Перейти к основному содержанию

«Дожить» до реставрации

Как спасти 70% музейных фондов Украины, требующих срочного вмешательства, — лайфхаки от музейщиков и реставраторов
09 декабря, 18:45

Огромный портрет Юзефа Потоцкого высотой более двух метров и шириной почти полтора вернулся с реставрации в Винницкий областной художественный музей. Это единственная живописная работа, которую удалось отреставрировать за этот год. Всего за последние четыре года заведению удалось найти средства на реставрацию 64 работ (это народный костюм, графика, скульптура, керамика). Большинство средств — спонсорские, реже — расходы из местных бюджетов. На реставрации в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины находится 15 работ художественного музея, когда они вернутся, музейщики не берутся говорить. Реставрационный процесс длительный, а ввиду того, что музейные предметы, принадлежащие национальному достоянию, могут реставрировать только реставраторы государственных учреждений, то очереди колоссальные. Следовательно, ждать можно и год, и два, и три. Но музеи готовы, потому что другого способа сохранить фонды просто нет.

«Сейчас в фондах Винницкого областного художественного музея хранится более 11 тысяч предметов. Кроме картин и скульптур, музей может похвастаться и изделиями гончаров, и произведениями декоративно-прикладного искусства, а также панской мебелью. Несмотря на большое культурное достояние, более пяти тысяч экспонатов нуждаются в реставрации, то есть почти половина. У большинства произведений искусства наблюдаются незначительные повреждения, но и их нужно устранить, — рассказывает директор заведения Руслан Паламаровский. — Сейчас мы отправляем экспонаты в Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины. К счастью, некоторые произведения подлежат бесплатной реставрации, но для обновления большинства экспонатов требуются большие объемы средств. Поэтому среди приоритетов на ближайшие годы для нашего музея — открытие собственной реставрационной мастерской, где мы сможем восстанавливать как свои, так и чужие экспонаты, что позволит увеличить финансовые поступления. Правда, сейчас есть некоторые трудности с этим, потому что эпидемия внесла свои коррективы, и реализовать задуманное не удается. Поэтому поддерживаем деловые отношения с Национальным научно-исследовательским реставрационным центром Украины, специалисты которого, я надеюсь, и в дальнейшем будут реставрировать для нас такие шедевры, как вернувшийся в музей совсем недавно портрет владельца Станиславова Юзефа Потоцкого».

«ЭТО САМАЯ МАСШТАБНАЯ РАБОТА, КОТОРАЯ ЕСТЬ У НАС ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ПОТОЦКИХ»

Пока музейщики определяются с местом расположения отреставрированного портрета, искусствоведы заведения дополняют описание экспоната, ведь после реставрации стали заметны детали, которые раньше не были видны. Как рассказывает заведующий научно-исследовательским отделом изобразительного искусства Винницкого областного художественного музея Сергей БАРТКО, теперь, например, в нижнем углу картины четко прочитывается подпись, можно рассмотреть детали ордена белого орла на синей шелковой ленте, перекинутой через плечо героя. Сам Юзеф отражает определенный сарматизм, которому свойственно отождествление себя с героическим происхождением, с величием. Такие портреты, говорит ученый, часто называют парсуна — это особый статус портрета и хороший образец, демонстрирующий переход от иконописи к живописи. Вполне возможно, что это не оригинал, а копия, но от этого работа не теряет своего величия. Скорее всего, в музейные фонды она попала из Немирова, ведь отцом Юзефа был один из богатейших магнатов своего времени Анджей Потоцкий, а центром владения этой ветви его рода был именно Немиров.

«Основа коллекции Винницкого областного художественного музея была заложена еще в 1918—1919 годах, однако на базе Винницкого областного краеведческого музея. С того времени музей пополнялся картинами, произведениями декоративно-прикладного искусства, мебелью как из частных коллекций владельцев разоренных помещичьих имений, так и за счет закупок или подарков граждан, — рассказывает Сергей Бартко. — Уникален сборник рода магнатов Потоцких. Он представлен произведениями известных европейских художников XVIII — XIX веков. Значимое место в нем занимают портреты представителей многих поколений этого знатного дворянского рода и дворянских семей Салтыковых, Строгановых, Щербатовых. В постоянной экспозиции заведения представлено 300 полотен, размещенных в шести залах. Теперь среди них будет представлен и отреставрированный портрет Юзефа Потоцкого. Это самая масштабная работа, которая есть у нас из коллекции Потоцких. Его реставрация имеет предысторию. В 2004 году была грандиозная выставка старинных портретов, которую проводили на общеукраинском уровне. Организаторы были заинтересованы представить эту работу в экспозиции, но мы не могли его доставить, потому что работа была в ужасном состоянии. Тогда и возникла необходимость отдать ее на реставрацию, но реализовать ее удалось только сейчас. Кроме того, было проведено химико-технологическое исследование. То есть мы получили не только отреставрированную работу, но и возможность узнать хотя бы крохи о ее создании на основе использованных красок и текстур. В целом за последний период была проведена реставрация коллекции графики, альбом Норблена, которых только два в мире, отдельно литографические произведения и образцы керамики».

«ДИРЕКТОРУ МУЗЕЯ НУЖНО ХОДИТЬ, СТУЧАТЬ В РАЗНЫЕ ДВЕРИ И ПРОСИТЬ, А ЭТО ПОД СИЛУ НЕ ВСЕМ»

Реставрационные работы портрета Юзефа Потоцкого проводил заведующий научно-исследовательским отделом реставрации произведений масляной живописи Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, теперь уже покойный Анатолий БЕСКРОВНЫЙ. Окончательно завершила работу реставратор высшей квалификационной категории Ирина САПЕГИНА. Передавая портрет в музей, нынешний заведующий отделом Владимир ПАПУШЕНКО рассказывает, что когда музею нужно отреставрировать работу, то заведение пишет письмо директору ННИРЦУ с просьбой приехать осмотреть работу или взять ее на реставрацию. А Центр уже решает, как можно «втиснуть» ее в реставрационный план, поскольку нуждаются в реставрации едва ли не все музейные учреждения, а ННИРЦУ один на все регионы Украины. Поэтому часто получается так, что реставраторы из 10 работ, которые просит музей, могут выбрать одну, а остальные перенести на следующие годы.

«В среднем у каждого реставратора в работе одновременно 4-5 работ. Главная задача — отреставрировать работу тщательно и досконально, а это кропотливый и обычно длительный процесс. Одновременно мы должны не задерживать обязательства перед музеем и не накапливать работы в очереди, ведь в приоритете, прежде всего, национальные заведения, хотя и о местных стараемся не забывать, — рассказывает Владимир Папушенко. — Интересен опыт провинциальных отдельных музеев, которые проводят мощные информационные кампании и находят меценатов, которые бы спонсировали реставрацию произведений искусства. Обидно признавать, что у государства нет расходов на реставрацию, но, возможно, таким образом оно хочет стимулировать музеи самим искать средства. Если да, то нужно их научить это делать, показать, как найти меценатов или родственников иностранных авторов, посольства и т.д. Фактически получается так, что директору музея нужно ходить, стучать в разные двери и просить, а это по силам не всем. Со стороны реставраторов проблемным моментом является то, что критерием оценки их деятельности является не сложность проделанной работы, а количество. То есть может быть произведение размером, как лист бумаги, или гигантское, как портрет Юзефа Потоцкого — для государства это единица. Выходит так, что один реставратор в год может сделать 10 работ, а другой — только одну. Поэтому, если резюмировать, государство должно мотивировать не только музейных работников, которые ищут пути для реставрации своих фондов, но и реставраторов, создавая для работы достойные условия труда и существенно увеличивая количество специалистов в этой отрасли».

«РЕСТАВРАЦИОННАЯ СФЕРА В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ КАДРОВ»

Экспонаты стареют так же, как люди. А из-за ненадлежащих условий хранения — еще быстрее. Музейные работники жалуются, что государство недостаточно внимания уделяет тем вещам, которые дошли до нас от предков. Чтобы сохранять экспонаты, необходимы специальные условия и очень большие средства. И первые, и вторые проблемы характерны для всей Украины, отмечает заместитель директора по научно-реставрационной работе ННИРЦУ Татьяна БЫЧКО. Контролировать состояние десятков тысяч картин, икон, скульптур и многих вещей чрезвычайно сложно. И самая главная проблема в кадровом обеспечении — специалистов во времена Советского Союза не готовили, а сейчас если и учат тонкостям музейного дела, то преимущественно по специальности такие люди и не работают — зарплаты слишком мало. А реставраторов хоть и обучают вузы, но диплома без практики в этом деле недостаточно.

«На сегодняшний день реставрационная отрасль в критической ситуации, прежде всего из-за нехватки кадров. Осталось очень мало реставраторов, которые могли бы научить будущее поколение, как работать с музейными предметами. Смешно и больно в то же время, но в нашем центре работает только 10 реставраторов по маслу, 10 по темпере и по 3 по декоративно-прикладному искусству. Еще в Одессе работает 8 реставраторов, в Харькове — 12, столько же примерно во Львове. В масштабах всей страны — это ничего, — признает Татьяна Бычко. — Поэтому мы критически не успеваем выполнять заказы для национальных музеев, не говоря уже о региональных или районных. А помещение такое, что сидим друг на друге... Из года в год мы напоминаем государству о целесообразности создания мощного центра реставрации с соответствующей базой и кадрами, но пока не слышат».

Еще одна проблема: на сегодняшний день в реставрационной сфере действуют нормы 1930-х годов, более новых еще не разработали, а в соответствии с ними музейные экспонаты реставрировать из региональных музеев не разрешают, хотя и в районных музеях хранятся раритеты, которые стоило бы сохранить для будущих поколений. Но при отсутствии государственной программы и поддержки сделать это нереально.

«Даже в малых музеях есть работы, которые заслуживают внимания. Возможно, они не несут ценности в масштабах государства, но для района или местного сообщества — это раритет. И их тоже нужно реставрировать, потому что в пределах громады их ценят, — резюмирует заместитель директора по научно-реставрационной работе ННИРЦУ. — Поэтому решить эту ситуацию можно было бы, если бы государство обратило внимание на реставраторов, позаботилось о должном помещении для центра, увеличило штат, позволило ведущим реставраторам, которые в предпенсионном возрасте, передать свои знания и навыки молодым. Иначе может наступить такой момент, что некому будет учить, а стать реставратором, окончив только художественную академию, совсем недостаточно. Если хочешь быть реставратором, то нужно по меньшей мере несколько лет проработать рядом с опытным специалистом».

СПРАВКА «Дня»

По информации Международного совета музеев (ICOM), (http://prostir.museum/ru/post/43131) вследствие целого ряда факторов, на сегодняшний день в реставрации нуждаются примерно 70% музейных предметов фондового хранения, примерно 700 тысяч из которых нуждаются в срочном проведении реставрационно-консервационных процессов. Острая потребность в сохранении памятников не обходит даже крупные музеи и заповедники. Известно, что в 17 заповедниках, подчиненных министерству, количество предметов музейного фонда, требующих реставрации, составляет ориентировочно 34 тыс. ед. Количество памятников, требующих сохранения, значительно превышает число имеющихся специалистов, остро стоит вопрос качественной подготовки и привлечения кадров. Сейчас в Украине около 240 сертифицированных реставраторов, за год отреставрировано — 8,5 тыс. предметов. Экспонаты десятилетиями находятся в очереди на реставрацию. Для сохранения объектов отдельных коллекций специалистов в стране нет совсем. Такая ситуация приводит к потерям объектов культурного наследия. Важен вопрос материально-технической базы для проведения научных исследований и консервационно-реставрационных работ. Недостаточное финансирование и развитие отрасли может в ближайшей перспективе привести к коллапсу сферы сохранения культурного наследия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать