Перейти к основному содержанию

Донузлав: новые перспективы

Судьба Западного побережья Крыма обсуждалась на собрании депутатов всех уровней Евпаторийского, Сакского и Черноморского регионов
04 октября, 19:18
МЫС ТАРХАНКУТ

Вопрос снова встал на повестке дня из-за того, что Президент Украины Виктор Ющенко отменил прежнее решение от 23 сентября 2005 г. о создании Крымского морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав». Проект этого комплекса приблизительной стоимостью в 2,5 млрд. евро предусматривал строительство порта с 12-ю терминалами, аэропорта, автодороги и железной дороги длиной 104 километра. Однако, по заключению экспертов Крымской академии наук, потери биологических и рекреационных ресурсов региона в таком случае могли бы составить более 8 миллиардов долларов. Отмена прежнего решения, как говорится в официальном сообщении Крымского представительства Главы государства, состоялась благодаря усилиям общественности, представителей средств массовой информации, представительства Президента Украины в АРК.

Депутаты советов всех уровней региона решили, что западное побережье Крыма должно развиваться как курортно-рекреационный регион. Они поставили задачу и дальше противостоять какому-либо экологически вредному промышленному строительству. Для этого они решили начать разработку государственной программы развития Западного Крыма. Основной задачей собрания депутаты считали объединение усилий территориальных громад на создание новой концепции развития региона. Принято решение подготовить конкретные мероприятия Программы курортно- рекреационного развития, обеспечения экологической безопасности, государственного финансирования разработки технико-экономического обоснования курортно- рекреационного развития Западного Крыма, и в частности Донузлавского региона. По словам министра аграрной политики Крыма Олега Русецкого, Сакскому и Черноморскому районам необходимо объявить мораторий на раздачу земель под строительство коттеджей у моря и проанализировать целесообразность добычи песка на территории Донузлава. Глава Черноморского райсовета Николай Омелянский предложил создать в регионе рыбные фермы и плантации мидий. По его словам, уже сейчас многие инвесторы желают вложить средства в эту индустрию.

На собрании Крымская академия наук представила проект развития Тарханкутской экосферной зоны, центром которой является Донузлав. Ученые предлагают проекты создания в этом районе экопарков, комплексов отдыха. В проекте рассмотрены все вопросы, связанные со снабжением электроэнергией, водой, утилизацией бытовых отходов. Ученые определили, что оптимальное количество отдыхающих, которые могут одновременно находиться на территории этого региона — 50 тысяч человек. Сообщается также, что Россия и Франция готовы спонсировать такой проект при условии, что будут решены все документальные вопросы. Предполагается, что сумма инвестиций в курортное развитие региона достигнет 350 миллионов евро.

Участники депутатского собрания приняли решение предусмотреть в бюджетах Евпатории, поселков Мирный, Новоозерное, Заозерное, Сакского и Черноморского районов средства для мероприятий по созданию Программ курортно- рекреационного развития региона. Также представители местных властей будут ходатайствовать перед Верховным Советом Крыма о формировании рабочей группы по разработке комплексной программы развития и подготовке обращения к руководству Украины о разработке такой программы на государственном уровне.

Вместе с тем, как сообщается в Крыму, авторы проекта строительства порта не собираются отказываться от своей идеи. По их мнению, отмена Указа Президентом говорит лишь об отказе государственной поддержки проекта. Его инициаторы будут выдвигать проект на международные тендеры и доказывать, что он имеет действительные преимущества перед проектом развития региона исключительно как курорта, ведь курортный регион тоже должен быть обеспечен интенсивным транспортом, в том числе морским. А такой регион, как Донузлав, не может вообще существовать без порта. Весь вопрос в том, какого он будет профиля и назначения.

В частности, премьер-министр Крыма Виктор Плакида считает, что «тема по Донузлаву не закрывается» и вопрос строительства морского транспортно-промышленного комплекса на озере Донузлав в Евпатории требует дальнейших обсуждений экологов и других специалистов. Об этом он сказал на пресс-конференции в Симферополе. Глава правительства автономии Виктор Плакида заявил, что правительство Крыма хочет привлечь специалистов, которые бы создали технико-экономическое обоснование по направлениям развития многих территорий полуострова на глубокую перспективу в 20—25 лет. Он подчеркнул, что имеет в виду также в целом транспортные развязки, порты и аэродромы полуострова, которые имеют потенциал для работы, но уже утратили прежние роль и значение и требуют восстановления.

Также Виктор Плакида напомнил о расхождении заключений экологов и специалистов относительно строительства порта, в особенности учитывая тот факт, что порты в Керчи загружены на 180— 184 процента. Проведенный анализ показал, что мировые транспортные коридоры, которые проходят через крымские порты, — говорит Виктор Плакида, — в определенной мере утратили свое значение и требуют переосмысления. «Любая страна, имеющая морскую акваторию, активно использует ее в сочетании с инфраструктурой береговой полосы, но на депутатских слушаниях, которые были проведены в Евпатории, выяснилось, что люди сегодня не готовы к тому, чтобы создать такую связь, — отметил Виктор Плакида. — Однако тема эта не закрывается, она имеет место быть, но сегодняшнее решение об отмене прежнего проекта, очевидно, было правильным...».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать