«Двенадцать шагов» навстречу себе
Не можешь помочь себе сам, обратись к... алкоголику, который бросил пить— Что это ты делаешь? — спросил маленький принц.— Пью, — мрачно ответил пьяница.— Зачем? — Чтобы забыть.— О чем забыть? — спросил маленький принц; ему стало жаль пьяницу.— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.— Отчего же тебе совестно?— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова...Антуан де Сент-Экзюпери,«Маленький принц»
Легенды, мифы, сказки, песни сохранили в себе еще с давних пор упоминания об алкоголе. В вавилонском эпосе говорится, что винный виноград был подарен земле, как память о падших богах. В Древней же Греции не приветствовали чрезмерное питье и называли варварами тех, кто не разбавлял вино водой. Тем не менее сами же греки создали бога вина, небезызвестного Бахуса. В гораздо более поздний период истории человечества именно Бахус удостоился массы литературных (особенно поэтических) посвящений. Что ж, великие тоже признавали этого бога... А может они были просто больны?
Наше здравоохранение, в частности наркология, очень часто пыталась излечить алкоголиков лишь медикаментозными методами. После прохождения детоксикации (очистки организма от алкоголя) больного могли поместить в диспансер, где он проходил трудотерапию и прослушивал лекции о вреде пития. При желании больного «подшивали» (таким способом формируя страх перед принятием дозы спиртного), кодировали, гипнотизировали, применяли электросон и другие методы. Но зачастую, выйдя из лечебницы, бывший пациент испытывал желание отметить свою выписку у ближайшего пивного ларька или в ликероводочном отделе. Пьянству объявлялся бесконечный бой, но поле брани все расширялось и расширялось. И эти мужчины и женщины часто даже сами себе не признаются в том, что у них есть проблемы с алкоголем...
Глеваха. Среда. В этот день наркологи Киевского областного наркологического диспансера обычно перегружены работой — завозом. Милицейские машины привозят на «перевоспитание» тех, на кого уже не действуют «добрые слова». Очередь у кабинета судебной медицинской экспертизы. За дверью этого «чистилища» множество бумажных папок, в которых заархивировано человеческое падение. Алкоголь и наркотики часто становятся тем спусковым рычагом, который толкает человека на то, чтобы украсть, обидеть, убить... Они делают человека равнодушным к себе и к окружающим, деградирующим и даже аморальным...
В наркодиспансере в Глевахе есть несколько отделений, мужские и женские. И жизнь там, скажем откровенно, не сахар. На это вы можете возразить: «А что им, алкоголикам, еще надо. Сами докатились». Подобный пренебрежительно-осудительный тон многие из нас принимают, когда речь заходит о людях, которые страдают одной из самых коварных болезней — алкоголизмом. Да, алкоголизм — болезнь, а не порок — так решила Всемирная организация здравоохранения еще в 1951 году. Он числится в перечне других хронических и смертельных заболеваний и признан болезнью не только тела и психики, а также человеческого духа.
Разумеется, в наркодиспансер не попадают все, кто болен алкоголизмом. Сами же алкоголики часто думают, что они больны чем угодно, но только не алкоголизмом, называя «алконавтами» валяющихся под забором «друзей по несчастью». Но что стоит за этой уверенностью и бравадой? Стыд, разочарование, страх. А также полное непонимание того, как именно действует эта болезнь. Алкоголик почти у всех ассоциируется с разрушенной печенью, но не у всех с глубоким чувством вины, которое он испытывает. Больному алкоголику кричат, что у него нет силы воли, но никто толком не понимает того, что традиционный призыв «взять себя в руки» в борьбе с одной из сложнейших болезней становится абсолютно бесполезным. Алкоголиков, которые клянутся своими детьми, что пить больше не будут, обвиняют в полной бесчувственности и деградации, но при этом не учитывают того, что тяга к спиртному как один из симптомов болезни даже сильнее, чем ответственность перед семьей...
Алкоголизм как прогрессирующая и ведущая к смерти болезнь захватывает человека в плен. Она управляет его жизнью.
Мы очень часто слышим фразу: «Все пьют и я пью». Такое отношение к алкоголю в нашем обществе способствует тому, что алкоголиков становится все больше и больше. Мы бездумно одариваем наших потомков «нетрезвыми генами», которые уже в зародыше делают из детей алкоголиков.
Известно, что славянскому образу мыслей и действий присуща некоторая инертность. На нечто вроде этого наткнулась сначала и новая программа лечения, привезенная из Америки летом прошлого года. Метод лечения основан на программе выздоровления алкоголиков в товариществе «Анонимные алкоголики» и использует в качестве своего основного инструмента групповую психотерапию. В США — это самая распространенная методика лечения в медицинских учреждениях и клиниках.
Летом минувшего года на базе диспансера в Глевахе прошли подготовку первые профессионалы из лечебных заведений Украины. Механизм был запущен, и появились первые психотерапевтические группы в Глевахе, Чернигове, Полтаве. Кстати, за несколько лет до появления этих групп, уже проводилось анонимное лечение алкоголиков во Львове и Одессе. Неоспоримость репутации методики в дружественной нам державе и положительные результаты проверки ее в наших условиях убедили Министерство здравоохранения в том, что программа действительно нужна. Этим летом курс подготовки наших специалистов был повторен, и консультанты по терапии «12 шагов» появились в Ирпене и Полтаве.
«Терапия предусматривает реабилитацию на всех уровнях (т.е. физическом, психическом, социальном и духовном). Ранее же ни одна подобная методика не затрагивала, например, вопросы духовного развития человека», — говорит психолог диспансера Александр Авдеев.
И заметьте, это не программа религиозного исцеления, а психотерапевтическая методика. Она не панацея, но позволяет подойти к проблеме алкоголизма по-новому. Результат ее работы — в глазах первых пациентов. Это глаза людей, которые полны надежды и желания жить трезво.
Новый подход методики состоит в том, что предметом анализа становятся чувства вины и обиды, отношения с окружающими людьми. Больные алкоголики убеждаются в том, что их тяга к спиртному — симптом коварной болезни. Они признают то, что единственный метод выздоровления — не притрагиваться ни к какому спиртному вообще, хоть и навсегда, как это ни парадоксально, оставаясь алкоголиком... Эти принципы полностью сходны с принципами товарищества «Анонимные алкоголики», которое становится широко известным у нас в Украине. Еще в начале века алкоголики поняли: чтобы оставаться трезвыми, им необходимо общаться между собой. Из этой идеи и выросло всемирное товарищество. В других странах его члены привлекаются к работе в медицинских учреждениях типа наших наркодиспансеров. Необходимость в этой традиции появилась и у нас. Трезвые алкоголики приезжают помогать в Глеваху, где работают психотерапевтические группы для желающих лечиться по новой программе.
Глеваха. Среда. В этот день наркологи Киевского областного наркологического диспансера перегружены работой — завозом. Милицейские машины привозят на «перевоспитание» в Глеваху тех, кто уже достиг своего дна. Разумеется, никто еще не подсчитывал, сколько людей ощущает собственное дно из-за того, что они алкоголики. Не в вине дело, а в том, что мы — люди, и наше несовершенство делает нас уязвимыми для разного рода «заменителей счастья». Для кого-то таковым стал алкоголь — когда на мир приятнее смотреть сквозь донышко наполненного вином бокала. Но ведь сказал же кто-то, что «наше счастье — в наших руках». И, наверняка он не имел в виду чашу, наполненную до краев даром мифического Бахуса.