Перейти к основному содержанию

Дом на холме

Если возникнет желание влюбиться в дом с первого взгляда, это именно тот адрес — улица Олеся Гончара, 60
15 января, 10:29

Аура и в игре с горным рельефом, поднявшим подобный замку особняк над уровнем людского моря, в неоготическом восприятии мира и самодостаточной элегантности — и во всем этом ощущается, вернее, улавливается дуновение далекой мечты его хозяйки — Марии Лапинской. Визуальный комфорт от созерцания ловко уводит от докучливых подробностей — то тут, то там замечаешь определенную усталость подпорных стен под загадочным мостиком, что бежит к входу, да и сами лестницы кое-где уже не используются — постарели. Как ни странно, но эта заметная ветхость только подчеркивает кутюрность самого строения, и не хочется отвлекаться на сложноподчиненное нытье, а жаждешь счастливо летящего впечатления. Его можно достигнуть, ухватив волну туристического любопытства как бы за гребень. Вот я заметила, что сама все время что-то кричу напарнику: смотри, скорей иди сюда, видишь — потрясающе. Знаю, что услышу в ответ какое-нибудь важное уточнение, добавление, и это только усилит мой интерес. К тому же, у коллеги неподалеку от этого замка прошло детство, так, Сергей вспомнил, что когда-то в 1960-х здесь проходили какие-то съемки, и однажды из кареты выпорхнула загадочная женщина, а пожарные шлангами обеспечили эффект дождя, так что, наверное, мальчишка промок до костей, подумала, но все не мог отвести взгляд от незнакомки...

С САМОГО ДЕТСТВА ПОМНЮ ЭТОТ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ДОМ, ПОТОМУ ЧТО РОДИЛСЯ И ПРОЖИЛ ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ЖИЗНИ СОВСЕМ НЕПОДАЛЕКУ. А НАЗЫВАЛИ МЫ ЕГО «ЗАМОК БРОУДИ». НА ФОТО СЛЕВА ДОМ ЗАФИКСИРОВАН ГДЕ-ТО В 1920-х ГОДАХ, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СДЕЛАНЫ ЗИМОЙ-ВЕСНОЙ 1989-го

Отследить судьбу костюмированной полнометражки не удалось, но сегодня сама ищу след первой и главной владелицы замка, правда, не имея ни одной подсказки. Впрочем, со мной интуиция, да и жилище почти всегда — образ внутреннего пространства заказчика, значит, Мария Лапинская соответствовала этому сверхпородистому подарку, полученному в 1908 году от своего мужа Михаила Лапинского, видного киевского невропатолога.

Воображение подсказало мне, что, возможно, и сама хозяйка с удовольствием следила, уточняла проект, добавляя нюансы некого женского присутствия, обаяния в детали, нечто акварельно смягчающее, — быть может, просила кокетливо что-то подчеркнуть, утепляя восприятие... Утверждать не могу, некое пунктирное женское порхание, если и придумалось, то оно и помогло, украсило маленькое путешествие. К тому же, имя самого автора проекта никто назвать с точностью не может и сегодня — архивы, к сожалению, не сохранились.

Авторство приписывали и Городецкому, хотя нынче с большой долей вероятности специалисты это отрицают, и, конечно, Владимиру Николаеву, который в 1877 — 1879 годах построил по заказу и на деньги крупного промышленника барона Рудольфа Штейнгеля другой изумительный замок, живописные развалины и еще сохранившиеся корпуса которого нынче стали частью территории Института ортопедии и травматологии. Чтобы стало понятно, уточним: этот замок расположен как раз в тылу дома Марии, как она его для себя назвала.

ЕСТЬ ЧЕМ ПОЛЮБОВАТЬСЯ НА УЛИЦЕ ОЛЕСЯ ГОНЧАРА. КСТАТИ, ПОСЛЕДНЕЕ НАЗВАНИЕ УЖЕ СЕДЬМОЕ В ИСТОРИИ НАИМЕНОВАНИЙ. И ТУТ УЛИЦА ЧУТЬ ЛИ НЕ ЧЕМПИОН КИЕВА. НОСИЛА ОНА, В ЧАСТНОСТИ, ИМЯ СТОЛЫПИНА — ОН, КАК ИЗВЕСТНО, В 1911 ГОДУ БЫЛ СМЕРТЕЛЬНО РАНЕН ТЕРРОРИСТОМ В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ И ВСКОРЕ УМЕР В КЛИНИКЕ ДОКТОРА МАКОВСКОГО, РАСПОЛОЖЕННОЙ В ДОМЕ № 33. СВИРЕПЫЙ ЛЕВ НА ОДНОМ ИЗ РАЗМЕЩАЕМЫХ ФОТО НАХОДИТСЯ ИМЕННО НА ЭТОМ ДОМЕ. А ВОТ С ФРОНТОНА ЗДАНИЯ ПОД № 55А, ГДЕ С 1913 ГОДА БЫЛИ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ, УЖЕ БОЛЕЕ 100 ЛЕТ СТРОГО СМОТРИТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ БОГИНЯ АФИНА ПАЛЛАДА. СМОТРИТ В ТОМ ЧИСЛЕ И НА КРАСАВЕЦ-ФОНТАН. И ПУСТЬ ВАС НЕ ВВОДИТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ДАТА — 1900. ФОНТАН В ЧКАЛОВСКОМ СКВЕРЕ ПОЯВИЛСЯ ЛИШЬ В КОНЦЕ 20-х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА, А ДО ЭТОГО СТОЯЛ НА СОФИЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ ПОЧТИ РЯДОМ С БОГДАНОМ ХМЕЛЬНИЦКИМ. И ОСОБОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛА ВЕЛИКОЛЕПНАЯ, ПУШИСТАЯ, ПРИСЫПАННАЯ СНЕГОМ КРАСАВИЦА ЕЛКА ВО ДВОРЕ ДОМА № 42. ПРОСТО УДИВИТЕЛЬНО, КАК ОНА ВЫЖИЛА НА МАЛЕНЬКОМ ДВОРЕ, ЗАЖАТАЯ СО ВСЕХ СТОРОН ДОМАМИ, ДА ЕЩЕ И ВЫРОСЛА МЕТРОВ НА 25...

История связи этих зданий и судеб их владельцев такова: когда Рудольф Васильевич Штейнгель умер, его сыновья почти десять лет пытались продать отцовский замок в романтическом стиле и земельный участок вокруг усадьбы. В 1901 году его наконец приобрел основатель киевской неврологической школы профессор Михаил Лапинский и организовал, как говорили тогда, «санаторию» (в основном для богатых клиентов) с водолечебницей и самым современным на тот момент оснащением. Когда же успешная деятельность стала приносить доход, именно на тыловом холме Лапинские и заказали проект, и так появился этот замечательный дом, который и был подарен Лапинским жене Марии. Может, он должен был стать точкой опоры, точкой покоя для Марии, но как же быстро все растаяло — уже в 1918-м Лапинский вынужден был иммигрировать. Пришли иные времена, все пошло по красному сценарию...

МНОГО ЧЕГО ИНТЕРЕСНОГО И СТАРИННОГО МОЖНО УВИДЕТЬ И НА ЗАДВОРКАХ УЛИЦЫ ОЛЕСЯ ГОНЧАРА

И все же сам результат для города не истощился, ему достался этот роскошный замок. Словоохотливые старожилы сориентировали в том, что внутри здания сегодня — квартиры этак по 200 — 300 метров, за территорию и дом отвечают сами жильцы, некоторые квартиры выставлены на продажу. Заметно, что здесь бережно хранят данную от рождения красоту, где по силам, защищают от вибраций времени — уж больно шикарно убран этот особняк, кажется, в семь этажей, стоящий как бы на острове. Когда-то он был окружен великолепной ажурной каменной оградой, которая не сохранилась. Что и говорить, тут даже сторожка как будто мило омолодилась и выглядит элегантнее многих богатых новоделов, позиционирующих по недоразумению себя аристократами.

Правда, идя дальше по улице Олеся Гончара, постоянно замечаешь приметы сегодняшней жизнедеятельности: то неуместная строящаяся высотка угрожает торчать в старой застройке, то на вечнозеленом заборе напротив дома № 52 кто-то написал: «Васьков — вор», как бы приглашая желающих продолжить список. Тут же откликнулась — правда, мысленно, и мгновенно добавила еще пару фамилий. Да и к счастью, тут же все выкинула из головы — помогла ель, которая сразу привлекла наше внимание, как только мы зашли во двор выше. До чего ж хороша — метров 30 в высоту, и здоровая, что для горожанки удивительно — ведь не в лесу же, а во дворе в центре города, правда, таком тихом и спокойном — ни одной машины не выезжало, никто не прогревал мотор под окнами — впору позавидовать, да зачем... Лучше подбежать к телу зеленой красавицы и, прижавшись, насладиться подпиткой. Показалось, что ель и сама ко мне прильнула — видимо, давно никто ее не ласкал.


А ЭТИ ФОТО СДЕЛАНЫ В ЯНВАРЕ 2016-го. ДОМ-КРАСАВЕЦ ОТНЮДЬ НЕ ПРОИЗВОДИТ ВПЕЧАТЛЕНИЯ УХОЖЕННОГО — СКОРЕЕ НАОБОРОТ. ПОХОЖЕ, ЧТО ЕГО НЫНЕШНИЕ ЖИТЕЛИ ОБУСТРАИВАЮТ СВОИ КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ КАЖДЫЙ НА СВОЙ ВКУС И УСМОТРЕНИЕ...

 

До чего же ненасытно мышление туриста — ведь только что гладила бока фонтана 1900 года рождения, установленного в конце 20-х годов ХХ века в скверике, что почти напротив дома на холме, и мы вспомнили, что его отреставрировали к 1500-летию Киева более 30 лет назад. Он тоже уплотнил шарм привлекательной улицы.

В тот день был такой снегопад — мы даже удивились, что так мило побродили, а может, именно эта дивная снежная симфония, если отбросить коммунальные тревоги, связанные с ней, и добавила обаяния всему увиденному. Впрочем, главное ведь — эмоция, которая всегда лучше знает, как играть с воображением.

Мы же встретимся, независимо от погоды, и будем искать маршруты не особо людные — так интересней. Если же за поворотом скроется санный след, проложим свой. Зимняя тропка, говорят, дольше помнится. Проверим.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать