«Двойная жизнь» директора гимназии,
или О том, к чему приводит наличие политической позицииУ учеников Александрийской государственной гимназии № 1 им. Т.Г.Шевченко 30 сентября начались вынужденные каникулы из-за «неготовности помещения» к учебе. К тому же, директор Геннадий Могилей с конца августа этого года ждет распоряжение об увольнении, которое не вступило в действие, поскольку директор был в отпуске, прерывавшемся болезнями. Это, так сказать, последствия. А причины такого положения достаточно интересны и, к сожалению, довольно типичны.
ДИРЕКТОР
Во второй половине мая на одном из производственных совещаний у городского головы Александрии всех руководителей школ города поставили перед фактом, что независимо от того, будут платить зарплату или нет, будут финансировать ремонтные работы помещений школ или нет, если вы директора, то нужно руководить и подготовить школы к новому учебному году, если руководить (речь не шла об учебном процессе) не умеете, то такие директора не нужны. Геннадий Могилей, который ждал ответы на вопросы о финансировании гимназии, заданные им еще на апрельской сессии горсовета, и не получивший их за более чем полтора месяца, расценил такие предостережения, как унижение профессионального достоинства, и демонстративно покинул это совещание.
В июле этого года учителя города в отпуск ушли без «отпускных». Преподаватели гимназии не согласились на это и заявили, что в отпуск не уйдут, пока им не выплатят заработную плату, а отпуск продолжат в сентябре, если летних дней не хватит для полноправного отдыха. Этот вопрос должен был решиться до 1 июля. Не решив проблему, городской голова и его заместители ушли в отпуск. Заведующая городским отделом образования без городского головы решить связанные с финансированием вопросы не могла. До 12 июля учителя продолжали выходить на работу. Понимая, что ситуация патовая, коллектив подал в суд на взыскание задолженности и ушел в отпуска без денег. Срок выхода на работу перенесли на 9 сентября. Геннадий Терентьевич обратился к коллективу с просьбой прервать отпуск и 30 августа быть на работе для согласования дальнейших действий: «Если выплатят деньги, то перенесем неиспользованные дни на следующий год и начнем работу...» Директор же оставался на работе для решения хозяйственных вопросов, а особенно — ремонта крыши помещения.
История с ремонтом тянется второй год и еще одну зиму школа не перезимует. Стоит отметить, что помещение гимназии построено в 1972 году и ни один серьезный «корпусный» (крыша, столярка, канализация, сантехника) ремонт не проводился.
Акты многих комиссий по проверке состояния помещения свидетельствуют, что здание нуждается в немедленном ремонте крыши, бойлерной, канализации, окон, электропроводки и тому подобного. Все соглашаются, но на просьбу директора выделить средства — никаких результатов. Г.Могилей продолжал обивать пороги вплоть до 1 июля, пока власть не разбежалась по отпускам.
Могилей не сдается. Он в июле едет к председателю облгосадминистрации и получает устное «добро» на то, что работа одной из строительных фирм будет оплачена по взаимозачету.
Письмо из области за № 740/1-28, которое пришло в начале сентября, датировано 2.09.99. В нем было подтверждение на проведение взаимозачетов, ссылаясь на распоряжение председателя облгосадминистрации от 21.09.99 года. Но «поезд ушел» — начался учебный процесс.
Как всегда, перед началом учебного года началась проверка готовности школы. Здесь следует отметить, что, начиная с ранней весны и до самого лета, любой директор из мудрого учителя всех учителей, солидного руководителя превращается в просителя, нищего с протянутой рукой перед властью, которая сама должна финансово обеспечить проведение разнообразных ремонтных работ, найти спонсоров.
Со второй половины августа по сентябрь с директором происходят новые метаморфозы: он опять перевоплощается, на этот раз в желудя, который не знает, когда упадет, и какая свинья его съест — идет проверка готовности школы к новому учебному году. Общеизвестно, что проверки — это поэма! Часто с трагическим исходом — снятием с работы. Реально, только за «хозяйственную деятельность», можно «съесть» директора. Но практически невозможно его «укусить» за профессиональную некомпетентность.
В александрийской истории все события развивались именно по такому сценарию.
Сначала директору гимназии не дают ознакомиться с актом приемки, без чего он, согласно действующему законодательству, не имеет права начать учебный год в школе. Кроме этого, по словам Г.Могилея, «если директор согласится на эксплуатацию помещения, деградирующего технически, это означает, что он становится сторонником власти по разрушению данного заведения и подвергает детей опасности: электропроводка замокнет, а она с 1972 года, изоляция потрескалась, некоторые помещения раньше опечатывались госслужбой охраны труда...» Эти и другие аргументы директор в телефонном разговоре приводит заместителю председателя облгосадминистрации М.Суворову. Реакция была мгновенной. Акты вручены директору гимназии. Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Александрии Л.Пономаренко, «временно запретить эксплуатацию гимназии им. Т.Шевченко с началом отопительного сезона при несоответствии температурного режима помещений и при неудовлетворительном состоянии крыши до проведения ремонта системы отопления и крыши», ответственность же возлагается на директора гимназии. Напоминаю, без копейки денег на выполнение всех предписаний о готовности заведения. Подобные предписания были и в прошлые годы, но с условием «при наличии средств», тут же — без всяких оговорок.
События накануне начала учебного года и первых дней учебы разворачивались с молниеносной скоростью. Оказалось, что мэр города Степан Цапюк «ничего не знает» о ситуации с гимназией. «Ничего не знающий» Степан Кириллович 31 августа создает комиссию «с целью проверки готовности указанного учебного заведения к новому 1999- 2000 году». В первый день нового учебного года комиссия приступила к «изучению» ситуации. — А как бы вы поступили на моем месте? — спросил меня городской голова.
— Так бы и поступил, если бы действительно ничего не знал об этой ситуации. А так не логично что-то получается, не правдоподобно. Полгода перебрасывались бумажками, а тут: «ничего не знаю».
Прокурор города В.Чорнобривец отправляет директору гимназии запрос о состоянии готовности школы и использовании финансов (№ С-24 от 06.09.99 г.). На гимназию «бросают» контрольно-ревизионную комиссию, аргументируя это решение плановой проверкой. Ею никаких злоупотреблений не было выявлено, кроме того, 204 грн. 63 коп. не были направлены «на погашение задолженности по заработной плате (несколькосоттысячной), а остались на счету, т.е. неиспользованными».
Свои предыдущие и дальнейшие действия городской голова и его заместители комментировали с позиции действующего законодательства. В соответствии с законодательством они твердо решили снять с занимаемой должности директора гимназии. Но их намерения противоречили новому Закону Украины «Об общем среднем образовании» и оснований для снятия, как не крути — нет. Подтверждением этому является письмо начальника областного управления образования О.Домаранского городскому голове, в котором, в частности, сказано, что администрация гимназии и лично директор заведения действовали и продолжают действовать, способствуя организационному обеспечению надлежащего функционирования учебного заведения в пределах и на основании требований действующего законодательства. Между тем, Геннадий Могилей находится в законном отпуске, но остается в городе и координирует деятельность коллектива в учебном процессе, дает советы своему заместителю Светлане Илларионовой, как следует вести себя с горсоветом.
Главная задача городского головы и его заместителей — отозвать Геннадия Терентьевича из отпуска, правдами и неправдами пригласить его в горсовет и сообщить об увольнении. Ему «шьют» прогул. Могилей знает, что в первый же день его выхода на работу ему «каюк», а «прогулы» его не волнуют: здесь все на законных основаниях.
ПОЛИТИК
Геннадий Могилей — человек известный в городе не только как директор. С 1986 по 1990 год был заведующим городского отдела образования, начал процессы демократизации в городской системе образования. Ввел институт избрания директоров школ города педагогическими коллективами. В 1990 году педагогический коллектив школы № 1 избирает его своим директором. Геннадий Терентьевич выходит из рядов КПСС.
В 1992 году на базе школы создает украинскую гимназию, которая быстрыми темпами набирает силы, становится центром национального возрождения в городе. При ней открывается школа искусств. Рейтинг среди родителей и детей один из самых высоких в городе (в Александрии 21 среднее общеобразовательное учебное заведение).
Геннадий Терентьевич становится одним из организаторов Партии демократического возрождения Украины, впоследствии председателем городской НДП и «Злагоды». После второго этапа 4 съезда НДП, которая определилась в поддержке Леонида Кучмы на президентских выборах, Могилей повторяет поступок «десятерых»: слагает полномочия председателя местной организации и выходит из «партии власти и номенклатуры». Пример своего лидера повторяет большинство членов организации. Результат — самороспуск Александрийской организации НДП.
Господин Могилей продолжает возглавлять местную «Злагоду», но в начале сентября, после заявления Всеукраинского съезда этого объединения, суть которого: «Злагода» — за Кучму», Могилей не соглашается с таким процессом, но официально сложить полномочия не может, поскольку официальных документов, связанных с работой Всеукраинского съезда, ему — как председателю — не предоставили. В городе была создана «параллельная» «Злагода», без Могилея.
29 марта 1999 года общим собранием Александрийской городской организации НДП под председательством Г.Могилея принята резолюция «О состоянии и перспективах сотрудничества с городской властью», в которой сказано, что на минувших выборах городского головы НДП добивалась смены власти в городе, но обновленная власть за год существования не смогла улучшить ситуацию в городе, а действует «в значительно худшем варианте.., болезненно реагируя на малейшую критику». «Дальнейшее падение объемов производства, рост безработицы, задолженность по выплатам заработной платы и пенсий, падение жизненного уровня подавляющего большинства александрийцев, рост социальной напряженности в трудовых коллективах до крайних форм, ухудшение условий проживания» — такова характеристика деятельности местной власти за год. Общее собрание выразило вотум недоверия городской власти, поскольку есть все «основания сомневаться в способности городских властей к самоуправленческим основам деятельности, без чего никаких сдвигов к лучшему в городе произойти не может». Резолюция не была напечатана в местной прессе.
Позже Г.Могилей как председатель Александрийской городской организации «Злагоды» и председатель Александрийского городского комитета профсоюза работников образования и науки К.Пензина проинформировали Валерия Пустовойтенко о ситуации, сложившейся в городе вокруг невыплаты зарплат, и все более возрастающей социальной напряженности в городе. Причиной этого является «нецелевое использование бюджетных средств, открытое разбазаривание коммунального имущества...» В письме также сказано, что политические силы города готовятся к инициированию местного референдума по выражению недоверия власти.
За такие «проделки» по головке не гладят. Но попробуй зацепить Могилея, он же председатель местной организации партии, председатель «Злагоды», в которых сам Валерий Павлович Пустовойтенко состоят и сопредседательствуют. Конечно, радикальных действий к Могилею не применяют. Но вот середина мая и самороспуск местной НДП. Могилей вне партии власти. Могилей возглавляет местную «Открытую политику». «Открытая политика» против Кучмы. Теперь для сопоставления хронологии событий можно вернуться к началу статьи и вспомнить отпуск, ремонт школы и др. Могилей всегда был Могилеем, т.е. всегда имел собственную позицию, которая часто не совпадала с «официальной». Но до мая это был «правильный» Могилей, «защищенный» «Злагодой» и НДП, а после мая — «неправильный». Выводов о действительном лице нашей власти делать не буду. Они очевидны.
Кировоградская область