Думай, как предприниматель!
Как в UF Incubator учат подростков делать инновационные идеи реальными«Сказать по-доброму или искренне?» — спрашивает эксперт после одной из презентаций в финале Всеукраинской профильной школы UF Incubator StartUp Week. На самом деле специалисты и потенциальные инвесторы были и искренними, и достаточно дружественными. Десять команд старшеклассников-инноваторов в течение недели работали над определенными изобретениями, а затем представляли их экспертам. Место действия — инновационный парк UNIT.City в Киеве. «День» пообщался с участниками проекта и теми, кто оценивал их идеи.
ИЗОБРЕСТИ И ЗАЩИТИТЬ
Для профильной школы отобрали 27 старшеклассников, которые являются участниками первого государственного бизнес-инкубатора UF Incubator, созданного на базе Малой академии наук Украины («День» рассказывал о проекте в материале «Идеи, на выход!», №38-39 за 2-3 марта 2018 года). Организаторы выискивали интересные проекты из сферы инновационной экономики, самые близкие к воплощению в реальной жизни.
Участников разбили на команды, в каждой по три человека: автор изобретения, финансист и маркетолог. Первый вызов заключался уже в том, чтобы быстро создать команду с людьми, которых ты не знал раньше. В течение недели с подростками работали бизнес-тренеры, ученые, специалисты по маркетингу и т.п. Основной задачей было научить участников школы работать по методологии lean, то есть расчетливого производства, когда благодаря научному подходу бизнес строится с минимальными расходами.
«Дети познакомились во время этой школы, имели ограниченное время на подготовку, однако готовили эти стартапы на базе разработанных проектов. Сегодня у нас есть прототипы, это уже готовые решения, — комментирует Виталий ЛИСОВЫЙ, руководитель UF Incubator. — Здесь дети не презентуют научную работу, как на олимпиаде, они представляют проект потенциальному инвестору. В этом особенность — научить мыслить, как предприниматель, научить продать свою идею и в то же время защитить ее. Ведь также мы приглашали специалиста по защите прав интеллектуальной собственности, которая объясняла детям, как защитить работу, получить патент. Следовательно, мы говорим о стартапе как бизнесе, а не научном проекте».
Советы экспертов во время финальной презентации кому-то помогут усовершенствовать проект, кому-то — лучше подготовить новую разработку. Также каждая команда подростков получила приглашение принять участие в международном форуме Innovation Market.
ХИТ ДЛЯ БЛОГЕРОВ
«Идея — просто бомба!» — Виктор ДОЛГОПЯТОВ, представитель группы компаний Everest, делится впечатлениями от первой презентации в финале UF Incubator StartUp Week. Перед тем тройка школьников представила проект Explore Your Mind, который благодаря нейросети позволяет подобрать музыку к видео или наоборот, даже может сгенерировать новый трек.
Автор проекта — Назар ПОНОЧЕВНЫЙ из Киева, также в команде — Николай ЛЫСЕНКО и Юля САЛИЙ из Конотопа Сумской области. «В первый день каждый автор проекта презентовал свою разработку. Финансисты и маркетологи, которые хотели принять участие в определенном проекте, поднимали руки и рассказывали, что они могут сделать для этого, и автор разработки сам выбирал себе команду», — рассказывает Назар.
Совпало так, что все участники команды занимаются музыкой. Назар умеет играть на фортепиано, а теперь создает электронную музыку, Николай играет на баяне и аккордеоне, сам овладевает гитарой, Юля учится в музыкальной школе игре на гитаре.
«У многих авторов проектов в течение этой недели идея изменилась, улучшилась, — замечает Николай Лысенко. — Например, наш Explore Your Mind сначала был ориентирован на научных работников, но выстрелило в голове, что основной аудиторией могут стать блогеры. Если они будут и пользоваться этим, и рекламировать, поднимется такая волна! Мы можем стать популярными как развлекательная программа».
Назар вспоминает, что идея проекта возникла достаточно давно — он стал задумываться, какая музыка лучше всего подходит к собственным чувствам и окружающей среде. Впрочем, потом парень забросил это до момента, когда узнал о появлении программ, способных создавать музыку самостоятельно. Назар вернулся к своей идее, понял, что проект нужно расширять, прибавив функцию генерации своего трека или видеоролика.
«У нас нет аналогов, и это уже можно реализовать с технической точки зрения, — восторженно говорит Николай Лысенко. — Если сейчас мы это не сделаем, то кто-то через полгода-год точно это воплотит».
Юля, которая в команде стала маркетологом, подчеркивает, что блогер — профессия ХХІ века, а этот проект значительно облегчит такую работу. «Когда-то я помогала блогеру редактировать видео, и это в действительности было очень трудно: то музыка классная, но слова не совпадают с темой видео, то наоборот. И ты не будешь выбирать любимую песню со своего плейлиста, потому что музыка должна быть и популярной, и классной, и подходить под настроение и видео», — делится Юля.
По словам Назара, существует немало похожих программ, нужно только немного их реконфигурировать, объединить и создать финальную модель нейросети, которая будет улавливать все закономерности в восприятии музыки и видео, то, что дает их гармоничное сочетание. Самой масштабной работой, вероятно, является создание базы данных популярных видеороликов и музыки, анализ их характеристик. Для наполнения базы данных Назар думает привлекать фрилансеров или подростков.
ИДЕИ И КОМАНДЫ
Анатолий ХРАМЧЕНКО из Шостки Сумской области показывает модель роторного ветродвигателя WI-turbine, который может «работать» около скоростных дорог. Принцип простой: машины создают ветровой поток, генератор за счет этого вращается, а затем механическая энергия превращается в электрическую. Сам генератор Анатолий предлагал создать из винипластика, но после презентации, вероятно, будет искать другие варианты, потому что эксперты сказали, что такое устройство достаточно долго будет окупаться.
«Альтернативная энергетика в настоящее время популярна, ветряки достаточно дороги, а это — их более дешевый аналог, — добавляет Анатолий. — Государство может устанавливать такие ветрогенераторы около скоростных трасс, а владелец частного дома может поставить два-три аппарата на крышу, и это будет уменьшать затраты энергии. Если такое устройство поставить около дороги, то один дом можно обеспечить энергией полностью. Вообще все зависит от того, сколько машин будет ездить по дороге».
Между прочим, при создании инновационного проекта команда важна не меньше, чем собственно идея. «Идея может быть не слишком стоимостной, но команда — классная. Если правильно направить хорошую команду, у нее получится много чего. Или бывает, что никакая идея и никакая команда, но они чего-то хотят. Нужно смотреть, почему эти люди пришли сюда, кто или что привлекает их к направлению стартапов, — рассуждает Виктор Долгопятов. — Оглянитесь вокруг — разруха, которая была 30 лет тому назад, продолжается. Как будто красивый фасад, но за ним много разрухи. Поэтому если сейчас мы не начнем инвестировать в наше будущее, в будущее поколение — что нас ожидает через 20 лет? На половине земного шара говорят о Марсе, а мы будем стоять в очереди и говорить: «Картофель-то сегодня снова подорожал!» Если сейчас не уделять этому внимание, потом не будет времени».
«НАША ЦЕЛЬ — МОЛОДЕЖЬ, ВООРУЖЕННАЯ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ НАВЫКАМИ»
По словам директора МАН Оксена ЛИСОВОГО, на сегодня государственному бизнес-инкубатору на десять лет передали в пользование помещение кинотеатра «Ереван» на Чоколовском бульваре, разработана проектная документация по ревитализации этого пространства, в настоящее время идет ремонт, планируется завершить его ориентировочно до сентября следующего года. «Это бюджетное финансирование, поэтому мы ожидаем бюджета 2019 года. Надеемся, что проект будет профинансирован. Предварительные заявки на финансирование поданы, также есть поддержка премьер-министра», — замечает директор МАН.
Предусматривается, что на протяжении года через UF Incubator на Чоколовском бульваре будет проходить 32 команды школьников.
«Цель МАН и в частности UF Incubator — молодежь, которая вооружена соответствующими знаниями и навыками, — акцентирует Оксен Лисовый. — Из этого проекта мы должны вывести людей другого уровня сознания. Хотя нынешняя презентация проходит в достаточно дружелюбном контексте, мы делаем важные акценты, это дает опыт, нужный детям, чтобы реализовать свою идею. Дети приобретают этот опыт еще в школе, а не после того, как закончат вуз, создадут свой первый стартап и в 25—27 лет начнут получать «по голове» от инвестора. Соответственно, у них есть шанс выйти на успех намного раньше, чем у молодежи, которая не попадает в такие проекты».
Выпуск газеты №:
№170-171, (2018)Section
Общество