говорит директор «Мистецького Арсеналу» Олеся ОСТРОВСКАЯ-ЛЮТАЯ. — Первое — это свобода творчества, фундаментальное предисловие, которое частично в Украине присутствует. Дальше — ресурсы и инфраструктура. Ключевое и самое сложное — правила игры,  регуляторные рамки. Мы унаследовали советскую рамку, которая пока не изменилась. Основной фокус государства  до сих пор — контроль, а не развитие».

Только в  июне этого года Верховная Рада внесла в закон «О культуре» понятие «креативные индустрии». Их определили как виды экономической деятельности, целью которых является создание добавленной стоимости и рабочих мест через культурное (художественное) и/или креативное выражение, а их продукты и услуги являются результатом индивидуального творчества. До конца 2018 года Кабинет министров должен определить, какая же деятельность подпадает под упомянутое определение. Это станет основой для создания необходимой законодательной базы. Между тем участники второго форума «Креативная Украина» рассуждали, как сделать украинский культурный продукт одновременно и прогрессивным, и значимым, и прибыльным.

РЕГУЛЯТОРЫ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ?

Олеся Островская-Лютая считает, что государственным культурным учреждениям функционировать намного сложнее и более рискованно, чем негосударственному сектору. Эксперименты опасны для руководителей из-за многочисленных противоречивых норм и требований к использованию государственного финансирования. «Институции боятся развиваться, ограничиваются двумя статьями расходов — зарплаты и коммунальные услуги», — говорит Островская-Лютая. Сдерживают прогресс и крайне низкие зарплаты, которыми сложно заинтересовать специалистов. В это время негосударственный сектор должен быть гибким, чтобы выполнить все требования донорских организаций и достичь поставленной перед собой цели.

Правительство предпринимает определенные шаги навстречу малому и среднему бизнесу. В Кабмине периодически проходят «дерегуляционные дни», во время которых отменяются устаревшие и ограничивающие документы. Возможно, одна из следующих встреч будет посвящена культурным индустриям. Даниил МЕНЬШИКОВ, начальник отдела развития предпринимательства Министерства экономического развития и торговли Украины, отметил: «В конце 2017 года была принята Стратегия развития и поддержки малого и среднего бизнеса, направленная на улучшение условий его ведения, учебы предпринимателей и популяризацию среди украинцев. Планируем упростить доступ к финансированию и создать центры поддержки предпринимателей, которые будут предоставлять информацию и определенные бесплатные услуги. В прошлом месяце на базе министерства начал работать Офис развития малого и среднего предпринимательства — государственный орган, который будет разрабатывать программы поддержки и обучения предпринимателей».

Заработал и новосозданный Украинский культурный фонд: первые профинансированные им проекты уже дают результаты. Исполнительный директор Юлия ФЕДИВ рассказала, что в декабре опять будут объявлены три конкурса — для индивидуальных проектов, инициатив национального (от минимум двух организаций из разных регионов) и международного (софинансирование с зарубежным партнером) сотрудничества. В настоящее время завершается работа над стратегией фонда на 2019—2021 годы. Это позволит в будущем перейти от конкурсного к программному подходу. Уже с января следующего года коллектив фонда запустит программы финансирования арт-резиденций, знаковых событий и внутренних обменов специалистами. В планах также поддержка инклюзивного искусства и организация Академии культурного дипломата. Продолжает свое действие и финансовая программа Европейского союза «Креативная Европа», к которой Украина присоединилась в 2016 году.

В настоящее время культурная дипломатия постепенно переориентируется с презентации на укрепление отношений и поддержку местных инициатив. Финансовую и организационную помощь нашим художникам предоставляют представительства иностранных государств и их культурные учреждения — Британский Совет, Французский Институт, Гете-институт и другие. Их представители отмечают: возможностей множество, но аппликанты должны «хорошо поработать над своим домашним заданием». Идет речь о вдумчивой проработке концепции проекта, четких и тщательным образом заполненных заявках, соблюдении требований иностранного донора, которые могут отличаться от украинских.

ПРИБАВИТЬ ЦЕННОСТИ

Культурные менеджеры отмечают: представителям отрасли недостает экономической грамотности и бизнес-компетенций. «Сектор культуры в Украине почти 30 лет существует в тени, выплаты осуществляются в конвертах или наличностью на руки, — говорит Олеся Островськая-Лютая. — В настоящее время очень мало людей, наученных работать не в тени, — заключать контракты и выполнять их условия».

Юлия Федив замечает: «Мы стремимся, чтобы культура вошла во все сферы жизни общества. Культурный продукт должен быть рассчитан на как можно больше людей, особенно если он создается на государственные средства. Поэтому аппликантам следует учиться работе со своей аудиторией — правильно ее определять и расширять. Часто именно этот пункт вызывает трудности при заполнении заявки и усложняет последующую работу».

Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ: Нельзя показывать только прошлое, нужно показывать, что мы интегрированы в мировой процесс. При этом подлинность важна, потому что уникальное хорошо продается, в этом сила продукта. Успешные бренды углубляются в это, используют аутентичные техники и технологии, а не цвета или ассоциации, которые лежат на поверхности. Кроме того, правильнее работать в мультидисциплинарной команде с разными специалистами, которые могут усилить презентацию и продукт. Все вместе продается лучше

Культурная экономика актуализирует давние дилеммы этой сферы — коммерческий интерес и прибыли против творческой свободы, «вечных» ценностей и образовательных проектов; подлинность против космополитизма и глобальной унификации продукта. Художники и бизнесмены выбирают свои ниши, но можно ли прийти к более-менее общему знаменателю?

Основательница и председатель оргкомитета Ukrainian Fashion Week Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ вспоминает о недавно принятой экспортной стратегии Украины, где нашлось место и креативным индустриям. Она замечает, что культурный продукт сложно продавать из-за особенностей восприятия и недостатка объективных технических характеристик. Поэтому, по ее мнению, эффективными инструментами для продажи креатива являются оценки от авторитетов в отрасли, медиа и PR, которые обеспечат продукту узнаваемость. Данилевская уверена: нужно ездить за границу, чтобы учиться чему-то новому и завоевывать авторитет на больших международных платформах. Впрочем, полностью унифицировать свой стиль с глобальными требованиями не стоит.

«Некоторые коллеги злоупотребляют нашим культурным наследием. Но нельзя показывать только прошлое, нужно показывать, что мы интегрированы в мировой процесс. При этом подлинность важна, потому что уникальное хорошо продается, в этом сила продукта. Успешные бренды углубляются в это, используют аутентичные техники и технологии, а не цвета или ассоциации, которые лежат на поверхности. Кроме того, правильнее работать в мультидисциплинарной команде с разными специалистами, которые могут усилить презентацию и продукт. Все вместе продается лучше», — отмечает Данилевская.

«Если в обществе есть очарованность определенной темой, ожидания от чего-то, то потребители придут независимо от качества проекта об этом. Но здесь важно помнить об образовании — на какую почву ложатся наши проекты, — замечает Олеся Островская-Лютая. — Люди просто могут не уловить, насколько важный или интересен тот или другой проект. Культурные индустрии влияют на будущее. Поэтому мы должны делать не только то, что приносит нам сегодня интерес, аудиторию и деньги, но и то, что важно для фиксации прошлых событий и шагов вперед».

Безусловно, выход на международный уровень важен для развития любой культуры. Но украинские креативные индустрии могут стать одним из движителей возрождения и объединения страны в контексте реформы децентрализации. Директор по развитию фонда «ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив» и креативного сообщества «IZONE» Михаил ГЛУБОКИЙ рассказывает, что за четыре года после вынужденного переезда из Донецка проект не только стал самоокупающимся, а еще и сформировал вокруг себя большое креативное сообщество. «Развиваться нужно не только для себя, но и для окружающей среды, своих соседей. У нас часто собираются и обсуждают свои дела и проблемы жители окружающих домов и всего Подола. Таким образом, мы вносим свой вклад в урбанистическое развитие района», — говорит Михаил. «ИЗОЛЯЦИЯ» дважды осваивала бывшие заводские здания, поэтому ее коллектив убежден: модель креативного хаба очень важна для возрождения небольших городов с пришедшей в упадок индустрией.

Большим городам тоже есть что возрождать. Один из последних примеров — житомирский кинотеатр «Октябрь», который некоторое время был рынком. Этой осенью активисты провели здесь первый фестиваль современной культуры «Октябрь в октябре». В программу включили концерты, кинопоказы, воркшопы, презентации, выступления киевских и зарубежных спикеров. Говорили, в частности, и об идентичности, возрождении местной культуры, неудобном советском наследии. В планах — создание в здании современного культурного центра, который, возможно, станет началом всеукраинской сети.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать