ДУЭТ ДЛЯ ОДНОЙ
Анастасия Волочкова пробует себя в роли жены поэта и политика![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030523/487-19-1_0.jpg)
Киев в биографии известной русской танцовщицы Анастасии Волочковой, ныне солистки Большого театра, сыграл этапную роль. Именно после ее победы на Международном конкурсе «Серж Лифарь де ля данс» в 1996 году начался по-настоящему звездный подъем в карьере и судьбе балерины. Сегодня можно говорить о «феномене Волочковой». Анастасия внесла в свои концертные программы элементы шоу, приблизив высокое искусство к массовому зрителю. В ее репертуаре и классика («Лебединое озеро», «Баядерка», «Жизель», «Спящая красавица», «Раймонда»), и современные постановки («Русский Гамлет» Б. Эйфмана, «Ангел», созданный Ю. Хисамовым, «Шутка» А. Урсуляка, «Гибель богов. Вилиса» Э. Смирнова и др.). За популизм Волочкову ругают балетоманы, но за него же ее обожает целая армия поклонников.
Настя яркая, красивая, умеющая подать себя. И обладающая сильным характером. Она знает, чего хочет и как этого добиться. Естественно: чем известнее становится танцовщица, тем пристальнее приковывает к себе внимание. Ныне в странах СНГ трудно найти другую балерину, о которой так много пишут и судачат, чуть ли не под микроскопом исследуют все ее поступки, давая самые полярные оценки: от восторга до хулы.
Сильный натиск прессы поднимает еще больший ажиотаж вокруг имени Волочковой. Настя не скрывает, что внимание к ее особе ей льстит, и сама довольно часто использует грамотный пиар для раскрутки своих проектов. Не комментирует слухи и не опровергает нелицеприятные статьи. Так сложилось, что с Настей я познакомилась, когда балерина только делала свои первые шаги в профессии. В ту пору она была очень контактна, вне танца не представляла своей жизни. Потом несколько раз мы беседовали, когда Волочкова переходила из Мариинского театра в Большой, выступала по контракту в составе труппы Английского национального балета, Метрополитен-опера.
В середине мая Анастасия выступила во дворце «Украина», познакомив киевлян со своей новой программой «Тебе. Настоящему. Вдохновение» (гастроли состоялись благодаря ТМ «Хлібний дар»). На разговор балерина согласилась, узнав меня, так сказать, по старой памяти. Она была достаточно откровенна, но сколько грусти застыло в ее глазах! За день до концерта ездила в Киево-Печерскую лавру. Это была не экскурсия. Волочкова встречалась с Епископом Вышгородским, викарием Митрополита Киевского, наместником Свято- Успенского собора Киево-Печерской лавры, владыкой Павлом. Получила благословение.
В новой программе балерины был номер, хорошо известный киевской публике, который для самой Анастасии является знаковым — «Гибель богов. Вилиса» Перселла, с которым она победила на Лифаревском конкурсе. Можно сказать, он стал ее талисманом. Его всегда очень тепло принимает публика.
— В Киеве я познакомилась с замечательным хореографом Алексом Урсуляком, — рассказывает Волочкова. — Мы с ним подготовили несколько номеров. Кроме композиции в память принцессы Дианы, он поставил для меня веселый танец «Шутка» и «Танец с шарфом» на поп-музыку. На конкурсе я встретилась с Аскольдом Анатольевичем Макаровым (увы, недавно он умер). Само участие в конкурсе придало мне сил, и своим выступлением я заинтересовала Юрия Григоровича, который возглавлял жюри. Из его рук я получила золотую медаль. Судьба распорядилась так, что в Австрии, после гала- концерта, он предложил мне поработать в Большом театре. Я верю в судьбу и счастливый случай. Киев для меня — один из самых любимых городов: здесь живут мои родственники. Во мне три четверти украинской крови: мои бабушки и дедушки украинцы, мама родилась на Львовщине, а отец — в Запорожье. Я всегда с большим удовольствием приезжаю в Киев и очень хотела бы принимать участие не только в концертах, но и в спектаклях Национальной оперы Украины. Опыт у меня есть — я танцевала в балете «Дон Кихот» и «Баядерка» с киевскими артистами. В Донецке неоднократно принимала участие в программах, которые организовывал Вадим Писарев.
— В вашем репертуаре Большого театра недавно появилась новая работа — обновленная версия «Раймонды» (постановка Ю. Григоровича). Что ныне происходит в труппе? Почему так много слухов о плохой творческой обстановке в коллективе? В частности, о вашей персоне тоже говорят не всегда лестно.
— Театр — живой организм. Есть периоды взлетов и пробуксовок. Сегодня Большой театр переживает, возможно, не лучшие свои дни. Но, несмотря ни на что, я считаю его великим храмом искусства. Мой дебют на этой сцене состоялся в марте 1998 года в «Лебедином озере» в роли Царевны-Лебедь. Ту версию поставил тогдашний худрук театра Владимир Васильев. Два года назад Юрий Григорович восстановил свое «Лебединое озеро». Мне очень приятно, что это стало событием не только для Большого театра, но и для всех балетоманов. А теперь появилась «Раймонда». Репетиции проходили в творческой обстановке. Мы работали на подъеме, забывая о времени. Я считаю это самым счастливым этапом в своей жизни. Обновили декорации, костюмы, изменены некоторые нюансы в танцах. Мне помогала Надежда Павлова. Она мой большой творческий и жизненный друг. Для каждой балерины очень важно попасть в руки к хорошему учителю. Я долго шла к этому, и мне повезло с педагогами (Настя училась в Российской академии балета им. Вагановой у знаменитой Натальи Дудинской. — Т.П. ). Прекрасно, что в главный театр России возвращается хореография выдающегося мастера нашего времени — Григоровича. Ведь именно балеты Юрия Николаевича прославили советскую балетную школу, а журналисты стали цитировать в прессе известную строчку «а также в области балета мы впереди планеты всей». Замечательно, что «Лебединое озеро», «Раймонда», «Спящая красавица» являются визитной карточкой Большого театра. Ни одни зарубежные гастроли не проходят без этих прекрасных спектаклей.
Что же касается обстановки... В творческих коллективах всегда непросто. Для меня важно то, что театр дает возможность работать с великими людьми: Юрием Григоровичем, Борисом Эйфманом, Владимиром Васильевым, Натальей Бессмертновой. И в то же время создавать спектакли на первой сцене России. А атмосфера за кулисами... Я стараюсь спокойно относиться к негативу, который меня окружает. Ни в средствах массовой информации, ни в жизни от этого невозможно защититься. Найти какую-то управу или начать отвечать на выпады — было бы глупо с моей стороны. Если тратить энергию на противодействие, то ее не хватит на добрые дела. Приведу пример с принцессой Дианой. Если уж она, имеющая власть и положение в мире, не смогла обезопасить собственную жизнь от безжалостных нападок «желтой прессы» и погибла, скрываясь от папарацци, то о чем говорить мне. Для публичного человека особое внимание к себе — тяжкий крест и испытание. Стараюсь не озлобиться, не пускать в сердце агрессию. Я занята делом, которое люблю, а на все остальное стараюсь не обращать внимания. Не скрываю: хочу иметь своих зрителей, и чтобы их было много. Поэтому и готовлю программы, рассчитанные на массовую аудиторию.
— У вас контракт только с Большим театром или и с другими коллективами?
— Ныне я являюсь солисткой Большого театра, а на других сценах выступаю, показывая свои программы и концерты. Несколько проектов связаны с Санкт-Петербургом. Хочу наладить творческие связи с Киевом. А в ближайших планах — провести мировое турне.
— Настя, у вас разнообразный репертуар. Что вам, как танцовщице, ближе?
— Я себя считаю классической балериной. Моими любимыми балетами являются «Лебединое озеро», «Баядерка», «Жизель», «Дон Кихот». В современных номерах мне нравиться импровизировать. Ведь там обогащается пластика и есть возможность показать себя как разноплановую балерину. Мне и в творчестве, и в жизни нравится познавать все новое. Я считаю, что балерина должна не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться, пробуя себя в разных жанрах. У классических балерин есть преимущество: им легче освоить современный танец. А вот тем, кто занимается исключительно модерном, полностью себя раскрыть в классическом репертуаре невозможно — у них отсутствует техника.
— В балете трудно избежать травм. Застраховали ли вы свое тело?
— Самая надежная страховка — Господь Бог. Убеждена, он меня ведет по жизни, и ничего плохого не произойдет. Главное — самому творить добро и даже в мыслях не желать никому зла, тогда защита обеспечена. У меня бывали случаи, когда болела нога, получала растяжение, ушибы, но все это поправимо. Я те ситуации считаю неким сигналом: надо остановиться, видимо, что-то сделала не так.
— В прессе я прочла, что вы сильно поправились, но теперь вижу, что как были Дюймовочкой, — так и остались. В той же статье утверждалось, что с вами отказываются выступать партнеры Большого театра. Один из них даже получил травму позвоночника после «Лебединого озера» — слишком тяжелой вы оказались.
— Ну вот опять! Почему в прессе постоянно пишут небылицы? Обсуждая мои жизненные ситуации, как выгляжу, сколько пластических операций сделала и т.д. Очень мало статей обо мне как о балерине. Думаю, если журналисты не находят повода для зацепки, то начинают фантазировать. Я же хочу, чтобы меня ценили за сценические работы.
— Ваш путь в профессию не был усыпан розами. С первой попытки не смогли поступить в хореографическое училище.
— Важно верить в себя. Да, меня дважды браковали на экзаменах. Но желание учиться было так велико, что мои родители наняли репетиторов. Теперь я считаю, что испытания были даны для проверки сил. Пришлось действительно пробираться через тернии к звездам. Я очень много работала, боролась сама с собой. Всем, кто собирается стать танцовщиками, могу пожелать не терять собственную веру. На моем примере можно доказать, что не всегда физические данные являются главным. Все можно преодолеть, если ты готов на самопожертвование ради балета. Тогда обязательно победишь! Следует выработать внутреннюю дисциплину: ежедневно в 10.00 быть на уроке в классе. Я не позволяю себе выходных. Мне нужно торопиться воплотить в жизнь массу своих творческих планов, пока молода.
— Еще во время нашей с вами первой встречи я сказала, что вы очень фотогеничны, и заметила, что с вашей внешностью нужно сниматься в рекламе и кино. Все сбылось. Ныне вы снимаетесь в фильме Анатолия Иванова. О чем картина? — Проект называется «Черный принц». Лента об Александре Сергеевиче Пушкине, которая должна выйти на экраны летом и приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга. Я играю роль жены поэта — Натальи Гончаровой. Очень интересный образ, дающий возможность показать эту женщину в разных временных и исторических отрезках. По сценарию рассказ о Гончаровой не только в XIX веке, но и фантазия о том, какой бы была Наталья Николаевна в наши дни. Работать невероятно интересно. Съемки начались осенью прошлого года. Потом была пауза. Дело в том, что Анатолий Иванов ныне живет в Сан-Франциско. В ленте заняты американские, грузинские и русские актеры, и мы не всегда можем собраться вместе. Пушкина играет Л. Учанеишвили (его зрители знают по фильму «Олигарх»). В роли слепого музыканта снимается сын легендарного Рея Чарльза — Рей Чарльз-младший. Участвуют в картине Маша Калинина (победительница первого конкурса красоты), экс-москвичка, живущая боле 15 лет в США, грузинский актер Ромаз Чхоадзе и др. Сцену венчания будем снимать в июне. Это связано с тем, что шел пост — и в православной церкви нельзя было проводить съемки. В студии уже отсняты крупные планы, и я не удивлюсь, если вскоре в прессе появяться мои фотографии в свадебном платье — повод для очередного разговора о моем замужестве. Хотя на самом деле это не так.
— Сегодня вы молоды (Анастасии в апреле исполнилось 26 лет. — Т.П. ), но век балерин недолог, и наступает момент, когда приходится покидать сцену. Можно считать исключением из правил Галину Уланову, которая танцевала в 50-летнем возрасте, или Майю Плисецкую, которой уже за 70, а она продолжает выступать. Вы думаете о том, чем станете заниматься в дальнейшем?
— Мое продолжение будет творческим. Возможно, создам собственный театр или балетную школу. А может, продолжу артистическую карьеру в кино. Меня привлекает и работа на ТВ. Считаю, что на экране не хватает серьезных программ, а не только политических и развлекательных. Возможно, займусь политикой, но только в том случае, если почувствую, что смогу что-то полезное сделать. Мне поступило предложение от партии «Единая Россия» поддержать их течение на выборах, и я согласилась. Считаю, что идеология, которую они выдвигают, близка мне. В частности, мысль, что успех компании, города, державы зависят не только от руководителя, но и от каждого человека в отдельности.
— Многие актеры говорят, что они совершенно аполитичны, а вы не из их числа. Например, принимая участие в программе Владимира Познера «Времена» на ОРТ, вполне уверенно выступали, обсуждая политические вопросы в кресле эксперта.
— Но ведь я же живу не в воздушном замке. Меня волнуют вопросы войны и мира, куда и в какую сторону будет двигаться Россия. Хотя искусство должно находиться вне политики. Оно более независимо, чем политика. Политики приходят и уходят, а искусство остается вечным. Сила искусства значительно больше, чем у политики. Я человек, имеющий свои пристрастия. Поэтому согласилась помочь «Единой России», т. к. считаю, что сочетание двух сил может дать хороший результат, а главное — сделать что-нибудь полезное для страны.