Перейти к основному содержанию

Две памяти об одной войне

Степан Бандера глазами российских и украинских исследователей
22 апреля, 20:03
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В выпуске московской правительственной «Российской газеты» (с которой «День» уже обменялся рядом материалов) от 26 марта 2010 года опубликовано два материала, предназначенных в первую очередь для российского читателя, но представляющих также немалый интерес и для нас, украинцев. Речь идет о восприятии в российском и украинском общественном сознании личности Степана Бандеры — лидера Организации украинских националистов, человека, вызывающего лютую ненависть и обвинения в прислужничестве нацистам у одних, высшие похвалы и осанну — у других.

Первый материал, который предложили наши коллеги, это интервью с известным украинским историком, доктором наук, признанным архивистом Геннадием Боряком. Наш ученый стремится аргументированно разъяснить несостоятельность многих стереотипов, связанных с трагическими событиями Второй мировой войны в Украине, и поэтому читателю, надеемся, будет интересно ознакомиться с его мыслями. Но особый интерес, пожалуй, представляет беседа корреспондента «Российской газеты» Елены Новоселовой с признанным в России журналистом и писателем Леонидом Млечиным, автором 14-ти книг по проблемам политической истории СССР и России второй половины ХХ — начала ХХI века. Мысли, высказанные Л. Млечиным (он снял документальный фильм, посвященный Степану Бандере), достаточно поучительны и подтверждают мнение нашего читателя Богдана Меркевича: широкая дискуссия на эту трудную тему необходима.

Недавно Европарламент принял резолюцию, в которой выразил сожаление по поводу присвоения звания «Герой Украины» Степану Бандере, который, по мнению депутатов, «сотрудничал с нацистским режимом».

Если среди военных героев страны такие персонажи, будет ли народ Украины праздновать 65-лений юбилей Победы? Об этом мы беседуем с новым заместителем директора по науке Института истории Украины НАН Украины Геннадием Боряком. Он много лет руководил архивной службой Украины, известен как откровенный западник. В кругах архивистов у Боряка репутация профессионала высочайшего уровня, привыкшего судить историю только на основании документов.

Сколько жителей Украины погибло во время войны? Что скрывают украинские архивы? На эти вопросы РГ отвечает известный украинский историк.

«Российская газета»: — Среди историков СНГ идет дискуссия на тему — в какой войне их страны участвовали: во Второй мировой или в Великой Отечественной. На летней школе молодых историков в Ереване аспиранты из Молдовы и Узбекистана вполне серьезно доказывали, что их страны не участвовали в ВОВ. Это отголоски современной политики? В чем, с вашей точки зрения, суть такого отмежевания?

Геннадий БОРЯК: — В «Энциклопедии истории Украины», которую ныне публикует наш институт, употребляется термин «Великая Отечественная война Советского Союза», которая расценивается как составная часть Второй мировой войны. Очевидно, те историки, которые не признают Великую Отечественную войну, считают, что была только одна война — Вторая мировая, и, соответственно, их страны в Великой Отечественной участия не принимали. Для Украины Вторая мировая война началась 17 сентября 1939 года.

РГ: — Но вы же понимаете, что дело не в терминологии... Есть стремление вычеркнуть Советский Союз с его победами и поражениями из своей истории... Это научно?

БОРЯК: — Это их право. Я очень надеюсь на то, что в нашей стране никогда более не будет «единственно правильной» и монолитной позиции в отношении оценки того или иного исторического события. Когда к нам в институт обращаются органы власти или граждане с просьбой дать экспертную оценку, высказать «официальную» позицию исторической науки, мы отвечаем, что таковой не существует, и представляем авторскую точку зрения того или иного специалиста. В Украине имеются абсолютно полярные представления и о войне тоже. Это говорит о расколе общества. Но консолидировать общество принудительно путем введения единой государственной или академической точки зрения — это нонсенс.

РГ: — Нюансы состояния исторической памяти в Украине таковы, что возникает вопрос: 9 Мая для вас по-прежнему праздник? С вашей точки зрения, какой процент народа будет отмечать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне?

БОРЯК: — В прошлом году я отдыхал в Прикарпатье, проехал по Западной Украине. Памятники советским воинам и бойцам УПА мирно сосуществуют. Они одинаково ухожены, обсажены цветами. Народ мудрее своих правителей и уже давно примирил две Памяти. 9 Мая, безусловно, будут праздновать. У меня отец прошел всю войну, принимал участие во множестве хрестоматийных операций и закончил воевать в Японии. Отец, будучи солдатом Красной Армии, защищал свою Родину. Ею был Советский Союз. Парадокс в том, что эта Родина уничтожила его отца — моего деда, который был репрессирован в 1933 году за антисоветскую деятельность: распространение «слухов» о Голодоморе на Черниговщине. Он получил 10 лет лагерей и бесследно пропал вместе с моей бабушкой. Отцу тогда было 12 лет, его вырастили и воспитали чужие люди. С этой тайной он прожил всю жизнь, ни разу словом не обмолвившись о ней. Я нашел документы в архиве в Чернигове уже после его смерти. Так вот, отец был убежден в том, что он защищает Родину, Отечество, для него это была Отечественная война, и это была его правда. Таких, как мой отец, были миллионы. А с другой стороны, были бойцы Украинской Повстанческой армии, которые с оружием в руках боролись с оккупантами-большевиками и защищали свою Родину. И у них тоже есть право на правду о том, как на их землю пришли чужие люди, устроили чудовищную резню и репрессии. После 1932 — 1933 года, после «золотого сентября» 1939-го они хорошо знали, что несет большевистский режим, поэтому и боролись с этим режимом за то независимое государство, которое мы, наконец, обрели только в 1991-м. И с нацистской оккупацией тоже боролись после того, как поняли, что нацизм так же, как и сталинизм, ничего хорошего им не принесет.

РГ: — По последним данным, во время войны погибло около шести миллионов граждан Украины. Есть ли в Украине общедоступный мартиролог?

БОРЯК: — К сожалению, нет. Такого мощного ресурса, как электронная база данных о погибших и пропавших без вести, созданная «Мемориалом» в России, у нас нет. Вам удалось проделать колоссальную работу, которая для меня всегда была предметом белой зависти, и научной в том числе, поскольку я профессионально занимаюсь информационными ресурсами. В Подольске, в Центральном архиве Министерства обороны РФ, была проделана беспрецедентная работа. В Украине этой работе не было придано столько внимания. В результате — электронные мартирологи жертв Второй мировой войны только в процессе создания. На сегодня нам удалось на более или менее достойном уровне отдать дань уважения и памяти только жертвам репрессий и голодоморов. По сути, заброшен и проект «Книга Памяти», который начался в конце 80-х годов. Пропала координация, возникли проблемы с финансированием, редколлегию «Книги» перебрасывали из одного ведомства в другое. Из всех мартирологов все это не пошло на пользу этому изданию. Ведь нет полных списков погибших не только в электронном виде, но и в книжном формате. Последние цифры по погибшим будут опубликованы в ближайшем будущем в фундаментальном издании «Вторая мировая война и Украина — взгляд из ХХI века».

РГ: — Чем-то этот взгляд принципиально отличается от того, какой видят войну российские ученые?

БОРЯК: — Например, попыткой погрузиться в эпоху и оценить события не с позиции интересов государства и военачальников, а с точки зрения людей. Назову несколько сюжетов. Один из них — это оккупация: напомню, вся территория Украины была оккупирована, причем существовало несколько оккупационных зон, у них были принципиальные различия в организации власти, в порядках. Из принципиально нового — попытка очень спокойно и объективно оценить «Волынскую резню» 1943-го — реальную трагедию, которая разыгрывалась на украинских землях, когда два народа, доселе благополучно проживавшие бок о бок, были натравлены друг на друга. «Волынская резня» — это совместная операция Берлина и Кремля, которые в данном случае преследовали одну цель: уничтожить украинское национальное движение. Право российских историков и государства оценивать борьбу УПА как антисоветскую. Но проблема в том, что эта оценка переводится российскими СМИ в антироссийскую плоскость.

РГ: — Позволю себе возразить: сотрудничество с фашистами, будь оно на государственном уровне или частное, осуждено не только российскими историками, но и Нюрнбергским трибуналом...

БОРЯК: — Простите, но точно так же с Гитлером ситуативно сотрудничал и генерал Власов. С другой стороны, не будем забывать и о том, что в 30-х годах не где-нибудь, а на территории Советского Союза будущие офицеры Вермахта проходили обучение, и, собственно, до 22 июня 1941-го в Германию из СССР шли эшелоны с сырьем и продовольствием, металлом и оборудованием для Гитлера. Это что, не сотрудничество?

РГ: — Но памятников в России, как Бандере в Украине, Власову никто не ставит...

БОРЯК: — Значит, историческая память россиян не считает его борьбу со сталинским режимом освободительной. В конце концов, «на войне как на войне»: есть цель, есть враг, есть свои и чужие. А как тогда можно оценить бесчеловечные провокации энкавэдистов, которые переодевались в форму УПА и вырезали целые села для того, чтобы возбудить у населения соответствующее отношение к национальному движению. Это тоже война. И подвиг всех тех, кто сражался за свою правду, за свою землю, ни в коей мере не умаляется нашими оценками. И героизм солдат Красной Армии не умаляется, потому что у них был приказ, и они его самоотверженно выполняли, защищая свою Родину. Точно так же подвиг бойцов УПА в борьбе за свою землю, за независимость своей Родины тоже не умаляется. И от этого трагедия, которую пережил мой народ во время войны, становится еще глубже. Ее нужно понять, а не привязывать Бандеру к Гитлеру, не вспоминать о каких-то мифических орденах, которые Шухевич якобы получил от Гитлера.

РГ: — То есть как архивист вы хотите сказать, что нет документа, подтверждающего, что главнокомандующий Украинской Повстанческой армии Роман Шухевич был награжден орденом Железного креста Вермахта?

Боряк: — Мне неизвестны достоверные документы, подтверждающие этот факт.

РГ: — Насколько доступны архивы Украины по такой острой тематике?

Боряк: — Украинские архивы открыты практически полностью. В 2008 году объем материалов, остающихся на секретном хранении в государственных архивах, составлял меньше половины процента от общего массива документов. На сегодняшний день по уровню открытости архивов Украина занимает одно из первых мест в Европе. Под грифом «Cекретно» хранятся преимущественно только те документы, которые составляют государственную тайну. Еще одна группа — документы спецслужб, которые хранятся в Государственном архиве Службы безопасности Украины: не рассекречены по физическим причинам — не успели. Но эта работа идет полным ходом. Парадокс состоит в том, что архив Службы безопасности является самым открытым на сегодняшний день. А самым закрытым архивом является аналогичная структура — хранилище Министерства внутренних дел. Именно там хранятся дела раскулаченных.

У НИХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «СВОЕЙ ПРАВДЫ»

Леонид Млечин о тех, кто воевал вместе с фашистами:

«Если для кого-то Бандера — герой, то будет отменен этот указ или нет, он все равно останется для них героем. Если он — антигерой, то сколько бы Ющенко ни подписал указов, это абсолютно не изменило бы такое отношение к этому лицу». Это — заявление замглавы Администрации Президента Украины Виктора Януковича Анны Герман, которая на днях прокомментировала вероятность отмены указа предыдущего президента о присвоении звания Героя Украины лидеру украинских националистов времен Великой Отечественной войны Степану Бандере.

Герой или антигерой? В этом мы пытаемся разобраться с автором нового документального фильма, посвященного Бандере, писателем Леонидом Млечиным.

«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»: — Многие видят в последнем указе Ющенко только очередной антироссийский жест. Так ли это?

Леонид МЛЕЧИН: — Я не думаю, что это лишь прощальная зловредная выходка Ющенко. Указ действительно соответствует исторической памяти значительной части западных украинцев. Как случилось, что этот человек в их глазах предстал в роли чуть ли не единственного борца за национальную независимость, за Украинское государство? Во-первых, Бандере «помогла» фальсификация истории в советские десятилетия. Вспомните тогдашние учебники: ни слова о сложной судьбе Западной Украины, которая прошла совсем иной исторический путь, чем Восточная, и тем более — Россия. Во Львове я видел памятную доску «Жертвам четырех оккупаций»: австрийской, польской, немецкой и советской. Нам это читать странно. Но таково восприятие западными украинцами своей истории.

Вокруг Бандеры, ОУН и УПА возникло множество мифов и легенд, которые не соответствуют действительности. Степан Бандера и его соратники предстали в роли людей, которые героически сопротивлялись всем оккупациям. Немцы Бандеру посадили в концлагерь, Советы его убили, никто про него правды не знает... Пока снимал фильм, меня просили: «Вы только скажите правду про Бандеру». Такой убежденности в том, что Бандера и националистическое движение оболгано, не было бы, если бы мы не молчали, к примеру, о том, как в 1939 году советские войска в Западной Украине встречали цветами, но когда начались репрессии НКВД, раскулачивание, настроение изменилось. Ничего не рассказывалось о том, какой кровавой и невероятно жестокой была война, которая почти десять лет (с 1944 года) велась между чекистами и Украинской Повстанческой армией.

РГ: — Но были же не только идеологические просчеты советских вождей, которые повлияли, скорее, на нынешнее восприятие Бандеры в Украине. Почему его поддерживали современники?

МЛЕЧИН: — Бандера поднялся еще и за счет того, что в Западной Украине всегда были и существуют по сей день крайне радикальные националистические воззрения. Нелюбовь к чужим. Лозунг украинского национального движения в той форме, в которой оно сформировалось в Западной Украине, был: «Этнически чистая Украина». Если говорить прямо, это расизм. Откуда он взялся? На обломках Австро-Венгерской империи возникло множество независимых государств. Западная Украина независимость не получила, хотя и пыталась: Западно-Украинская Республика просуществовала всего несколько дней и была аннексирована Польшей.

Отсюда страшная обида на судьбу, на историю, на соседей и фанатичное желание построить государство только для своих. И программа украинских националистов воплощалась Бандерой и другими его соратниками в жизнь путем террора. Причем тщательно его планировали. Если внимательно посмотреть программные документы ОУН до 1941 года (их мало, но есть), там четко написано, например, о делении на нации, с которыми можно мириться, и на те, которые должны быть «изъяты».

РГ: — Кто главные враги Бандеры?

МЛЕЧИН: — Русские, поляки, евреи и венгры. От них надо избавляться. К слову, шла дискуссия о способах... Одни говорили: зачем изобретать колесо, немцы уже все придумали. Другие «гуманно» считали, что чужих надо просто выселить.

Я был в польском лагере в городе Березы (бывший Береза-Картузская). Там содержали оуновцев, которых арестовали после очень громких терактов. Их освободили немцы в сентябре 1939 года, потому что рассматривали как подсобную силу в борьбе с поляками и в грядущей войне с Советским Союзом. На территории Польши во время немецкой оккупации был создан Украинский центральный комитет, открылись украинские газеты. Немцы благоволили к украинцам: на сей счет есть самые надежные документы, например, письма к родственникам в советскую часть Украины. Эти письма перехватывались спецотделом НКВД Украины. Служба безопасности несколько лет назад их рассекретила. И там прямым текстом: как нам здесь хорошо живется, скоро придем к вам, собирается Украинская армия... Речь шла о формировании так называемого Украинского легиона — батальонов, сформированных абвером.

Немцы вступили в контакты с руководителями оуновцев: и с крылом Андрея Мельника, и с крылом Степана Бандеры. И те и другие на это сотрудничество охотно пошли.

РГ: — Современные украинские историки объясняют, если не сказать —оправдывают, сотрудничество оуновцев с фашистами благородной целью —создать независимое государство. В истории того времени был «удачный» опыт такой сделки?

МЛЕЧИН: — Точно также, когда весной 1941 года Гитлер вторгся в Югославию, хорватские националисты-усташи под руководством Анте Павелича провозгласили независимую Хорватию. Сторонники Бандеры утверждают, что он хотел того же. За что же его винить? Но Хорватское государство было, по сути, преступным: там шло уничтожение евреев, цыган и сербов. Было убито около 140 тысяч человек. Я был поражен, узнав, что между усташами и оуновцами существовало тесное сотрудничество в 30-е годы.

Бандера хотел повторить опыт Павелича во Львове. Сразу же после того, как в ночь на 30 июня 1941 года Красная Армия покинула город, туда, я все выяснил документально, вошли передовые части немецкой горно-стрелковой дивизии, батальон «Нахтигаль», сформированный из украинцев, и передовая группа Организации украинских националистов во главе с Ярославом Стецко, которому Бандера поручил провозгласить Украинское государство. Они распространяются по всему городу, захватывают тюрьмы и в тюрьмах находят убитых узников. К слову, этот эпизод требует честного комментария. По всей западной границе чекисты не успевали эвакуировать заключенных, и тех, кого считали опасными, просто расстреливали.

Но далее. В убийстве обвинили евреев. Стецко моментально сформировал вспомогательную полицию. Нашлась куча народу, которые захотели там служить. Они стали сгонять евреев в тюрьмы, и там их расстреляли. Этим страшным погромом ознаменовался приход украинских националистов во Львов. Сейчас пролито море чернил, чтобы снять с украинцев ответственность, свалить вину на немцев. Нет, айнзацгруппа СС приехала днем позже. Все зафиксировано. Между тем в первые дни убили около четырех тысяч человек.

Есть стенограмма с собрания по случаю создания Украинского государства, проведенного Стецко 30 июня со здравицами Гитлеру. Да и глава Греко-католической церкви митрополит Шептицкий обращался к фюреру с благословением по случаю взятия им Киева. Есть письмо Стецко германскому правительству, где тот выражает надежду, что создание Украинского государства послужит интересам великой Германии...

Но дальше-то произошло то, чего оуновцы не ожидали: Хорватия Гитлера не интересовала, а вот Украина с ее плодородными землями — даже очень. С какой это стати территория, на которую у нас уже есть планы, рассуждали немцы, собирается быть независимой?

По подсчетам польских ученых, УПА уничтожила до ста тысяч человек.

РГ: — Известно, что Бандера сидел в немецком концлагере с 1941 по 1944 год. За что и когда посадили «друга»?

Млечин: — Бандеровцы стали устранять конкурентов-мельниковцев, убили полтора десятка человек. А немцы привыкли сами решать, кого убивать. Есть документ, подписанный начальником главного управления имперской безопасности Гейдрихом, который возмущается самоуправством Бандеры. Немцы посадили Бандеру и его соратников, несколько человек просто расстреляли. Он сидел за самовольство, а вовсе не потому, что был противником нацистов. Ничего подобного. Он до посадки сотрудничал с немцами и, освободившись, опять станет с ними сотрудничать.

Другое дело — его семья. Двоих братьев убили в Освенциме. Отца расстрелял в июле 1941-го киевский военный трибунал. Просто как отца Бандеры. Он был священником, в подполье участия не принимал.

РГ: — Как развивалось националистическое движение после того как Бандеру отправили в концлагерь?

Млечин: — Малочисленная немецкая оккупационная администрация просто не смогла бы функционировать без помощи добровольцев-украинцев. Кто-то служит в администрации, кто-то — во вспомогательной полиции. Благодаря местным добровольцам Вермахт не держит в Западной Украине свои части и отправляет их на Восточный фронт воевать с Красной Армией. Это была борьба на стороне фашистов, оправдания «правдой борьбы за независимое государство» не проходят.

РГ: — Был ли главнокомандующий Украинской Повстанческой армии Роман Шухевич награжден Железным крестом?

Млечин: — Нет, это миф. Его наградил Ющенко звездой Героя Украины раньше Бандеры на два года. Шухевич служил в батальоне «Нахтигаль», сформированном абвером — военной разведкой и контрразведкой Германии, — для диверсионной работы в тылу Красной Армии.

РГ: — «Волынская резня» на чьей совести?

Млечин: — Один из главных «подвигов» УПА — зачистка Волыни и других районов от поляков. Врывались в деревни, окружали дома и всех убивали. Не только мужчин. По подсчетам польских ученых, УПА уничтожила до ста тысяч человек.

Когда Польшу освободили советские войска, уже поляки стали изгонять из этих районов Волыни украинцев. Тогда просоветское правительство Польши с советским правительством Украины в Киеве подписали соглашение об обмене населением. Но никто уезжать не хотел. Это же были крестьяне, для которых нет ничего дороже своей земли. Тогда поляки поступили также жестоко: окружали деревню войсками и вывозили украинские семьи, а активистов сажали в Освенцим, который уже пустовал. УПА сопротивялась, и это придало ей героический ареол защитников украинского народа. Но в этой войне обе стороны — и поляки, и украинцы — совершили чудовищное преступление.

РГ: — В одной из своих книг вы пишете, какие методы применял НКВД в борьбе с повстанцами. Читаешь — и кровь стынет...

Млечин: — Методы НКВД в Западной Украине ничем не отличаются от методов НКВД на всех остальных советских территориях. Действовали очень жестоко. Есть постановление Политбюро ЦК Компартии Украины об осуждении чекистов, которые сжигают целые деревни. Есть записка прокурора Киевского округа с рассказом о так называемых спецбоевках. Выдавая себя за оуновцев, сотрудники НКВД приходили в деревню, хватали тех, кого подозревали в сотрудничестве с «лесом», и обвиняли в сочувствии коммунистам. Те тут же раскрывали себя. Советская власть столкнулась с мощным партизанским движением, бороться с которым было очень трудно. Но методы НКВД не оправдывают методов ОУН. В ее структурах была служба безопасности, которая тотально уничтожала всех, кто сотрудничал с советской властью, в том числе — учителей, врачей, заведующих клубами, которые точно не были чекистами.

РГ: — Почему фашисты все же отпустили Бандеру из концлагеря?

Млечин: — Германия к 1944 году уже потеряла Украину, но украинские националисты все еще были нужны, чтобы задержать Красную Армию. Немцы отпускают Бандеру и налаживают с ним сотрудничество. Оно задокументировано. И в этом тоже преступление Бандеры: воюя с Красной Армией, он задерживал окончательный разгром Третьего рейха. Это обошлось и нам, и союзникам в дополнительные жизни и продлило Вторую мировую войну. Пока немцы могли держать Восточный фронт, не без помощи Бандеры и Шухевича, они продолжали убивать людей в концлагерях. Эта кровь и на украинских националистах! Я не могу согласиться с популярным в современной Украине тезисом: «У каждого — своя правда». Во время Гражданской войны — да. А в этой войне — нет. Оценка гитлеровского режима не меняется и пересмотру не подлежит. Всякий, кто помогал Гитлеру, является его соучастником. У тех, кто был на стороне зла, нет «своей правды».

И еще. Знаете, сколько желающих нашлось вступить в дивизию СС «Галичина» добровольцами? 80 тысяч молодых украинцев! Дивизия формировалась в 1944 году. К этому времени все, кто хотел, уже поняли, что представляет собой преступный гитлеровский режим.

Но что удивительно: когда началась холодная война, оуновцы стали получать помощь и поддержку сначала от британской, а потом — от американской разведки за информацию с территории СССР. Более того, сейчас рассекречены документы, где видно, что с 1948 года украинские города стали вычеркивать из единого плана нанесения ядерных ударов по советской территории.

КОММЕНТАРИЙ «Дня»

ВОЗМОЖНА ЛИ ТОЛЬКО «НАША ПРАВДА»?

Читая интервью «Российской газеты» (заметим, официального печатного органа, отражающего, в политических реалиях сегодняшней Российской Федерации, точку зрения отнюдь не только конкретных журналистов, но государственной власти) с Леонидом Млечиным, известным журналистом «центристского», умеренного направления, — невозможно удержаться от нескольких замечаний. Постараемся хотя бы вкратце обозначить их.

Леонида Млечина никак не назовешь «ястребом» на общем фоне сверхлояльных к власти московских политологов и публицистов — это не Михаил Леонтьев, не Глеб Павловский и не иные «бойцы» того же плана. Тем более удивительна сама концепция, которую стремится донести до читателя Млечин. А именно: признавая кровавые преступления НКВД («действовали очень жестоко», «выдавая себя за оуновцев, сотрудники НКВД приходили в деревню, хватали тех, кого подозревали в сотрудничестве с «лесом», и обвиняли в сочувствии коммунистам. Тот тут же раскрывал себя», и даже более того: «Советская власть столкнулась с мощным партизанским движением, бороться с которым было очень трудно» — вот это последнее признание поистине дорого стоит!) — признавая злодейские дела подручных Берии, маститый публицист, тем не менее, остается в плену явно архаичных стереотипов советской эпохи. Постараемся отметить некоторые из них.

Первый. Л. Млечин утверждает, что «на Западной Украине всегда были и существуют по сей день крайне радикальные националистические воззрения», за счет которых, якобы, и «поднялся Бандера». Существуют — именно «существуют» (но не доминируют!) они и в России, и в демократических странах Европы. Экстремисты — и это, к сожалению, неизбежно — есть во многих, цивилизованных в том числе. Но в правовых обществах к ним относятся именно как к экстремистам, политическим маргиналам. И Западная Украина тут не исключение. Поэтому вызывает решительное неприятие и протест такой тезис Млечина: «Лозунг украинского национального движения в той форме, в которой оно сформировалось на Западной Украине, был: «Этнически чистая Украина». Где, в каких произведениях Ивана Франко (а это и есть истинный родоначальник освободительного движения на Западной Украине, и не только на Западной), лидеров Украинского Сечевого Стрелецтва, ОУН, в каких документах УПА господин Млечин нашел этот лозунг? Напротив, любой непредвзятый исследователь признает, что в рядах УПА плечом к плечу с украинцами сражались люди и многих других народов — в том числе и русские, и белорусы, и евреи, и грузины... Сражались под лозунгом: «Свобода народам! Свобода людині!», а не под лозунгом «этнически чистой Украины». И, кстати, толерантность к гражданам любых наций была и остается присущей львовянам.

Далее. По крайней мере бездоказательным выглядит тезис Л. Млечина: «немцы вступили в контакты с руководителями оуновцев: и с крылом Андрея Мельника, и с крылом Степана Бандеры. И те, и другие на это сотрудничество охотно пошли». И ни одного документально подтвержденного свидетельства! Зато фактом является гибель от пуль, от пыток нацистов Олены Телиги, ее мужа Михаила, замечательного поэта Олега Ольжича, десятков тысяч других борцов, как фактом является и то, что партизанское движение на Западной Украине, существование которого признает и Леонид Млечин, в немалой степени было продолжением — и порождением — предыдущего вооруженного сопротивления нацистам на этих землях. Это и было борьбой на два фронта.

Никак нельзя признать обоснованным утверждение Л. Млечина о том, что «малочисленная немецкая оккупационная администрация просто не смогла бы функционировать без помощи добровольцев-украинцев... Это была борьба на стороне фашистов, оправдание «правдой борьбы за независимое государство» не проходит». Кто были эти «украинцы-добровольцы»? Если утверждается, что их роль была настолько значительной — почему говорится об этом столь бегло и коротко, без уточнений исторических материалов, времени и места событий? Правда, очень любопытно, что Леонид Млечин называет мифом рассказы о том, что главнокомандующий УПА Роман Шухевич был награжден (чуть ли не лично фюрером) Железным крестом. А сколько электронных и печатных СМИ с готовностью тиражировало эту ложь...

Надо заметить, что ранее Леонид Млечин стяжал себе имя громкими публикациями, подготовленными на основе архивов московских спецслужб (ясно, что к этим архивам допускают только определенных исследователей в определенных ситуациях). Но дело даже не в этом. Млечин прекрасно понимает всю деликатность и сложность разбираемой им трагедии, он откровенно признается: «Во Львове я видел памятную доску «Жертвам четырех оккупаций: австрийской, польской, немецкой и советской». И при этом добавляет: «Нам (гражданам России. — И. С.) это читать странно». Вот именно! А почему «странно» — господин Млечин не задумался?

И в снятом им документальном фильме о Бандере, и в интервью «Российской газете» он не смог или не захотел преодолеть черно-белый подход, по сути советский, с четким разделением на «ангелов» и «дьяволов». И это при том, что Млечин, как профессионал высокого класса, понимает, что «вокруг Бандеры, ОУН и УПА возникло множество мифов и легенд, которые не соответствуют действительности». Понимает — но полностью высвободиться из-под власти этих мифов он не смог.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать