Перейти к основному содержанию

Донецк берется за мусор

В городе начинают раздельный сбор мусора. Но готова ли «шахтерская столица» к евростандартам в повседневном быту?
07 октября, 19:25

Как сообщил донецкий городской голова Александр Лукьянченко, до конца текущего года мэрией будет приобретена тысяча новых мусорных контейнеров, что позволит начать раздельный сбор твердых бытовых отходов. Начинание обойдется местному бюджету в не менее 1 млн. гривен, однако, как утверждает мэр, ждать дальше нельзя: на горизонте Европейский футбольный чемпионат 2012 года, и невозможно представить, что город встретит зарубежных гостей зловонными кучами отходов практически в каждом дворе.

ЗАВОД-ПРИЗРАК

Однако проблемы с мусором в Донецке выходят далеко за пределы коммунальных дворов. Полигоны бытовых отходов города-миллионщика давно переполнены. Хотя аналогичную проблему приходится решать практически всем областным центрам страны, в «шахтерской столице» в придачу еще налагается тяжелый экологический фон: промышленные выбросы в атмосферу, составляющие по несколько тонн вредных веществ в год на каждого горожанина, отравленные тяжелыми металлами и химикатами водоемы, громадные отвалы угольных и металлургических производств.

В предместье Ларино, где располагается последняя из действующих городских свалок, жители уже многократно перекрывали движение на автотрассе, протестуя против смрадных куч у себя под окнами. Поселковые активисты утверждают, что в Ларино стали непригодными к использованию все колодцы, нет житья от стай бродячих собак и воронья.

Городская власть кое-как успокоила протестующих, заключив с частной фирмой из Швеции соглашение на строительство предприятия по сжиганию мусора. Но здесь получился неожиданный «облом» — теперь уже жители спального микрорайона «Текстильщик», куда «привязали» новостройку, массово направились к пикетам. Между прочим, независимые региональные природоохранители сделали вывод, что «протестанты» все-таки правы. Даром что, как уверяют проектировщики, в Швеции их мусоросжигательный завод выбрасывает из труб «что-то почище окружающего воздуха» — жителю скандинавской страны в голову не придет, к примеру, совать в накопительный контейнер остатки пластиковой «вагонки», оставшиеся после квартирного ремонта. Ведь при сгорании такие отходы выделяют диоксин, который не задержит ни один промышленный фильтр. А у нас?..

Сейчас завод-неудачник срочно перепроектировывают на Пролетарский район Донецка — а это рядом с упоминавшимся уже Ларином. Тамошние «зеленые» активисты твердо заявляют городской власти: даже не надейтесь, у вас ничего не выйдет!

ПОКА «КАПАЕТ» ГРАНТ?

Вообще-то первая попытка построить в регионе предприятие по переработке твердых бытовых отходов (ТБО) была предпринята в Краматорске еще в 1999 году. Инициативу проявила международная организация TACIS, которая, в частности, занимается экологическими проблемами на территории бывшего СССР. Предполагалось, что современный завод, построенный в 300-тысячном индустриальном городе, станет принимать на утилизацию мусор не только от собственных городских коммунальных служб, но и из прилегающих Славянска, Дружковки, Константиновки. В случае успеха пилотный проект планировалось распространить еще на 12 индустриальных конгломератов Донбасса.

Однако изначально престижную новостройку стали преследовать неудачи. В соответствии с соглашением между TACIS и донецкой властью зарубежные кураторы проекта оплачивали приобретение спецгрузовиков, контейнеров для раздельного сбора мусора, а также необходимого оборудования для сортировочной линии на предприятии, что составило итого 420 тыс. евро. Остальные финансы предусматривалось найти в бюджетах области и городов, заинтересованных в строительстве завода-утилизатора. Нетрудно догадаться, что эти последние средства поступали крайне неаккуратно, в результате чего сроки пуска объекта неоднократно передвигались.

Но главное, партнеры не находили взаимопонимания на уровне, так сказать, «мусорной» идеологии. В частности, куратор программы от TACIS Бенуа Плеж публично жаловался, что его сторона, мол, никак не сможет донести до местных руководителей всю важность регионального подхода в решении проблем утилизации антропогенных отходов. «Этот современный метод не только снизит стоимость экологических инвестиций для всей области, но и позволит получать прямые выгоды через механизм известного Киотского протокола, уменьшая вредные выбросы в атмосферу», — настаивал Б. Плеж. В свою очередь, региональные коммунальщики выражали недовольство высокой «европейской» стоимостью предлагаемого TACIS оборудования: 100 тыс. евро за спецавтомобиль, 150 тыс. — на приобретение сотни контейнеров на обустройство специальных площадок в жилищных микрорайонах...

С опозданием в несколько лет первая очередь Краматорского завода по переработке ТБО была, наконец, запущена. Она состояла из эстакады для разгрузки мусоровозов, конвейера по ручной сортировке отходов, а также пресса, который превращал окончательные, непригодные к вторичному использованию остатки в твердые кубы. Последние сначала предусматривалось использовать в качестве топливных брикетов в печах местного цементного комбината, но после бурных протестов окружающего населения мусорные «кубики» решили просто складывать на территории — до момента, когда вблизи Краматорска якобы появится современный полигон по захоронению отходов.

И на этой стадии, исчерпав валютные гранты, пилотный для Донбасса проект утилизации ТБО заметно притормозил. Прежде всего — потому, что в регионе так и не нашлось промышленных фирм, которые серьезно заинтересовались бы использованием стекла, пластмассы, макулатуры, «продуцируемых» экспериментальным предприятием. А после многократного повышения цен на бензин окрестные города отказались транспортировать мусор в Краматорск, мотивируя это «неподъемными» расходами для своих коммунальных служб. Так как, мол, население Донецкой области нам самим платит, сколько кот наплакал, в одном только 2010 году задолжав по соответствующей графе квартирной «платежки» свыше 50 млн. грн.

«Моя семья в доме во Франции тратит на вывоз мусора приблизительно 50 евро в год с человека, — с удивлением рассуждает над донецким феноменом Бенуа Плеж, эксперт, консультировавший Краматорский мусорозавод. — У вас же получается в десять раз меньше, 50—60 гривен. Безусловно, уровень жизни несравним, однако ежемесячно набегает едва на бутылку пива. Разве это слишком высокая цена, чтобы жить в чистоте и удобстве?»

ЗАРЫТЬСЯ В МУСОР? ВАРИАНТ!

Между тем исследователи Донецкого национального технического университета не побрезговали порыться в среднестатистическом донецком контейнере для мусора, обнаружив там множество интересного и полезного. В частности, как сообщил заведующий кафедрой прикладной экологии ДонНТУ профессор Михаил Краснянский, до 27% предназначенного «на выброс» хлама составляет макулатура, 14,5% — бутылки и другое стекло, 12% — пластмасса, 9,7% — металл. Конечно, до стационарной свалки ценности, пригодные к вторичной переработке, почти никогда не доезжают — становятся добычей бомжей, которые тщательным образом распределили между собой коммунальные площадки для мусоробаков. Собственно, «бригады» полуодичалых бродяг и выполняют сегодня в Донецке функцию раздельного сбора и утилизации мусора. Однако на современный, цивилизованный метод решения проблемы такой вариант, очевидно, не тянет.

Да и простое сжигание непригодного мусора в мире уже неактуально. Недавний планетарный кризис заставил обратить внимание на более экономные технологии, в частности, получение из бытовых отходов топливного газа и даже бензина. Если Донецк в ближайшем будущем все-таки потратится на мусоросжигательный завод, «шахтерская столица» рискует оказаться среди безнадежных аутсайдеров — и это, как говорят, за свои же собственные деньги.

Однако еще такое наблюдение. Какая-то мистическая, почти первобытная связь существует в воображении рядового донетчанина между никчемным мусором и очистительным огнем. «С начала года 1400 мусорных контейнеров сожгли, — жалуется городской голова А. Лукьянченко. — Это же сколько миллионов гривен превратилось в дым! Бывает, специально поджигают, чтобы вместе посмотреть, как пожарники приедут тушить».

В Европе, куда мы якобы продолжаем шагать, такие «развлечения по-донецки» вряд ли бы поняли.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать