Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дроны, спасающие жизни

Создатель автономных беспилотников украинец Вадим Мельник стал одним из самых влиятельных молодых бизнесменов-новаторов в Польше
27 февраля, 16:30

Об успехах иванофранковца Вадима Мельника на родине известно мало, хотя в мире его компания — уже известный бренд. Несколько лет назад в Польше парень основал холдинг Cervi Robotics, который занимается производством инновационных дронов и портативных зарядных устройств для них. Компания продает свои товары на рынках всего мира, их беспилотники можно увидеть даже в голливудских фильмах. Недавно Вадим вошел в список «Топ-25 до 25 лет» польского «Forbes». Туда вносят людей в возрасте до 25 лет, которые совершили своеобразный прорыв в определенной области. В частности, Вадима отметили за его инновационные проекты. О том, какие вызовы позволяют побороть их продукты и почему сложно построить успешный стартап в Украине, Вадим МЕЛЬНИК рассказал эксклюзивно для «Дня».

***

— Вадим, ваша компания создала много моделей дронов, но, как я понимаю, одно из основных направлений вашей работы сейчас, в связи с которым вы и попали в список «Forbes», — портативные зарядные устройства для дронов. В чем важность именно этого проекта?

— Этот проект позволит решить одну из ключевых проблем эксплуатации дронов. Независимо от того, каким беспилотником вы пользуетесь — военным, гражданским, игрушечным или транспортным, у них всех есть одна и та же проблема. Это — аккумулятор. В любом дроне он работает от 30 до 40 минут. Поэтому, даже если устройство автономное, через этот промежуток времени вам понадобится оператор, который возьмет на себя управление, приземлит прибор, вытащит старый аккумулятор и вложит новый. Только после этого дрон сможет продолжать свою работу. Поэтому если сейчас кто-то говорит об автономных кейсах, где дроны транспортируют грузы, кровь, мониторят границы государства, это несколько преувеличено. Обычно за ним бегает оператор и каждые полчаса меняет батарею. Чтобы решить эту проблему, два с половиной года назад мы с European Space Agency начали работать над проектом хабов, на которых любой дрон может приземлиться и зарядиться автономно, без участия человека. После того, как мы расставляем сети таких хабов, время полета дрона перестает быть проблемой.

— Эта идея уже где-то эксплуатируется, мы можем увидеть ее практическое значение?

— Сейчас мы продали сеть таких хабов одной из крупных нефтегазовых компаний Польши — Orlen. В Плотске у них есть объект критической инфраструктуры, где перерабатывают нефтегазовые продукты. Там 120 гектаров территории, работает более 40 тысяч человек. Фактически это город в городе. Поскольку это очень большая территория, их охрана не может эффективно мониторить ситуацию. Часто случаются кражи, и замечают это уже постфактум. Предварительно они установили на забор специальную систему, и когда кто-то пытается перелезть через забор, она информирует охрану. Но поскольку их инфраструктура близко к лесу, то 80% таких «проникновений», которые фиксирует система, ошибочны. Обычно это олени, которые пробуют перепрыгнуть ограду. Поэтому в определенный момент их охрана стала обращать меньше внимания на эти сигналы. Благодаря нашим хабам теперь они могут посылать в места проникновений дрон. За 90 секунд он долетает в нужное место и в режиме реального времени демонстрирует, что происходит. Охрана понимает, стоит ли реагировать на проблему, и так человеческий ресурс используется более эффективно.

Также мы работаем с одной крупной железнодорожной компанией Германии. Дело в том, что у железной дороги ЕС есть большие проблемы с мониторингом. По закону, если по железной дороге ездят грузовые поезда, она должна мониториться каждые 72 часа. Это выглядит так: вдоль путей идут двое людей и проверяют 100 километров железнодорожного полотна на предмет того, ничего ли там не треснуло, не упало ли на дорогу дерево и так далее. В самой Германии над этим работает более 10 000 человек, сотни тысяч — по всей Европе. Работа стоимостная, эффективность низкая, автоматизации процесса нет. В рамках сотрудничества вдоль путей через каждые 30 километров мы расставили наши хабы. Один дрон пролетает между ними и мониторит инфраструктуру, информацию отправляет в центральный офис. Это позволяет компании экономить миллионы евро.

КРОВЬ ДЛЯ ПЕРЕЛИВАНИЯ ЗА 10 МИНУТ

— Как я понимаю, на основе этих хабов и будет работать еще один, известный в Польше ваш проект, а именно система транспортировки крови. Можете рассказать, как это будет происходить?

— Вокруг этой системы сейчас много пиара. Мы начали работать над ней два года назад, и Министерство здравоохранения и Министерство инфраструктуры Польши ею очень интересуются. Система очень сложная. У нас есть отдельная команда инженеров-программистов, которые работают только над ней. Мы уже несколько месяцев тестируем, а весной будут публичные тесты. Суть системы такова: между центрами сбора крови и больницами ставим специальные хабы, между которыми перелетает дрон. Допустим, больница делает операцию и срочно требует четыре литра крови второй группы с определенным резусом. Эта информация идет в центр сбора крови. Сейчас, если центр получает такой сигнал, кровь пакуют в авто и доставляют по автодорогам через весь город в течение примерно 90 минут. Это критическое время, за которое можно спасти жизнь. Но между больницей и центром сбора крови может быть и воздушный мост. Вместо того, чтобы везти кровь автомобилем, работник поднимается на крышу, кладет ее в специальный хаб, с этого хаба вылетает дрон и по прямой линии со скоростью 90—120 км/ч в течение 10—12 минут доставляет кровь в больницу. Как видите, время доставки сокращается почти в девять раз, а в таких случаях это колоссальная разница.

«ПОКА НЕ МОЖЕМ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ РАБОТАТЬ В УКРАИНЕ»

— Как нам известно, кроме Польши, вы также работаете с компаниями других стран Европы, Австралии, США, Сингапура. А с украинскими компаниями вы раньше сотрудничали или, возможно, такое сотрудничество было в планах?

— Сотрудничество с Украиной пока строится на том, что мы берем очень много программистов из Украины, сейчас сотрудничаем с людьми из Киева, Львова, Ивано-Франковска. С фирмами мы не работали. Должны были сотрудничать с одной фабрикой, которая собиралась запустить серийное производство одного из наших продуктов. Но до реализации этого проекта дело не дошло.

— Так вы планировали перенести производство в Украину— Почему не сложилось?

— Вообще, мы с коллегами часто думаем над тем, чтобы перенести производство в Восточную Европу. Это могла бы быть как Польша, так и Украина. У нас есть такой продукт под названием «Ксерал». Это дрон, который ездит, плавает и летает. Он, кстати, был в фильме «Неудержимые-3» с Сильвестром Сталлоне. Сейчас этот дрон массово продается во всем мире, а делаем мы его в Китае. Но с Китаем постоянно случаются какие-то непонятные ситуации. Недавно импортную пошлину подняли с 3% до 7% за то, что ЕС внедрил новую внешнюю политику в отношении Китая. Над Украиной мы думаем, но если бы мы работали с локальными фабриками, мы бы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, цена продукции очень высокая из-за устаревшей технологической базы. Но это еще можно решить, инвестировав средства в открытие своей фабрики. Но есть и другая проблема, которую нельзя игнорировать, — это давление на бизнес. На украинских сайтах я часто читаю новости о том, что СБУ снова вошла в какую-то фирму, забрала компьютеры, заблокировала софт, и эта фирма несколько месяцев не может работать. Мы работаем над серьезными контрактами. За каждый день опоздания доставки продукции мы можем платить до 1% стоимости контракта. Допустим, контракт на миллион злотых, наша маржа — 30%. То есть мы бы должны были заработать 300 000 злотых. Если мы делаем что-то в Украине, на три месяца нам блокируют фабрику, то уже после месяца простоя мы теряем всю прибыль, а дальше вообще работаем в убыток. Мы не можем себе этого позволить.

«ЛЬГОТЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ, ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ СПОКОЙНО РАБОТАТЬ»

— На недавнем форуме в Давосе Президент Владимир Зеленский активно приглашал инвесторов в Украину, мотивируя их различными привилегиями.  На каких условиях вы лично готовы зайти на украинский рынок?

 — Только после того, как ситуация в стране нормализуется или будут гарантии того, что если мы откроем фабрику, то у нас ее через год-два не закроют.  Я сам из Франковска и часто общаюсь с местными бизнесменами и политическими партиями.  Они рассказывают, что некоторые «микроулучшения» есть.  Но нет спокойного инвестиционного климата, чтобы думать на несколько лет вперед.  К сожалению, все украинские бизнесмены живут сегодняшним днем, это продиктовано реалиями рынка.  Все думают, как заработать сегодня, а не заинвестировать сегодня так, чтобы через три года заработать в 50 раз больше.  Пока это не изменится, в Украине не будет роста ВВП, инновационных продуктов. Чтобы вы понимали, в Украине «юникорнов» (стартапов с капитализацией более одного миллиарда долларов) больше, чем в Польше.  Но проблема в том, что все эти стартапы заложены фаундерами из Украины, но инкорпорированы в США, и налоги платят там.  Если бы эти люди открыли бизнес в Украине, рано или поздно к ним бы пришла СБУ и их заблокировала.  Это то, на чем должна сосредоточиться власть: дать спокойный климат, чтобы бизнес просто мог работать.  Не обязательно даже давать налоговые поблажки.  Просто позвольте быть уверенным в завтрашнем дне.  Этого хватит, чтобы инновационный рынок начал расти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать