Перейти к основному содержанию

Дорога к единству церкви: католический путь

23 мая, 00:00

Как понимать единство Вселенской церкви, которая насчитывает более миллиарда верующих почти во всех странах мира и руководится из одного духовно-административного центра? Возможно ли говорить при этом о фактическом, а не декларируемом единстве? Украинским журналистам, которые на прошлой неделе посетили Ватикан, знать это было особенно важно, — принимая во внимание болезненное отсутствие единства в сравнительно небольшой православной церкви Украины. (У журналистов были важные встречи с Чрезвычайными и Полномочными послами Украины в Ватикане и Италии Ниной Ковальской и Виктором Гамоцким, а также с украинцами, которые сегодня живут и работают в Риме. Поездка состоялась при поддержке церковных организаций «Реновабис» (Германия), «Церкви в нужде» (Германия), Бюро помощи церквям Восточной Европы (США), а также благодаря незаурядным организационным усилиям о. Кена Новакивского и п. Андрея Васьковича («Каритас» УГКЦ). Католическая иерархия обладает, понятно, широким спектром выработанных многими веками стратегий, методов управления, тайн, и поэтому, разумеется, даже для поверхностного знакомства с работой Римской кафедры необходимо немалое время. Не претендуя, однако, хоть на какую-то полноту, расскажу читателю о некоторых очевидных факторах, которые содействуют единству католиков и которые может наблюдать каждый.

Исторически единству благоприятствовало то, что вместе с ростом католического мирового сообщества существенно менялось традиционное лицо папства. О чем свидетельствует, например, радикальное упрощение этикета и сакральной одежды пап. Ведь еще совсем недавно папы на голове носили трехэтажные тиары, одевали мантии с двухметровыми шлейфами, а во время аудиенций каждый визитер должен был целовать папский ботинок. Приблизиться к папе простому смертному было практически невозможно. Все это теперь в прошлом. Важным является также то, что латинский язык в наше время утратил свой эксклюзивный статус. Святое письмо и богослужение доступны сегодня католикам на всех языках мира. (Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на расписание богослужений в киевском соборе Св. Александра — там служат на украинском, польском, английском и на др. языках.) В ХХ веке Католическая церковь вспомнила, что в день Пятидесятницы Святой Дух предоставил апостолам возможность проповедовать Евангелие на родном для слушателей языке. (Церковный латинский язык в свое время был международным языком, объединял людей различных стран, но только духовенство и немногочисленных светских ученых.)

В течение последнего полувека каждый следующий папа был более открыт обществу и верующим, более демократичен, чем предыдущий. Последний папа Иоанн Павел II побил все рекорды открытости — он пошел значительно далее своих прогрессивных предшественников, таких как Павел VI и Иоанн XXIII. На протяжении своего понтификата Иоанн Павел II ежегодно посещал, в среднем, шесть стран мира. Ради того, главным образом, чтобы встречаться с католиками, членами своей церкви. Простые люди всегда убеждены, что Папа приехал за них заступиться, изменить что-то к лучшему, как оно часто и бывало. Особенно ярко это проявилось во время визитов в социалистическую Польшу или Кубу. Также украинцы связывают с визитом Папы немало надежд. Греко-католики ожидают получить от Ватикана большую автономию для своей церкви, может, даже — разрешение на создание патриархата. (Хотя на встрече с украинскими журналистами кардинал Моусса Дауд, председатель Конгрегации Восточных церквей Ватикана, высказал мнение, что «еще рановато».)

Непризнанные («неканонические») украинские православные церкви благодаря общению с папой надеются поднять свой международный статус, создать определенный прецедент. Стоит, однако, отметить, что кардинал Вальтер Каспер (Президент Папской комиссии поддержки единства церквей) на встрече с украинскими журналистами еще раз отметил, что Католическая церковь имеет официальные взаимоотношения только с теми православными церквями, которые являются признанными мировым православным сообществом. Однако, по словам кардинала, Папа никогда никого от себя не отталкивает — это не по-христиански. Поэтому в Украине он встретится со всеми православными иерархами, которые того пожелают. Как это всегда бывало и в других странах.

Что касается светской власти Украины, то она, скорее всего, питает надежду, что визит Папы отвлечет, по крайней мере, на короткое время, внимание общества от старых болячек. И немного поднимет авторитет украинского истеблишмента («Скажи мне, кто к тебе ходит в гости, и я скажу, кто ты»).

Однажды украинские журналисты присутствовали на так называемой Общей аудиенции Папы Иоанна Павла II. Летом все аудиенции, как и богослужения, чаще всего проходят на площади Св. Петра, перед главным храмом Католической церкви. Итак, однажды солнечным утром мы сидели среди нескольких тысяч римлян и паломников под голубым куполом площади, опирающимся на колонны Бернини. Сверху на нас смотрели десятки святых, фигуры которых украшают колоннаду; высокий близкий горизонт был нежно разрисован стройными контурами пиний — итальянских сосен. Большинство присутствующих на площади — это визитеры из различных стран. Многие были одеты в яркие национальные костюмы. Паломники размахивали своими государственными знаменами, играли на духовых музыкальных инструментах веселые марши. Еще до выхода первосвященника был зачитан длинный список присутствующих — старательно названы каждый приход, церковь, страна. Папу встречали так, как его встречают всегда — общими аплодисментами и радостными возгласами; американцы элегантно выражали свои чувства свистом. Оркестры играли туш. Началось длинное выступление 81-летнего Понтифика, в котором он благословил каждую группу паломников и рассказал им о своем последнем апостольском визите — на родном языке каждой группы. Так же сердечно Папа поздравил группу протестантов. Он обратился с благодарностью также к 10 тысячам римских семей, которые каждое лето принимают на оздоровление детей Чернобыля из Украины. Не были забыты и украинские журналисты. Папа Войтыло обратился к нам на чистом украинском языке: «Щиро вітаю журналістів, що будуть висвітлювати наступну апостольську подорож, яку я здійсню у вашу країну. Дякую вам за цей візит і благаю для вас, вашої професійної діяльності та ваших близьких Небесної благодаті». Затем пришла очередь благословений длинной цепочки молодых, потом — инвалидов в колясках. Эта многочасовая церемония не была случайной, — Верховный пастырь общался, как обычно, с народом Божьим. Украинские журналисты имели возможность вблизи наблюдать его тяжкий труд и неугасающую, несмотря на лета и болезни, жажду общения с паствой. Вопреки всему, Иоанн Павел II нес свой крест.

Почти каждую неделю Папа Иоанн Павел II посещает один из многочисленных храмов Рима — для живых человеческих контактов, чтобы напоминать людям об их принадлежности к большой церковной общине. Как рассказал отец Кен Новакивский, один из организаторов поездки журналистов, практикуется и другая стратегия. Во время нашего пребывания в Ватикане Папа совершил рукоположение 36 новых священников для церквей Рима. Только шесть из них были римлянами, все другие — из других стран. Это делается ради того, чтобы приобщить провинциальное духовенство к жизни столицы мирового католицизма, познакомить его с уровнем богослужения и пастырской работы. Такими различными способами католическая церковь объединяет вокруг себя бело , черно- и желтокожих, Запад и Восток, Север и Юг.

Западная христианская церковь начала перестраиваться и входить в силу именно тогда, когда античная Римская империя навсегда сходила с исторической сцены. Вышло так, что Римская кафедра унаследовала значительную долю административного гения Древнего Рима и хранит его по сей день. Это одна из составляющих ее силы. Хотя у цезарского Рима даже во времена наибольшего расцвета (II ст. н.е.) никогда не было столько подданных, сколько верующих сегодня у Католической церкви.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать