ДУХ и «БУКВА»
Новый магазин обещает стать законодателем книжной моды
Безусловно, появление в центре Киева такого роскошного книжного магазина как «Буква» с одной стороны было ожидаемым, с другой стороны — все же сродни чуду.
Когда видишь на пересечении улицы Льва Толстого с парком имени Т.Г . Шевченко (что само по себе очень символично) небольшое здание с надписью «Буква» — не верится, что это только вершина айсберга. Входишь внутрь — и магазин как бы «растекается» в разные стороны: вверх, вниз, вперед. Это верхние этажи, подвал, бар, кафе. Внутри «Буква» гораздо больше, чем снаружи.
Дизайн и устройство подчинены книжной идее. Читатель сразу попадает в умело закрученный лабиринт, где его ждут многочисленные книжные ловушки. В этом заведении удивительно сочетаются размах и уют. Не смотря на масштабы, здесь много «норок», где читатель может спокойно побыть с книгой наедине. Даже в баре и кафе на полках множество книг, создающих интимную атмосферу общения с печатным словом.
Мы решили встретиться с одним из организаторов этого прекрасного магазина Валерием ТВЕРСКИМ .
— Кому принадлежит идея сделать такой необычный для киевских просторов книжный магазин?
— Это плод коллективного разума. Идея витала в воздухе, важно было воплотить ее в реальность. Один из соучредителей Вадим Глушаков уже экспериментировал с идеей объединения книги и кафе — я говорю о «Бабуине».
— «Бабуин» моментально обратил на себя внимание читающей публики оригинальностью подхода. А «Буква» — более масштабное продолжение этой идеи. Пока в Киеве им не с кем конкурировать. Но существует представление, что печатное слово перестало быть популярным. Мол, современная проза слаба и литературе сложно конкурировать с кино- и видео- рынком.
— Я и мои друзья считаем иначе. Что бы ни происходило в мире искусства, литература — первична. Любое кино — продолжение сценария или книги. Точнее — их интерпретация. Отсюда и литература, как жанр, не исчерпает себя никогда.
— Какую цель вы, как один из учредителей, преследовали?
— Как любой нормальный мужчина я хотел организовать стоящее дело. Тем более, эта область вроде бы не позволяла сразу надеяться на успех. Но мы рискнули и получилось. Себе я поставил еще одну «пятерку».
– Но пока, я бы заметил, получились, в основном, качественные декорации. Здесь еще не идет спектакль. Хотя все готово к тому, чтобы он начался... На многих полках десятки одних и тех же книг. Целый стенд занимает только Загребельный и Курков.
– Разумеется, ведь мы работаем всего 10 дней. Но уже сейчас результат впечатляет. Мы сами не ожидали такого огромного наплыва публики! Просто первые покупатели оказались довольны выбором. Они позвонили и рассказали своим знакомым, те — своим. Пошла так называемая «позвоночная реклама». И неожиданно к магазину вспыхнул массовый читательский интерес. Нас это, конечно, радует. Но и мобилизует — с таким повышенным спросом справиться нелегко.
— Как вы думаете, что через год-два в этом магазине изменится?
— Он повзрослеет, станет более специализированным. В нем будет меньше «мыла». Мы постараемся ориентироваться как на массового читателя, так и на более изощренную публику. Я бы хотел, чтобы к нам приходили люди, которые находятся в постоянном развитии. Чтобы «Буква» стала любимым местом общения интеллектуальной элиты, по-настоящему интересных, талантливых людей. Не «дутых» интеллектуалов, а тех кто таковыми являются по сути, не по форме.
Также своим мнением о магазине поделился генеральный директор крупнейшего украинского издательства «Фолио» Александр КРАСОВИЦКИЙ.
— Нужен ли магазин такого высокого уровня? До этого же как-то обходились. Или «назрело»?
— Украина — европейская страна с населением 50 миллионов человек. И среди них абсолютное большинство читает книги. Не всем нравится ходить на рынок. Я, например, как покупатель книг, на рынок ходить не люблю. Да и купить серьезные книги там значительно сложнее. Уже первое время работы магазина показало, что здесь приобретают не те книжки, которыми завалена «Петровка». У нас совершенно другой спектр. Здесь практически не покупаются женские романы, детективы.
— А Курков?
— Его жанр находится на грани между детективом и литературой.
— Детектив — далеко не всегда «не литература». А как же Раймонд Чандлер...
— Да, да, и Стаут, и многие другие — это, конечно, литература. Но Шитов — это Шитов. Однако «Фолио» в данном случае выступает не только как поставщик собственных книг, хотя мы входим здесь в десятку лидеров продаж. Мы также являемся поставщиками интеллектуального российского ассортимента.
— Кто самый успешный украинский писатель по продажам на сегодняшний день?
— Павло Загребельный. Я это знаю наверняка, поскольку у меня есть данные по статистике продаж. И мы постоянно печатаем дополнительные тиражи его книг. Сюда можно добавить Зорину и Рогозу.
— Но Рогоза даже не граничит с литературой. Он граничит с телевидением.
— Возможно. И тем не менее, тираж его первой книжки «День рождения Буржуя» — 70 тысяч, второй — 65.
— Что на сегодняшний момент вас устраивает в магазине, что нет?
— Не на столько полон ассортимент, как нам бы хотелось. Однако еще не достаточно изучен спрос читателей. Мы предполагаем, что книга одного автора будет продаваться немного, а другого — вызовет массовый спрос. Впоследствии зачастую выходит наоборот. Реальные результаты читательского спроса будут ясны лишь через 3-4 месяца. Тогда мы точно будем знать, чего хочет киевский покупатель.
— Чем отличаются друг от друга киевский, московский, харьковский покупатели?
— Московский, питерский, харьковский и одесский покупатели в своих запросах принципиальной разницы не обнаружили.
— А львовский?
— Точные данные о запросах львовской читательской публики у нас отсуствуют, поскольку там нет магазина с широким ассортиментом. На выставках львовяне покупают массу разнообразной литературы. Но их запросы не дифференцированы.
А вот донецкий, симферопольский и днепропетровский покупатели принципиально отличаются от вышеперечисленных. Там доля массовых жанров существенно больше. Зарплата интеллигенции в этих городах ниже, что приводит к тому, что покупатель автоматически попадает в минимальный ценовой спектр рынка, где нет серьезной литературы. Но со временем, я думаю, это положение изменится.
P.S. Кстати в этот замечательный магазин поступило уже две книги, связанные с нашей газетой. Первая имеет к ней самое непосредственное отношение — это прекрасно иллюстрированный сборник исторических очерков, опубликованных в газете «День» с 1997 по 2002 год на полосе «Україна Incognita». Книга вышла под общей редакцией главного редактора газеты Ларисы Ившиной и приурочена к 6-летию нашего издания. Для людей, интересующихся историей Украины, ее наиболее яркими событиями и личностями, эта книга будет незаменима.
Ко второй книге имею прямое отношение я — как ее автор. Это первый (и пока единственный) украинский сатирический роман «Брачные игры». Предисловие к нему написал известный писатель Владимир Войнович. Роман адресован, в первую очередь, тем, у кого есть чувство юмора. Но и те, кого интересуют другие чувства, тоже, думаю, не будут разочарованы (секция «Современная украинская проза»).
Выпуск газеты №:
№170, (2002)Section
Общество