Две парадигмы веры
Размышления на основе визитов Патриарха Кирилла в Украину и Папы Франциска в Рио-де-ЖанейроВ прошлые выходные в христианском мире произошли два события, которые заставили мировую общественность сконцентрировать свое внимание. Первое — приезд Патриарха Кирилла в Украину и празднование Крещения Руси; второе — празднование всемирного Дня молодежи в Рио-де-Жанейро. Стоит отметить, что и на страницах газеты, и в Летней школе мы немало дискутировали и между собой, и задавали вопросы нашим «лекторам» о важности приезда главы РПЦ в сопровождении российской политической верхушки, рассматривая это событие в разных диапазонах: политическом, культурном и наконец — христианском. К сожалению, именно христианский контекст, с которого стоило бы начинать, остался в конце других смыслов. Второе событие — визит Папы Франциска в Рио — в украинском медиапространстве осталась фактически без внимания, а должно бы, ведь на основе поведения и поступков глав Церквей во время этих визитов можем проанализировать вызовы, которые сегодня появляются перед нами.
«ЦЕРКОВЬ СО «ВХОДОМ ПО ПРОПУСКАМ»?
В прошлом году, когда Патриарх Кирилл приехал в Украину, медиа-мир помнит скандально известный конфуз с одной из участниц «FEMEN», которая по стандартной схеме «поздоровалась» с главой РПЦ. Мы помним акцию «kill Kiril». Тогда же немало украинских наиболее читабельных сайтов растиражировали скандальные фото, повысив, таким образом, и рейтинг, и соответственно прибыли. Анализируя этот случай, в одном из текстов тезисов для конференции я написала, что не оправдываю такой поступок украинских медиа, ведь это, во-первых, неэтично, а, во-вторых, — по-детски, бессмысленно попадать в заранее расставленные ловушки. Однако событие, которое произошло недавно, а именно — крещение Руси, журналистам, по-моему, нужно анализировать критически и не только в одном контексте.
Рассматривая украинско-российские взаимоотношения на протяжении определенных исторических эпох, можем отметить, что Церковь была спутником, а отчасти — инициатором, определенных политических процессов, скажем событий времен запорожского казачества, в частности Хмельниччины; позже, уже в ХVI веке, в полемике по заключению Берестейской унии... Напоследок — одиозного празднования 1000-летия крещения Руси именно в Москве, когда один из украинских историков записал: «Празднование этого события — бессмысленно, ведь, когда Владимир Великий крестил Русь, то на территории Московии бегали медведи». Рассматривая в этой часовой преемственности вышеуказанные события, для нас не представляется странным, что акцент на сегодняшнем праздновании юбилея Крещения Руси смещены с религиозного на политический. В контексте этих рассуждений самым болезненным для меня остается то, что ситуация повторяется: двадцать пять лет назад Москва была центром торжеств, сегодня в условиях украинской независимости (!), сценарий повторяется лишь с изменением координат: Москва в Киеве.
Однако, по-моему, важнейший акцент этого события стоит поставить на диалоге между церковью и ее паствой. Во-первых, журналисты, освещая эти события, отметили пышность прибытия Патриарха Кирилла: на страницах социальных сетей и информационных агентств распространяли фото скандально известного «бронепоезда» (хотя это всячески опровергают люди Кирилла), многочисленной охраны и даже неприлично дорогих марок айпадов православного духовенства. Однако немногие увидели за пределами торжеств обычных набожных женщин, которые хотели принять участие в действе, однако остались «вне пределов», ведь у них не было приглашений. Почему так произошло? И к кому в конечном итоге приезжал Патриарх, если большая часть прихожан не попала на слишком закрытые торжества? Мы уже не говорим о представителях других ветвей православной церкви, которые выходят из купели Владимирового крещения, потому что для этого нужна отдельная дискуссия. Настоящая внутренней жизни Церкви тогда, когда есть контакт с каждым ее членом; когда нет избранных, а все равны. В условиях нивелировки этих принципов происходит подмена самих понятий и, к сожалению, Церковь теряет свое глубинное содержание.
«ЦЕРКОВЬ ДЛЯ БЕДНЫХ»?
С интервалом в три года католическая церковь празднует Всемирный день молодежи. Стоит отметить то, что локация проведения мероприятия — разная, то есть каждый раз выбирают другой город, куда будет съезжаться молодежь со всего мира. В этом году молодых паломников принимали в Рио. Приблизительное количество участников, которые прибыли в самый популярный город Бразилии, — полтора миллиона. Для Папы Франциска — это один из первых заграничных визитов к своей пастве. После официальной интронизации, да и в конечном итоге до нее Папа стал любимцем журналистского мира. На страницах международных и украинских сайтов можно было увидеть фото, где Папа без охраны прогуливается по Риму, благословляет детей, омывает ноги заключенным, ездит в метро и даже отказывается носить новые специально пошитые ботинки. В одном из первых меседжей к христианскому миру Папа отметил, что не зря выбрал имя святого Франциска, ведь Церковь должна быть сообществом для бедных. Поэтому. давайте проанализируем основные штрихи к визиту понтифика в Рио. Папа путешествует обычным рейсовым самолетом. В аэропорту его встретила Президент Бразилии — Дилма Русефф. В своем комментарии для журналистов мэр Рио-де-Жанейро, Эдуардо Паэс, отметил, что Папа может делать все, что угодно. «Мы не будем ему ничего запрещать. Он может даже ездить на велосипеде, прогуливаться или сесть в открытый автомобиль», — отметил господин Паэс.
Следя за ходом Всемирного дня молодежи, казалось, что Папа пытался никого не забыть. В его распорядке — не только разговор с основными «виновниками» встречи, но и заключенными, жителями бедных кварталов, нарко- и алкозависимыми людьми, политиками и спортсменами. Однако, по-моему, наиболее красноречивый факт из встречи — фото, когда маленький мальчик подбежал к Папе и со слезами на глазах сказал, что мечтает стать священником. Тогда Папа обнял ребенка и заверил, что будет молится за него.
Никого не хваля и не критикуя, предлагаем сделать вывод. Безусловно, не стоит воспринимать эти размышления, как «камень в огород» одних или «оды» для других... Нет. Как с одной, так и с другой стороны есть разные случаи. Суть не в этом, а в том, что действия таких знаковых иерархов могут носить, как мотивирующий, так и демотивирующий характер. Поэтому остается только пожелать им и нам сделать правильный выбор!
Выпуск газеты №:
№135, (2013)Section
Общество